Главные вкладки

    Роль воспитателя на музыкальном занятии в ДОУ
    консультация на тему

    Шевелёва Татьяна Николаевна

    Консультация для воспитателей ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx24.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Подготовил:

    музыкальный руководитель МБДОУ ДС №1

    высшей квалификационной категории

    Шевелёва Татьяна Николаевна

    РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ

              Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
    Активность воспитателя зависит от трех факторов
    1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
    2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
    3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

              Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

    Виды музыкальной деятельности

              Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
    1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
    2. Слушание музыки
    3. Пение и песенное творчество 
    4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах)
    5. Танец
    6. Игра (игра-драматизация)

              Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
              Функционал воспитателя во время слушания музыки:
    · личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
    · во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
    · когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;
    · следит за дисциплиной;
    · оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

              Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний. 
              Функционал воспитателя во время распевания и пения: 
    · не участвует во время быстрых опросных упражнений;
    · следит за правильной осанкой;
    · во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
    · поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
    · воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
    · поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
    · при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
    · не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

               Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
              Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры: 
    · участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
    · исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
    · следит за правильной осанкой;
    · следит за качеством выполнения всего программного материала;
    · дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей); 
    · принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
    · корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
    · разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
    · берет одну из ролей в сюжетной игре;
    · наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

              Обучение игре на детских музыкальных инструментах знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
              Функционал воспитателя во время игра на ДМИ: 
    · участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
    · принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
    · помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями); детям;
    · корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях; 
    · оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами 
    · наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

    Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
    1. Воспитатель сидит с безучастным видом
    2. Воспитатель перебивает исполнение
    3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
    4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

              Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
    Активность воспитателя зависит от трех факторов
    1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
    2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
    3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

              Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

    Виды музыкальной деятельности

              Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
    1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
    2. Слушание музыки
    3. Пение и песенное творчество 
    4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах)
    5. Танец
    6. Игра (игра-драматизация)

              Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
              Функционал воспитателя во время слушания музыки:
    · личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
    · во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
    · когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;
    · следит за дисциплиной;
    · оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

              Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний. 
              Функционал воспитателя во время распевания и пения: 
    · не участвует во время быстрых опросных упражнений;
    · следит за правильной осанкой;
    · во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
    · поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
    · воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
    · поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
    · при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
    · не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

               Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
              Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры: 
    · участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
    · исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
    · следит за правильной осанкой;
    · следит за качеством выполнения всего программного материала;
    · дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей); 
    · принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
    · корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
    · разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
    · берет одну из ролей в сюжетной игре;
    · наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

              Обучение игре на детских музыкальных инструментах знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
              Функционал воспитателя во время игра на ДМИ: 
    · участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
    · принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
    · помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями); детям;
    · корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях; 
    · оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами 
    · наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

    Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
    1. Воспитатель сидит с безучастным видом
    2. Воспитатель перебивает исполнение
    3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
    4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике

    РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ      Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко  Большинство воспитателей понимают, как важно приви...

    Роль оркестра на музыкальных занятиях в ДОУ

    Система музыкального воспитания в детском саду предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия художественными, музыкальными произведениями, обучению пению и движению — музыкальным и...

    "Роль воспитателя на музыкальном занятии в ДОУ"

       Традиционным организатором процесса музыкального воспитания и развития  ребенка-дошкольника  в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспи...

    Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии"

    Воспитывая ребенка средствами музыки, воспитатели должны понимать ее значение для всестороннего развития личности. Очень хорошо, когда дети в свободные часы поют песни, играют на детских музыкальных и...

    Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Праздники в ДОУ по ФГОС"

    Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Проведение праздников с учтом ФГОС....

    РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ

    Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...