Формирование понятия Доброты у дошкольников.
статья на тему

Ведерникова Юлия Владимировна
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понятия Доброты у

дошкольников.

  Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое. На это указывает В.А. Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство...»

   Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности с первых дней его жизни. И чем меньше ребенок, тем боле значимо это воздействие. Именно в семье нужно с детства учить детей искусству жить среди людей, любить их проявлять внимание и доброе отношение.

Некоторые родители считают что доброта - всепрощение, другие рассматривают доброту очень узко, связывая ее проявление лишь с отдельными действиями ребенка: перевел бабушку через дорогу, значит - добрый. Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость, милосердие, отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к людям, забота об их удобстве и покое, готовность быть полезным. В основе доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить себя на место другого, понять, почувствовать, что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Добро связано и с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим собой. Задача взрослых научить ребенка радоваться радостью другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь.

Важнейшим педагогическим требованием воспитания доброты является: умение не только брать, но и отдавать. Ребенку присуща беспредельная потребность в любви и внимании тех, кто его окружает, он рано начинает чувствовать доброту и справедливость по отношению к себе. Ребенок не может ответить на заботу заботой, не умеет поставить себя на место другого - всему этому ребенка надо учить. Возникшие добрые чувства необходимо поддерживать, развивать. Детские чувства должны стимулировать детские поступки.

Сами родители иногда формируют эгоизм у детей: «Это только тебе». « Ни-кому не давай игрушку.» Ребенок может любить бабушку за то ,то она все разрешает, а маму за то , что покупает игрушки. Родителям надо помнить, что эгоист, потребитель не способен на добрые поступки, поэтому надо вникать в мотив детского поступка. Развивать у ребенка умение поступиться своим «я», « хочу» ради «мы», « обязан». Родители редко предают значение тому, что ребенок забыл поделиться, проявляет равнодушие к их радостями огорчениям. Родители не должны оставлять без внимания ни одного грубого действия со стороны детей относительно себя или другого ребенка.

Самым важным является ПРИМЕР поведения самих родителей, и отношение друг к другу. Дети обладают острой наблюдательностью и высокой подражательностью. Они улавливают внешнюю форму и способы обращения родителей между собой, с окружающими людьми. Хорошо когда дети видят улыбку на лицах родителей, эту спутницу доброго отношения к людям, улавливают расположенность, желание помочь, слышат приветливый тон и добрые слова, однако одного примера в воспитании доброты не достаточно, необходимо использовать УПРАЖНЕНИЕ детей в добрых поступках. Это может быть и услуга и помощь старшим : подать тапочки, сумку, помочь приготовить обед, открыть дверь, пропустить вперед. Хорошо когда в семьях практикуются общие дела родителей с детьми. Детей надо учить присматриваться к физическому и духовному состоянию родных, так как рассчитывать что дети заметят плохое настроение, недомогание близких вряд ли приходится.» Что-то грустная твоя подружка, спроси, что случилось.», «Узнай как бабушка себя чувствует». Ребенку нужно помочь не только творить добро, но и мыслить по законам доброты. Здесь помогут родителям БЕСЕДЫ о том, какого человека называют добрым, почему? Перед детьми можно ставить ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ. Например: «Как бы ты поступил?», «Что можно сделать что бы…?» В воспитании доброты важна ОЦЕНКА, которая утверждает ребенка в правильности поступка, помогает увидеть в поступке хорошее. Порицание, осуждение тормозит нежелательные поступки детей. Исследования советских педагогов показывают, что чувство симпатии в форме сопереживания проявляются дошкольников и при чтении СКАЗОК, РАССКАЗОВ. Например: В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Недаром один из известных детских писателей Александр Трофимов отметил: «Детская литература – это то, что помогает нам выжить, когда мы становимся взрослыми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук».

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915682...

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «ряд».

В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия «ряд», так как умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное ов...

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «речевой звук».

Звуки мы слышим и произносим.В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия «речевой звук», а так же подготовительные игры, це...

Конспект непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками "Формирование понятия алгоритм"

Непосредственно образовательная деятельностть со старшими дошкольниками через интеграцию образовательных областей  "Познание", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация"...

План самообразования на тему "Формирование понятия числа у дошкольников".

План самообразования на тему "Формирования понятия числа у дошкольников" на 2017 - 2022 учебный год....

Отчёт по самообразованию по теме «Формирование понятия числа у дошкольников»

В этой статье описывается о проделанной работе за учебный год. О том какие были изготовлены игры для детей по формированию понятия числа у детей....

Презентация по самообразованию по теме «Формирование понятия числа у дошкольников»

В презентации показаны итоги рботы по самообразованию у педагога и детей....