СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «СУПЕРМАРКЕТ» ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Москалюк Алина Петровна
Проектное задание по курсу “Проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО» (социально-коммуникативное развитие ). Для себя, как для педагога старшей группы, я поставила профессиональную проблему поиска способов педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры «Супермаркет». Учла один из основных принципов ФГОС ДО - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, низким уровнем представлений об окружающем мире. Выполнены следующие задачи задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.На основе анализа теоретических источников наметить стратегию комплексного сопровождения развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего возраста. Разработать план комплексного сопровождения развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Кафедра дошкольного образования

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «СУПЕРМАРКЕТ» ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

КПК: “Проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО» (вариативный блок: социально-коммуникативное развитие)

        

Выполнил:        МОСКАЛЮК АЛИНА ПЕТРОВНА

        МБДОУ “ДЕТ САД №6”

        ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН

        

Руководитель:        БУРИМ НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

        СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                         

Санкт-Петербург

2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                                               2

  1. Теоретическая часть                                                                                            4

                                                                                                                                       

  1. Практическая часть                                                                                            10

  1. Заключение                                                                                                         14

  1. Список литературы                                                                                            15

  1. Приложения                                                                                                        17

                       Приложение 1. План-конспект сюжетно-ролевой игры «супермаркет» для детей старшего дошкольного возраста                                                                                17

ВВЕДЕНИЕ

Для себя, как для педагога старшей группы, я поставила профессиональную проблему поиска способов педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего возраста по следующим причинам.

Пройдя курсы повышения квалификации по теме  “Проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО» (вариативный блок: социально-коммуникативное развитие), я пришла к такому выводу, что, несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольников, организация игровой деятельности в дошкольных учреждениях, к сожалению, требует усовершенствования. Сюжетно-ролевая игра так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами или руководством её роли в разностороннем развитии детей. Во–первых, в детских садах созданная игровая среда не отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности, их самостоятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самостоятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию детей, которая является основой формирования игровой деятельности. Не учитывается важность формирования игровых умений и игрового взаимодействия детей, не хватает свободного времени на игру.

Также я учла один из основных принципов ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)). Который заключается в реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В ФГОС ДО описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (в первую очередь – игровой,) и поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования сказано о том, что ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, низким уровнем представлений об окружающем мире. Особенностью современных детей является то, что они уже с ранних лет приучаются жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр, где отсутствует какое-либо живое общение и взаимодействие. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра.

Происходит подмена игры игровыми формами обучения. Наиболее сложным аспектом в отношении развития детской игры всегда было ее сопровождение. Отсюда следует важность рассмотрения выбранной мной темы. Для того чтобы вернуть игру, надо соблюдать следующие условия: открытое образовательное пространство; адекватная предметно-пространственная среда; игровая компетентность педагога; наличие часа свободной игры каждый день.

Таким образом, понимание значимости меня, как педагога при организации сюжетно-ролевых игр, видение проблемы грамотной организации игровой деятельности в группе побудило желание изучить вопросы комплексного сопровождения сюжетно-ролевой игры как в психолого-педагогической литературе, так и в практической игровой деятельности в моей группе. Мои наблюдения за воспитанниками помогли мне наметить конкретные пути работы и я перед собой поставила следующие задачи:

1.        Создавать условия для развития игровой деятельности детей.

2.        Расширять область самостоятельных инициативных действий в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

3.        Развивать у детей самостоятельность, творчество, инициативу, навыки саморегуляции.

4.        Формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

5.        Развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности.

Работу по развитию сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» следует осуществлять в следующих направлениях:

1.        Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

2.        Не наващиваемое руководство играми детей.

Объект: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

предмет: способы педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего возраста

Цель: поиск способов педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего возраста

Задачи:

1.        Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.        На основе анализа теоретических источников наметить стратегию комплексного сопровождения развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего возраста.

3.        Разработать план комплексного сопровождения развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего возраста.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игра – это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра, как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление, привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры. К. Гросс и другие сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособление инстинктов к будущим условиям существования.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Согласно Л.С. Выготскому, «игра – это источник развития и создает зону ближайшего развития». По существу через игровую деятельность и движется развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей. А.Н. Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели, ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых».

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу можно разделить игры на группы: отражающие бытовые явления (игры «Семья», в «Супермаркет», в «Поликлиника» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Сюжет, содержание игры – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх – взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Сюжетно-ролевые игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю. Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин– это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек – предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик – кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего детским садом, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:

•        усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

•        постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

•        роль – средство реализации сюжета.

Таким образом, рассмотрев сущность сюжетно-ролевой игры, мы переходим к ее сопровождению. В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей.

Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой. Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Специально проведенные экспериментальные исследования показали, что для эффективного осуществления педагогической поддержки развития игры необходимо опираться на общий метод комплексного руководства развитием игры и его планирование. Этот метод был разработан Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, Н.-Э.Т. Гринявичене и А.Д. Саар.

Комплексный метод содержит следующие компоненты:

•        планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;

•        обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных обучающих игр педагога с детьми;

•        создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

•        проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.

Первый компонент метода – обеспечение приобретения детьми доступного и соответствующего их возрасту жизненного опыта во время прогулок, на экскурсиях и в быту, в содержательном и эмоционально насыщенном общении; знании действительности, т.е. обогащение «образа мира» ребенка.

Второй компонент – обогащение игрового опыта детей. На начальном этапе развития игровой деятельности этот процесс носит обучающий, а в стршем дошкольном возрасте – активизирующий характер. Для обогащения игрового опыта наиболее эффективно использование обучающих игр. В процессе этих игр можно показать,как необходимо людям взаимодействовать друг с другом.

Необходимость этого компонента педагогической поддержки развития игры исчезает по мере накопления детьми игрового опыта.

Третий компонент – это рациональная организация предметной среды для игровой деятельности. Разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной, инициативной игры.

Организация предметно-игровой среды требует определения места игры в педагогическом процессе и необходимого пространства для разнообразных детских игр. Обогащение игровой среды осуществляется за счет введения игр современной тематики, новых объектов и средств в игровую деятельность(модули, компьютерные игры, различные виды строительного материала и т.д.)

Эффективности развития игр дошкольников способствует ряд условий: свободное и добровольное включение детей в игру; дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли; игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной рационально-физической сфер её участников; достаточное количество времени для игры и предметно-игровая среда. Дети должны иметь возможность самостоятельно трансформировать игровую среду.

Четвертый компонент комплексного руководства развитием сюжетно-ролевых игр – это проблемное, активизирующее игру общение взрослых с играющими детьми. Важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. Педагог учитывает индивидуальные особенности ребенка, если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы, если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.

Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Подводя итог, стоит обратиться к одной из работ Е.В. Зворыгиной, в которой, раскрывая содержание комплексного метода, она пишет: «Источник игры – реальная жизнь детей (т.е. игра начинается с первого компонента), второй компонент помогает жизненные впечатления перевести в условный воображаемый план, вооружая детей игровыми умениями. Третий и четвертый компоненты не только ставят детей перед необходимостью использовать прошлый опыт, вариативно и самостоятельно воспроизводить ранее полученные впечатления, но и…побуждают ребенка обращаться вновь к жизни за новым опытом… Благодаря содержательной взаимосвязи всех компонентов комплексного метода руководства игра с первых этапов организуется как самостоятельная деятельность детей, становится (с приобретением умения самостоятельно ставить игровые задачи, изменять и преобразовывать условия для их решения) все более творческой и саморазвивающейся». Итак, комплексный метод обеспечивает развитие игры по «спирали», но удельный вес каждого компонента игры меняется от возраста к возрасту.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом сопровождении педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие дошкольника.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Программные задачи:

  • Обогащать событийную сторону содержания игр: вносить в детские игры новое содержание.

  • Побуждать детей самим придумывать события для игр.

  • Помогать детям налаживать взаимодействие в играх.

  • Обучение фантазированию; умению выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; ориентацию на партнёров – сверстников, пояснять, что бы он хотел развернуть в следующий момент, уметь прислушиваться к мнению партнёров; умению комбинировать события в общем сюжете в процессе игры.

  • Использовать игру для улучшения положения ребёнка в группе, коллективе сверстников.

  • Знакомить детей с основными компонентами организации игры.

  • Расширять представлении я детей о профессии: менеджера, рекламного агента, продавца, кассира, о поведении покупателя в магазине, их взаимоотношениях.

  • Обогащать представления детей об одежде, её видах, о людях, которые её изготавливают.

  • Формировать умение самостоятельно находить способы решения проблемных ситуаций.

  • Способствовать проявлению каждым ребёнком творческой инициативы и самостоятельности.

  • Познакомить детей с историей возникновения одежды и процессом её изготовления.

  • Заинтересовать детей идеей создания в групповой комнате «Магазина одежды»

  • Учить реализовывать в игре роли продавца, кассира, покупателя, менеджера, агента по рекламе.

  • Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

  • Обогащать впечатления детей о профессиях (парикмахер, массажист, визажист, косметолог, мастер по маникюру)

  • Помогать налаживать взаимодействия в совместных играх, раскрывать содержание связей и соотношения разыгрываемых ролей, определение общих целей, согласование игровых замыслов.

  • Побуждать детей самих придумывать события для игр.

Таблица 1. План работы по комплексному сопровождению развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» детей старшего дошкольного возраста

Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми во время игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры.

«Речевое развитие» ознакомление с художественной литературой: Д. Родари "Чем пахнут ремесла?", С. Михалков "А что у вас?", В. Катаев "Цветик-семицветик", русские народные сказки "Вершки и корешки", "Репка", "Колобок", драматизация "Муха-цокотуха", отгадывание и составление загадок

Беседа о профессии продавца,«О правилах поведения в магазине», «Что делать, если ты потерялся в магазине», «Кем ты хочешь быть?», загадывание загадок о том «что продается в магазине».

«Познавательное развитие» Рассматривание картины «Продавец» (из серии «Кем быть»), иллюстративного материала (магазин, продавец, покупатели).

«Худ.-эстетич. развитие»

лепка на тему «Что бывает круглой формы?», «Мой любимый фрукт», «Угадай по описанию»; аппликация на тему «Вершки и корешки», «Ваза с фруктами», декоративное рисование «Украсим торт».

Цель: развивать умения детей  переводить жизненный опыт в условный план игры.

Дидактические игры:

«Что лишнее», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде», «Чудесный мешочек».

 «Вершки - корешки", «Повар», «Кем быть?»,»Играем в магазин», «Что бывает такого цвета?»,»Какая на вкус? Какой на ощупь?», «Поиграем в прятки».

Викторина «Овощи – фрукты».

Ярмарка «Лакомка».

Игровые упражнения:

«Покупатели идут в супермаркет», «Продавец взвешивает фрукты»,

«Покупатель оплачивает покупки», «Мама вызывает такси», «Готовим обед», «Ждем гостей».

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения.

Создание подсказывающей ситуации:

«Мама идет в супермаркет», «Что в каком отделе продается», «Откройте новые отделы».

Побуждение детей к ролевым высказываниям:

«Кто хочет быть продавцом», «Что делает продавец?»

Подключение к игре малоактивных детей:

«Шофер, в магазине заканчиваются овощи», «На прилавок надо добавить товар»,

«Помогите наклеить ценники».

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

В центре книги: иллюстративный материал на темы «Овощи», «Фрукты», «Супермаркет», «Продукты» «Профессии», создание альбома «Кем работают родители»

Атрибуты для игры:

«Супермаркет»:вывеска «Супермаркет»; вывески отделов «Игрушки», «Хлеб», «Фрукты-овощи», «Молоко», «Книги», «Бытовая химия», «Кондитерские изделия»,  макеты хлебобулочных изделий (соленое тесто), муляжи конфет, шоколада, печенья, фруктов, овощей, бейджики, столы-прилавки, кассовые аппараты, весы, упаковочный материал, тележки, корзинки для товара, ценники, сумки, деньги, карточки, кошельки различные коробки, банки, мелкие игрушки, книжки, волшебный мешочек.

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом.

Варианты и сюжеты игры «Супермаркет»
1. Магазин «Игрушки».
2. Магазин «Мебель».
3. Магазин «Посуда».
4. Магазин «Продовольственный».
5. Магазин «Одежда».
6. Рынок «Овощи и фрукты».
7. Супермаркет.
Связь с другими сюжетно-ролевыми играми:

- семья
- столовая
- гараж
- овощебазаидр.
Цели: развивать умение расширять сюжет на основе знаний, полученных в НОД и в повседневной жизни; формировать правильные взаимоотношения в коллективе; развивать творчество.

Цель: педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности детей.

Предложить родителям, работающим в Супермаркетепровести мастер-класс для детей.

Оформить папку передвижку для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», правила поведения для ребенка «Как вести себя в магазине».

Предложить родителям изготовить вместе с ребенком атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую литературу, а пришла к выводу, о том, что научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности дают возможность выработать более чёткие, систематизированные способы по сопровождению развития сюжетно-ролевой игры.

Полная и последовательная реализация комплексного метода поддержки сюжетно-ролевой игры – работа достаточно трудоемкая, требующая большого профессионолизма и хорошего понимания сущности и специфики детской игры.

Я предполагаю, что Цель, поставленная в начале работы достигнута, сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»  у детей старшего возраста будет развиваться при соблюдении условий разработанного комплексного метода поддержки развития сюжетно-ролевой игры.

Условия:

1) активное познание детьми окружающего мира в разных видах деятельности;

2) обогащение игровой культуры детей, их игрового опыта через обучающие игры;

3) своевременные изменения предметно-игровой среды с учетом обогащенного опыта;

4) активизирующее общение взрослого с детьми, детей друг с другом, побуждающее к развитию игры и поиску новых знаний;

5) игровое сотворчество родителей и детей.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что разработанный план педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» может быть использован воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006. С. 143.

2.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология М.: Просвещение, 1988. 336 с.

3.        Голицына Н.С. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском садуМ.: Скрипторий, 2010. 160 с.

4.        Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2008. 126 с.

5.        Дошкольная педагогика под ред. В.И.Ядешко.М.: Просвещение, 2001. 321 с.

6.        Доронова Т.Н., Кабанова О.А., Соловьева Е.В.. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов.М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 28с.

7.        Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре//Воспитание детей в игре. 1993. № 11. С. 11.

8.        Игра дошкольника под ред. С.Л.Новосёловой. М.:Просвещение, 1989. 284 с.

9.        Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста М.: Феникс, 2006. 96с.

10.        Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников//Ребёнок в детском саду. 2006. №2. С. 84-87.

11.        Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников //Ребёнок в детском саду. 2006.№3. С. 81-85.

12.        Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников//Ребёнок в детском саду. 2006. №4. С. 79-87.

13.        Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2010.174с.

14.        ЛобановаЕ.А. Дошкольная педагогика. М., 2005.165с.

15.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду М.:Линка-Пресс, 2009. 96 с.

16.        Менджритская Д.В.Воспитателю о детской игре.М.: Просвещение, 1982. 210 с.

17.        От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-синтез, 2014. 167 с.

18.        Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2002. №4. С. 70-74.

19.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

20.        Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в3-5 лет в игре.М.: Просвещение, 1984. 78 с.

21.        Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 85с.        4.5.8. Приложения (анкеты, схемы, таблицы, диагностические карты, диаграммы, графики, тесты, ЦОР и т. 4.5.3.

Приложение 1

План-конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» для детей старшего дошкольного возраста 

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Семья-Супермаркет».

Интегрированные задачи:

1.продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора.

2.формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.

3.развивать навыки диалогической и монологической речи.

4.способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах.

5.развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, переходя к совмещению одного сюжета к другому, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций с изображением здания супермаркета, кассы, продавцов, товаров.

2.Чтение художественной литературы: рассказы, стихи о профессии продавца.

3.Продуктивные виды деятельности.

Перспективный план подготовки

Сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Супермаркет

Кассир, охранник, продавцы, грузчик, водитель, директор, уборщица.

Мама, дети, папа.

Касса (бумажные купюры, мелочь, пакеты).

Отдел «Овощи-фрукты» (муляжи овощей и фруктов).

Отдел «Сладости» (муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных).

Отдел «Напитки»(коробки из под чая, сока, напитков).

Отдел «Хлебобулочный» (разные выпечки из соленого теста).

Отдел «Молочный» (упаковки из-под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов).

Отдел «Детское питание»(коробки от разных видов детского питания, печенье и соки для самых маленьких).

Центр «Семья»,

Машины-такси.

Выбрать покупку.

Заплатить деньги в кассу.

Взять чек.

Отдать чек продавцу.

Проверяет, охраняет, помогает, объясняет.

Словарная работа:

супермаркет, продавец, прилавок, чек, отделы, товар, администратор, охранник, касса.

Индивидуальная работа:

активизировать малоактивных детей.

Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.

 

Ход игры:

  1. Сюрпризный момент: загадки

1.В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тётя Люда.

Три эклера, пять колец

Завернул им ….продавец.

2. Носит он тяжелые грузы,

Будь-то мебель иль арбузы.

Утром ведь он рано встал,

За день очень он устал.

«Дайте кто-нибудь мне стульчик»-

Скажет вам уставший …. грузчик.

3. Моет окна и полы,

Пыль не спрячется в углы.

Как увидит грязь – поморщится,

Вот такая чистюля…. уборщица.

Молодцы, все загадки отгадали!

А теперь послушайте стихи, которые приготовили ваши друзья:

1. Продавец- молодец!

Он товары продает-

Молоко, сметану, мёд.

А другой- морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый- стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

2.Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Всё, что просим продадут

Это их привычный труд!

3. Много есть профессий разных,

Важных, нужных и прекрасных.

Продавца, скажу друзья,

Обошли вниманьем зря.

4. Ты приходишь в магазин-

Продавец там есть один,

Всё подскажет: что купить,

Сколько надо заплатить,

Подобрать, найти, примерить,

Взвесить, завернуть, отмерить,

Настроение поднять,

Снова в гости вас позвать.

Сразу видно - молодец!

Самый лучший продавец!

2.Включение в игру детей.

 Продавцы занимают свои рабочие места. Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Карусель» открывается! Приглашаем вас за покупками!

Покупатели начинают заходить в супермаркет.

Продавец питьевых напитков: 

А сейчас вы в магазине  

Все продукты на витрине: 

Чай, конфеты, колбаса

Разбегаются глаза. Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте!

Продавец сладостей: 

Если в доме нет сластей,

Не зови к себе гостей,

 Веселиться невозможно

 Без конфет и без пирожных.

Продавец хлебобулочных изделий: 

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

 Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Продавец молочных продуктов: здравствуйте, уважаемые покупатели! Наш магазин предлагает продукцию молочного завода. Наш завод выпускает продукцию более 20 видов: молоко, сметану, сгущенное молоко, кефир, ряженку и многое другое. Покупайте нашу продукцию!

Директор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите . У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое…

Охранник: Здравствуйте! Возьмите, пожалуйста, корзины!

Покупатель: подскажите, пожалуйста где находится «Хлебобулочный» и отдел «Фрукты- овощи»?

Охранник: «Хлебобулочный» отдел находится возле отдела «Сладости», а рядом с «Хлебобулочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи».

Покупатель: спасибо!

Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград. А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов). Затем покупатель выбрав нужный товар подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром .

Кассир: вам в пакет положить?

Покупатель: да

Кассир пробивает весь товар и кладет в пакет: с вас 500рублей.

Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги.

Кассир берет деньги: возьмите, пожалуйста, вашу сдачу.

Покупатель: спасибо!

Кассир: спасибо за покупку, приходите еще!

Директор: Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы, пока покупатели рассчитываются, приводите в порядок свои отделы.

Затем все дети встают вместе и прощаются.

Охранник: Магазин наш закрывается, 

Мы с вами все прощаемся. 

Поиграли мы для вас

Вам понравилось у нас? 

Приходите в гости к нам

Мы споём и спляшем вам. 

А сейчас уже пора

Ждут нас игры и дела. 

3.Окончание игры: переход к другому виду деятельности.

4. Итоги

В ходе игровых действий раскрытия сюжета воспитатель через наблюдение оценивает заинтересованность детей игрой по параметрам:

- активность внутри сюжета;

- желание перейти от сюжета к сюжету;

- желание остальных участвовать или организовать похожий сюжет параллельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры в ДОУ в контексте ФГОС ДО"

Презентация отражающая основные принципы педагогической поддержки ребенка в сюжетно-ролевой игре в контексте ФГОСДО. Будет интересна воспитателям-методистам ДОУ, а также студентам обучающимся на ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста «Морское путешествие»

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста«Морское путешествие»...

Перспективный план-конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста «Дом мод»

Перспективный план-конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста  «Дом мод»...

Картотека «Сюжетно-ролевые игры» Для детей старшего возраста.

Картотека сюжетно-ролнвых игр для детей старшего школьноговозраста....

Проект «Комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры»

Цель проекта: формирование у младших дошкольников игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей в небольших игровых объединениях. ...