Темперамент. Особенности протекания нервных процессов у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Солдатенкова Дарья Дмитриевна

Темперамент – скорость протекания нервных процессов, смена нервных процессов (возбуждения и торможения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент. Особенности протекания нервных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Темперамент – скорость протекания нервных процессов, смена нервных процессов (возбуждения и торможения).

Холерик -  сильный тип нервной системы, у которого процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Эти дети очень быстро попадают в разряд трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей. Прежде всего они любят общаться, но односторонне: я говорю. Ты молчишь и слушаешь.  Любит много двигаться. Все подвижные игры, игры – развлечения. Всегда старается быть лидером игры. Но через 7 – 8 минут она ему надоедает. Интерес длится у него 7 – 8 минут.  В случае игры педагог должен помочь развиваться игре дальше.

        Трудовая деятельность. Холерики любят трудиться, но никогда не доделывают до конца. Холерик должен трудиться под неусыпным надзором педагога. Любит стирать, потому что здесь постоянная смена деятельности.

Ему нельзя давать ответственные поручения типа «Проконтролируй, проверь». В трудовой деятельности холерики всегда находят лазейку, чтобы увильнуть. Холерики имеют богатую фантазию, практичны. Любят работать с пылевыми тряпицами, т.к. есть смена деятельности. Переплетные работы. Ручной труд – отрицательно, т.к. плохо развита  мелкая моторика, преобладает процесс возбуждения. Спортивная деятельность нравится, но никогда не бывает выработан навык до конца, нетерпелив, резонно ставить его при объяснении с собой и показывать вместе. Любимые предметы: мяч. Обруч, палочка.  (Палочка очень опасна для холерика, т.к. он обязательно применит ее не так).  Как правило, холерики всегда в последних рядах. Это неправильно. Меланхолики и холерики д.б.  всегда рядом, затем флегматики и сангвиники.  Никогда нельзя заставлять холерика выполнять необходимые действия до конца.

Учебная деятельность.  Развитие речи не для холерика. Они, как правило. Сидят по краям, не любят эти занятия из-за отсутствия динамики. К ним очень часто надо обращаться с вопросами. Надо предлагать раздать материал. Им мало одной физкультминутки. Их надо поднимать и говорить: проведи с Петей и Машей  физкультминутку там, в сторонке.  Более развит активный словарь. После 5 лет наступает тормоз в развитии. Математическое развитие холерику нравится , но их утомляют д/и математического содержания. Рисовать любит. Но ничего не дорисовывает до конца. Любит рисовать сюжеты. НО  рисует 2-3 предмета, а дальше додумывает в голове. Не любит рисовать плохими карандашами. Им нужна хорошая линия. Только на хорошей бумаге. Любят книжки – раскраски. Но только с хорошей бумагой. Холерик всегда выбирает красный, желтый, зеленый, черный цвета.

Черный, красный – плохое настроение. Желтый, зеленый – хорошее.

МУЗО – очень любят петь, но всегда заканчивают пение криком. Педагоги не должны грубо обрывать такое пение. Им надо тихо говорить, просить и показывать пример. Слушать музыку не любит.  Можно совмещать разные виды деятельности: рисование и слушание. Очень любит танцевать, но не умеет запомнить последовательность. Необходимы дополнительные занятия. Как быстро научится читать? Зависит от интеллекта. Если высокий, то быстро, но очень долго будет читать плохо, т.к. очень хочет быть первым.

Д.б всегда рядом, следить за его эмоциональным статусом: то очень весел, то грустный, злой,  вредничает. Очень быстро переходит в разряд невротиков.

        Как делать холерику замечания? Хитро. Необходимо воздействовать на чувства. Ты можешь не чистить свои зубы, но ведь тебя никто не полюбит, зубы твои выпадут.

Сангвиник – сильный уравновешенный тип н/с.  Очень общительный человек, экстраверт, претендующий на лидерство, люди сами выбирают его. Находится в фокусе внимания; эмоциональны, эмоции в мягких тонах. Если вы решите  поделиться  переживаниями с ним, он  лишь подыграет, но никогда не погрузится в ваши переживания. Выслушает вас лишь меланхолик. Не злопамятны,  быстро отходчивы, дружелюбны.

        Сангвиник – ребенок: очень развита фантазия, их рассказы не всегда следует принимать  за действительность. Очень часто наговаривают на воспитателя, хитры (Хитренькие). Любят занятия по развитию речи. У них прекрасно развит активный словарь, болтливы. Очень легко приспосабливаются к действительности, быстро вырабатывают навыки, мелкая моторика развита очень хорошо. Любят подвижные игры, но особенно те, которые они предлагают сами, не хотят быть ведомыми, любят сюжетно-ролевые игры. Чтобы поддержать компанию часто выбирают второстепенные роли, но очень  редко долго находятся в этой роли , т.к. дети сами выдвинут их на первостепенную роль. Настольно-печатные игры им не очень нравятся, рано их бросают. Эти игры можно предлагать им только за компанию.  Бытовая деятельность часто удручает, исполнительностью они не отличаются.  Необходимо привносить либо творческий, либо соревновательный элемент. Им нравится дежурство во время занятия, т.к. это очень значимая роль. В изодеятельности более раскрыты к сюжетному рисованию. Предметное рисование не любят, т. к. не включено воображение. Особенно нравится рисование по выбору, но все равно получится так, что он нарисует то, что надо. Сангвиники любят лепить из частей, а не из целого куска. Соединяют, как правило. Нестандартно, не очень любят пропорции, им более  нравится видеть мир непропорциональным. Для аппликации им надо  предлагать нестандартный материал: трава, шерсть, солома…

Не любят рисовать без фона, им нужна обязательно тонировка, дает импульс фантазии. Сангвинику необходимо давать ножницы рано, мышцы очень гибкие.  Любят музыку и пение. Любят быть запевалой. В педагогике хорошо идти от принципа: ребенок – пример, а не взрослый – пример. (Макаренко: принцип параллельного действия). Очень хорошо в качестве примера ставить сангвиника. Сангвиник легко и быстро обучается. Если надо обучить группу детей, надо научить сангвиников, затем с помощью их научить других.

Сангвиники – это те дети, которые дадут импульс всем остальным детям в любом развитии! Их надо брать за образец.

        Иногда сангвиников необходимо проверять на наличие вранья. Иногда из них вырастают люди, которые берут на себя огромные задачи, много обещают, но не могут их  выполнить. Это характерно для сангвиников. Когда такая черта становится нормой поведения, очень неприятно.

Надо их вести к тому, чтобы они сделали то, что обещали.  Если ты не выполнишь обязательство, то  я то же не выполню свои.

Флегматик – сильный тип нервной системы, уравновешенный, инертный. Не всегда хорошо узнаваем. У него скептическое выражение лица, ему трудно угодить, понравиться (если ему  человек не нравится, он ему не скажет). Очень целеустремлен и настойчив, задание выполняет до конца, если его не ограничивать во времени.  Если он что-то не доделал до конца , и у него забирают недоделанную работу, то он сердится, может порвать работу.  Он очень наблюдателен тогда, когда знает человека,  человек имеет к нему отношение, если нет, то он бывает рассеян.  Он очень скрупулезен при выполнении задания  (А где тряпка? А где ее отжать?),  все просчитывает до самого конца. Они все умеют, но очень медленно. Они любят наблюдения в природе, все, что с ней связано.  Флегматики самые верные друзья, но если враги, то до смерти. Любят занятия по развитию речи, любят слушать, но не говорить.  Думают долго, глубоко. Быстро разучивают стихи, относящиеся к природе и отношениям между людьми.

        Математика не представляет интереса. Можно во время занятия предложить игру, способствующую развитию логического мышления.

        Изо – не привлекает тогда, когда ограничено во времени.

        МУЗО – Раздел слушания музыки нравится, а пение и солирование не для флегматикиов. При слушании музыки всегда представляют природу.

        ФИЗО – не для флегматиков, особенно, когда вносится элемент соревнования. Они тогда тихо наблюдают. Флегматики  всегда быстро запоминают последовательность  движений. Читают медленно. Как правило, пишут правильно. Многие из них имеют врожденную грамотность. Развита мелкая моторика.  Как правило,  хорошие результаты в учебе, но если их не торопить. ( Флегматики предрасположены к тому, чтобы позлиться, но не вербально).

        Игры – не любят Игротренинг, что-то представлять. Любят все игры, где можно играть одному или с близким другом. Флегматики играют в уме, наружу выносится минимум действий.

Меланхолик -         слабый тип нервной системы, неуравновешенный.         Всегда готов принять участие в любом начинании педагога, но участия не принимает: у него очень развиты тормозные процессы.  Необходимо многократное повторение просьб и  обязательно его похвалить.  (Холерика хвалить не требуется, флегматик уверен в себе). Хвалить, используя психологический  жест).

        Для восприятия учебной деятельности меланхолик закрыт. Он может воспринимать только педагога-меланхолика (или педагогу придется подстраиваться).

ИЗО – меланхолики любят рисовать, имеют склонность к ИЗО, любимый вид – сюжетное рисование. Но время выполнения работы следует увеличить на 10-15 мин.,  и постоянно хвалить ребенка  во время работы. Как правило, его самооценка занижена. Меланхолика не интересует судьба своей работы.

        Математика – меланхолик закрыт для восприятия точных наук, т.к. быстро думать не умеет. С этим надо бороться любыми приемлемыми методами.  Необходимо делать дополнительный перерыв или в занятия математикой включать, например, ИЗО.

        Музыкальные занятия одни из любимых, но только слушание музыки. На музыкальном занятии меланхолика надо усаживать рядом  и постоянно тормошить вопросами. Очень любит слово «попробуем». Они, как правило. Толстенькие (постозные), всегда грустные глаза.

ФИЗО – не любят, очень плохо запоминают последовательность движений. И из-за своей медлительности.

        Развитие речи – очень хорошо развит  пассивный словарь. Они не любят загадок, кроссвордов,  слов-головоломок. Любят составление описательных рассказов, но воображение развито внутри (пассивно).  Очень плохо запоминает стихи.  И если запоминает, то рассказывает их по просьбе воспитателя где-нибудь в уголочке.  Честно воспринимают собеседника, самые эмпатийные дети. Дружеские связи. Как правило неустойчивые. Но сам он старается дружить  с меланхоликами, флегматиками, сангвиниками. С холериками общаться не могут. Меланхолик привязан к своим вещам.  Ни в коем случае нельзя разлучать его с игрушками, просить дать поиграть с ними другим детям. Обязательно развивать мелкую моторику. Если предлагать игротренинг, то он д.б. очень мягким,  меланхолик от него очень устает. Т.к. не может вести себя активно в детской среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Организация образовательного процесса у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее социальную успешность через включение детей в систему социальных отношений.

Социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагог...

Презентация на тему "Организация образовательного процесса у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее социальную успешность через включение детей в систему социальных отношений."

Социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, ...

Проект:"Продуктивная деятельность, как особенность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста"

Проект:"Продуктивная деятельность, как особенность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...

Конспект родительского собрания для родителей старшей группы по теме «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;Формироват...