«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»
статья

Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №33 компенсирующего вида

Приморского района Санкт-Петербурга

«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»

                                           Воспитатель: Игумнова Елизавета Валерьевна

        

Санкт – Петербург

2020

Велика и важна роль  игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Без игры нет детства.

На умственное развитие ребенка игра несет  в себе очень важную роль. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок видит себя и окружающий мир  с разных точек зрения.  Это способствует важнейшему процессу  его мыслительной деятельности. Увидеть объект и происходящие события с разных позиций может ребёнок в игровой деятельности.

Ролевая игра способствует развитию воображения. В игровой деятельности ребенок придумывает ситуацию; реальные предметы используются воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют творческими.

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр разнообразна. Дети изображают жизнь семьи, профессиональную деятельность родителей, семейные праздники.

Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители должны помнить, что зрительных впечатлений окружающей  жизни, без чтения детских книг детям, рассказов, сказок, стихов, без участия родителей в их играх, развитие детей, их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперед физическое, нравственное и умственное развитие ребенка. Дети способны перерабатывать впечатления жизни в своем сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют свое отношение к происходящему. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей.

У детей игры занимают большое место. Игрушки подсказывают тему игры, они являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном их отборе, чтоб они были доступными, яркими, способными побудить ребенка к полезной игре. Вовремя дать ребенку нужную игрушку - значить поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Большой интерес дети проявляют к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребенку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребенку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребенка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой : куклам дом, кроватку; летчику -самолет и т.д.

У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитателя, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идет ,а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребенок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребенка на определенные игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить ее. В посуде – готовить обед или угощать из нее чаем куклу и т.д.

Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по – своему. Кубики и кирпичики изображают булочку, кусочек торта  или кровать, стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребенка и не разрушать его  игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослые, познает мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребенок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся все более устойчивыми и целеустремленными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

 Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет, постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Основные признаки игры:

1. Организованное начало игры (выбор участников, распределение ролей и действий, планирование сюжета).

2. Воображаемая ситуация: умение принять роль, превратиться в кого-то, имитировать действия персонажа и суметь ответить на 2 вопроса: Кто ты? Что ты делаешь?

3. Обозначение пространства игры: игрушки, средообразующие предметы (ширмы, заборчики и т.д.), предметы-заместители.

4. Изменение внешнего облика (элементы костюмов, костюмы, атрибуты).

5. Организованное завершение игры: поощрение в форме хвалебных слов, подарков, сюрпризов, аплодисментов.

Полученные в игре положительные эмоции вызывают у детей хорошее настроение, укрепляют их нервную систему, сохраняют психическое здоровье детей, способствуют позитивному отношению ребенка к детскому саду и образовательному процессу. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной. Поэтому игра является основным средством достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.

Список используемой литературы:

1. Воспитание детей в игре. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983.

2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....

Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные  возрастные...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...

СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного...