Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
статья на тему

Никитина Диана Павловна

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

 

Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные  возрастные     характеристики возможных достижений ребёнка  на  этапе  завершения  уровня   дошкольного образования.

Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок  развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольника конкретные достижения в образовании в конкретном возрасте. Кроме того, не смотря на то, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, оно не является обязательным.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в   том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга),  и  не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями   детей. Они не являются основой объективной  оценки  соответствия   установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

В своем выступлении хочу осветить роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования , определенных ФГОС.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими».

Творческие игры создаются самими детьми.Тематика этих игр многообразна.Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых:дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители должны помнить,что без знакомства с окружающим,без чтения доступных книг детям, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей- их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперед физическое,нравственное и умственное развитие ребенка.Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своем сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют свое отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу.Все эти качества проявляются в играх детей.

У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей.Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном их отборе, чтоб они были доступными, яркими, способными побудить ребенка к полезной игре. Вовремя дать ребенку нужную игрушку- значить поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Большой интерес дети проявляют к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребенку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребенку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребенка, так как этот материал можно применять самым различным образом.Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой :куклам дом, кроватку; летчику-самолет и т.д.

У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитателя, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты.Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора,и поезд не просто идет ,а перевозит пассажиров и грузы.Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребенок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов.Сюжетные игрушки (кукла,мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребенка на определенные игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить ее.В посуде – готовить обед или угощать из нее чаем куклу и т.д.

Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по –разному. Кубики и кирпичики изображают хлеб, пироженое или стол,стул.Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребенка и не разрушать его  игру только потому, что им кажется смешным ,что прутик в игре может быть лошадкой.В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослые, познает мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребенок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы.В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления .

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся все более устойчивыми и целеустремленными, их игры продолжаются намного дольше,обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра,чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы.Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается  согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Игра-это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций. Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть  и понимать мир вокруг.

 

Список используемой литературы:

  1. Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983
  2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 545620225.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные  возрастные     характеристики возможных достижений ребёнка  на  этапе  завершения  уровня   дошкольного образования.

Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок  развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольника конкретные достижения в образовании в конкретном возрасте. Кроме того, не смотря на то, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, оно не является обязательным.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в   том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга),  и  не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями   детей. Они не являются основой объективной  оценки  соответствия   установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

В своем выступлении хочу осветить роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования , определенных ФГОС.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими». 

Творческие игры создаются самими детьми.Тематика этих игр многообразна.Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых:дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители должны помнить,что без знакомства с окружающим,без чтения доступных книг детям, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей- их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперед физическое,нравственное и умственное развитие ребенка.Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своем сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют свое отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу.Все эти качества проявляются в играх детей.

У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей.Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном их отборе, чтоб они были доступными, яркими, способными побудить ребенка к полезной игре. Вовремя дать ребенку нужную игрушку- значить поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Большой интерес дети проявляют к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребенку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребенку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребенка, так как этот материал можно применять самым различным образом.Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой :куклам дом, кроватку; летчику-самолет и т.д.

У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитателя, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты.Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора,и поезд не просто идет ,а перевозит пассажиров и грузы.Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребенок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов.Сюжетные игрушки (кукла,мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребенка на определенные игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить ее.В посуде – готовить обед или угощать из нее чаем куклу и т.д.

Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по –разному. Кубики и кирпичики изображают хлеб, пироженое или стол,стул.Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребенка и не разрушать его  игру только потому, что им кажется смешным ,что прутик в игре может быть лошадкой.В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослые, познает мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребенок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы.В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления .

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся все более устойчивыми и целеустремленными, их игры продолжаются намного дольше,обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра,чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы.Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается  согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Игра-это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций. Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть  и понимать мир вокруг.

 

Список используемой литературы:

  1. Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983
  2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...

«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»

Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...

СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...