Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.
статья (старшая группа)

Уйманова Анастасия Андреевна

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Через игру ребенок успешно учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками и взрослыми, учится мыслить и развивает воображение, выбирая игрушки и используя различные предметы-заместители, преодолевает трудности, связанные с сюжетом игры, ее правилами. Дошкольный возраст считается классическим возрастом для игры. Через игру наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В условиях игры дети лучше запоминают, сосредотачиваются, интенсивнее мыслят.  Игра, как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие.

         В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте описаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Давайте рассмотрим возможность их достижения  посредством игровой деятельности и озвучим принципы педагогического сопровождения игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уйманова А.А., воспитатель

ГБДОУ десткий сад № 35 Кировского района

Санкт-Петербурга

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Через игру ребенок успешно учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками и взрослыми, учится мыслить и развивает воображение, выбирая игрушки и используя различные предметы-заместители, преодолевает трудности, связанные с сюжетом игры, ее правилами. Дошкольный возраст считается классическим возрастом для игры. Через игру наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В условиях игры дети лучше запоминают, сосредотачиваются, интенсивнее мыслят.  Игра, как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие.

        В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте описаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Давайте рассмотрим возможность их достижения  посредством игровой деятельности и озвучим принципы педагогического сопровождения игр:

1. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Первый целевой ориентир не достижим, если педагог не следует принципу поддержки инициативы, самостоятельности и творчества детей.  Необходимо предоставить ребенку самостоятельность в выборе игры и развитии замысла, создании предметно-ролевой среды, в использовании многообразия усвоенных знаний и приёмов. Необходимо создавать полифункциональную игровую среду для эмоциональной комфортности детей и возможности их максимального интеллектуального развития.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

3. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

4. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

5. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

6. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

7. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

8. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Здесь активно работает принцип уважения личности ребенка. Необходимо также научить следовать этому принципу и других детей в группе, активно помогать друг другу, учить понимать свои чувства и настроение других детей. Необходимо создавать различные проблемные ситуации, тренировать детей работать в команде, где каждый участник становится неотъемлемой частью процесса.

9. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

10. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Для достижения этой цели отлично подходит сочинение собственных сказок и историй, создание и обыгрывание различных окончаний уже знакомых сказок. Создание совместно с детьми телеканала с различными передачами или съемка мультфильмов. Придумывание пословиц, загадок, скороговорок и т. п.  необходимо не забывать про принципы: Учета детских игровых интересов, детской игровой субкультуры, полоролевой аспект игровых сообществ; Учета деятельностной природы ребенка. Педагог в условиях сопровождения игр детей учитывает интересы, предпочтения, полоролевые особенности, современное игровое содержание. Игровое содержание, предлагаемое детям, позволит им быть творческими преобразователями в разнообразных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром. Необходимо учитывать свободную, творческую природу самой игры, доставляющую детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность детей.

11. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

12. Проявляет ответственность за начатое дело.

Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

13. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Принцип педагогической поддержки. В процессе игровой деятельности возникает любопытство. Необходимо поддерживать интеллектуальную активность детей для того, чтобы любопытство переросло в любознательность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

14. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

Принцип поддержки разнообразия совместной и индивидуальной игры дошкольников. Педогог использует различные приемы в сопровождении игровой деятельности с целью становления игры формой саморазвития и организации жизни детей.

15. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Развитие моторики неразрывно связано с подвижными и дидактическими играми.  Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, игры с песком или крупой, мозаикой, пальчиковые театры.

16. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

17. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

18. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

19. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

20. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Для достижения этих целевых ориентиров отлично подойдут игры, специально разработанные, для формирования нравственных качеств ребенка. И, конечно, не стоит забывать о принципе возрастной адекватности при подборе игр и принципе конгруэнтной коммуникации, определяющем организацию эффективного общения с ребенком:

- Любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного «образа Я»

- Коммуникация должна строиться безоценочно, то есть необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, делать негативные прогнозы

- Основной акцент при такой коммуникации смещается на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка

- Взрослый в коммуникативном акте становится инициатором взаимодействия с ребенком, его организатором.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет, постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Полученные в игре положительные эмоции вызывают у детей хорошее настроение, укрепляют их нервную систему, сохраняют психическое здоровье детей, способствуют позитивному отношению ребенка к детскому саду и образовательному процессу. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной. Поэтому игра является основным средством достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.

Список используемой литературы:

  1. Воспитание детей в игре. А.К Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983
  2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.
  3. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. В.А. Деркунская – М.: Центр педагогического образования, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....

Статья: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС. Целевые ориентиры дошкольного образования,определенных ФГОС-это социально-нормативные  возрастные...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватат...

«Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС»

Роль игры у детей дошкольного возраста, определенных ФГОС...

СТАТЬЯ: Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи...