Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
статья (младшая группа) на тему

Статья:

Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.

    Каждый ребенок изначально

талантлив и даже гениален, но его

  надо научить ориентироваться в

     современном мире, чтобы при

     минимуме затрат достичь

     максимум эффекта.

                             Г.С. Альтшуллер

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь:

  • видеть проблему и ставить вопросы;
  • доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке. (Л.В.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, З.М.Истомина, Т.В.Турунтаева, Р.С.Буре и др.)

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

        В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы. Однако к инновационному образованию могут быть отнесены лишь те из них, которые ориентированы на развитие у детей инновационного мышления, способности генерировать новые идеи.

      Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного.

     Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.[6]

    Практика показала, с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков.

     Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 90 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.  

    Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. - Средство работы с детьми – педагогический поиск. - Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» - Занятие - не форма, а поиск истины» (С.В.Гин, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук, И.Н.Мурашковска и др.)

    В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детском саду для развития у дошкольников интеллектуальных способностей, изобретательской смекалки, творческого воображения и мышления.

    ТРИЗ - педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

      В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

• методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

• методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).                                                                                                              В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.                                                                                                    

      Общими  чертами названных технологий  являются:

- сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;

- деятельностный подход в воспитании

- направленность на формирование теоретических обобщений;

- использование в обучении проблемных задач.

     Целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения. [4]

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

- Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.

  • ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
  • Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
  • В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.
  • ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач педагогов, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.
  • Для детей старшего дошкольного возраста  характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ помогают научить детей демонстрировать свои знания.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.[4]

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считали основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

 ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

    Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).

Остановимся кратко на основных:

     1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

      2. Синектика – это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;

б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.

    3. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены

    4. Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

    5. Игры - «Хорошо – плохо», «Теремок» дают возможность научить детей находить существенные признаки в предметах, классифицировать предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в предметах, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

         6. Метод «Системный анализ» (системный оператор) помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов, и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

    7. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное). Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать детям первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.

    8.  Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.[5]

     Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.[7]

      ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

    Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.[3]

Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря использованию педагогами ТРИЗ - технологии, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.

А также:  - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; дошкольники учатся отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

- ТРИЗ способствует развитию интеллекта и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

   Анализ ценности ТРИЗ - педагогики говорит о необходимости разработки и реализации проекта по внедрению ТРИЗ - технологий в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Цель осуществления проекта – разработка последовательности игр и упражнений, адаптированных методом ТРИЗ, обеспечивающих оптимальное интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Разработанный проект будет направлен на интеллектуальное развитие старших дошкольников. И будет представлять собой  систему игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста и методическими рекомендациями для педагогов.

Все игры и упражнения:

- дают возможность детям проявить себя;

- получать новую информацию об окружающем;

- у детей развивается  потребность в познавательной деятельности;

- формируется умение развивать и доказывать свою точку зрения;

- способствуют развитию аналитических способностей.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка.

Для реализации намеченной цели работа будет спланирована по следующим направлениям (механизм реализации педагогического проекта):

1. Работа с детьми. Она будет включать в себя использование игр и упражнений, адаптированных методом ТРИЗ, для интеллектуального развития.

2. Работа с педагогами – знакомство педагогов с методом ТРИЗ, как средством интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

   Использование в работе ДОУ методов и приемов технологии ТРИЗ позволяет интеллектуально развивать старших дошкольников, снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, снять у детей чувство скованности, преодолеть застенчивость, сформировать восприятие жизненных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

   ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.

   Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию  ТРИЗ.

Библиография.

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.
  2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 356 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
  4. Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.
  5. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.
  6. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010.  – 299 с
  7. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. -  Мозырь: ИД "Белый Ветер", 2006. – 276 с.
  8. http://www.trizminsk.org/e/2350002_61.htm

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда.

Автор статьи: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 43 «Журавушка» Огородникова Е.А.

Представьте себе ситуацию в стиле американского блокбастера -  повсеместное отключение сети интернет и сотовой связи. К чему приведет такая ситуация?

Мы живем в веке всеобщей компьютеризации и доступной информации. Информационно-коммуникационные технологии проникли во все сферы жизни и деятельности человека. Современного человека уже нельзя представить без телефона, компьютера и других не менее распространенных гаджетов. Мы получаем ответы на все интересующие нас вопросы через поисковую систему в сети интернет, это быстро и удобно. Расплачиваемся в магазинах в основном через карту, а наличие такой услуги зависит от того, есть ли у магазина доступ к интернету. Имеем возможность общаться, находясь, на больших расстояниях друг от друга посредством сотовой связи, интернета. То есть, в представленной нами ситуации, мы можем всего этого лишиться. Старшее поколение, скорее всего, не увидит в этой ситуации большую проблему. Современные дети, привыкшие к новым реалиям жизни с пеленок,  растеряются в такой ситуации. Этим вступлением я хочу донести мысль о том, что в обучении современных детей должны применяться новые технологии, потому что без них детям уже трудно воспринимать учебный материал. Поэтому современному педагогу нужно «идти в ногу со временем».

Так, в работе с родителями педагоги пробуют новые способы общения. Особенно актуален поиск новых идей для учителя-логопеда, так как он не всегда имеет возможность встретиться с родителем ребенка, имеющим нарушения речи.  Поэтому теоретический материал можно представить на сайте детского сада, на мини-сайте учителя-логопеда, который есть у каждого современного педагога, а так же посредством популярных социальных сетей. Так, на сайте детского сада «Журавушка» http://lesdou43.narod.ru, можно найти полезный материал в рубрике «советы логопеда», например «Если ребенок левша?». На моем мини-сайте http://nsportal.ru/lena-omur представлены конспекты, сценарии праздников, консультации, мастер-классы. Мне, как учителю-логопеду, удобно поддерживать связь с родителями через организованную мною группу в социальной сети. Группа называется «Логопед и Я» https://vk.com/club101004701, я приглашаю родителей присоединиться к ней, для того чтобы они смогли использовать представленный материал для домашних занятий с детьми.

Такой способ интересен, но не достаточно эффективен, так как не все родители зарегистрированы на этом сайте. Но в будущем такой способ станет более популярен.

В работе с педагогами тоже широко используются информационно-коммуникативные технологии. Выступление перед аудиторией чаще всего сопровождается презентацией, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.  Педагоги чаще, чем несколько лет назад, стали пользоваться электронной почтой, что делает передачу документов более быстрой.  

Среди учителей-логопедов особой популярностью стали пользоваться игры-презентации. Они  используются на индивидуальных занятиях с детьми,
имеющими нарушения речи.

В своей работе я использую авторские логосказки о Веселом Язычке. Когда накопился материал в достаточном количестве, я решила «оживить» сказки посредством программы Microsoft PowerPoint. Для создания логопедической  игры мне понадобились  картинки, которые в большом изобилии представлены в сети интернет и умение работать в данной программе. Чтобы картинки не были статичными их можно анимировать. Мне хотелось бы поделиться опытом создания анимации.

На картинке изображена змейка. В данном случае она объект анимации.

 

Для того, чтобы работать с объектом, нужно его выделить, навести на него курсор, нажать левую клавишу мышки.

Чтобы у объекта появилась способность передвигаться, нужно применить к нему эффект анимации. Для этого на панели выбираем вкладку «Анимация»

 

Затем нужно выбрать способ анимации. В данном случае это «Пользовательский путь»

 

После того, как нажатием клавиши выбрали «Пользовательский путь» рисуем курсором траекторию передвижения объекта, которую задумали.

На вкладке «Анимации» в группе «Просмотр» выберите команду «Просмотр».

 

К одному и тому же объекту можно применить несколько эффектов анимации. Например, в моей презентации «В гостях у Веселого Язычка», Язычок перепрыгивает с пенька на пенек. Каждый раз, когда, он перепрыгивает ребенок должен проговорить слог «ша».

Выделяем объект анимации, выбираем эффект анимации – «Дуги». Обратите внимание, что дуга выгнута не кверху, а книзу. Нужно поменять положение дуги, выделив ее, появятся восемь точек, управляя которыми, можно растягивать, сужать, переворачивать дугу. Затем нажимаем «Добавить анимацию», выбираем эффект анимации. В данном случае анимация «Дуга» повторяется четыре раза.

 

Игры-презентации используются на занятиях для проведения артикуляционной гимнастики, для автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях. Такие игры вызывают у ребенка интерес, повышают мотивацию к преодолению речевых нарушений.  

Но чтобы использовать компьютер на занятиях, нужно соблюдать  санитарно- эпидемиологические требования.

Из постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях":

12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста). Выполняя эти нехитрые правила, мы сохраняем ребенку здоровье.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии активно используются учителем-логопедом в работе с родителями, коллегами и в коррекционной работе с детьми.

Список использованной литературы

  • Интернет – сайт festival.1september.ru, http://festival.1september.ru/articles/616688/
  • Интернет – сайт nsportal.ru, http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/06/13/ispolzovanie-ikt-v-rabote-uchitelya-logopeda
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

 

 

 

 

ЛЭПБУК – НОВАЯ, ИНТЕРЕСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

13 октября 2017

В условиях реализации  федерального государственного образовательного стандарта  воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование для обогащения экологических представлений дошкольников о природе Хабаровского края технологию  «лэпбук».

Что же означает понятие «лэпбук»: Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребенок собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.  Работая индивидуально, один ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе  есть воспитанники, которым тяжело находить контакт с другими детьми, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал пред педагогом и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, дошкольникам приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.

С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 воспитанников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе дошкольники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.  Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает дошкольник, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.

Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется сверстникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Если мы говорим о природе Хабаровского края, то дошкольники узнают и делятся информацией о многообразии растительного и животного мира, их взаимосвязях, проблемами в экологии родного края, развивают умение поиска информации,  пробуют отстаивать свою точку зрения, на основе  материала, который они нашли и отобразили в лэпбуке.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог  может создать с  группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой. Например, рассматривая растительный мир Хабаровского края появились лэпбуки «Хвойные деревья тайги», «Лекарственные растения Нижнеамурских лесов», «Цветы». При изучении животного мира совместно с детьми были созданы лэпбуки «Хищники», «Животные красной книги Хабаровского края», «Насекомые». Таким образом, можно создавать разные по содержанию и оформлению лэпбуки, которые будут рассказывать о разных аспектах экологии края.

Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от воспитанников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить. В итоге, в группе создано множество лэпбуков, с которыми интересно работать, которые легки в использовании, а главное, они  содержат нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.

Необходимо отметить, что применение лэпбука во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для  закрепления или  обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного занятия  будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

Большую часть работы (планирование и поиск информации) воспитанникам можно осуществлять дома совместно с родителями, но при консультации педагога.

Также от воспитателя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым.  Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

 

Автор: Бронникова Марина Евгеньевна

Источник: https://www.pdou.ru/

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квест – технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников

  пт., 19.05.2017

Авторы:

Белова Ольга Алексеевна,

заместитель заведующего

Азаматова Ольга Владимировна

старший воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

 

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.

Дошкольный возраст – возраст почемучек.   А любознательность  - это  естественное стремление ребёнка к приобретению  новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных,  нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Одна из годовых задач, решаемых в нашем детском саду,  в этом учебном году: «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников средствами игровой деятельности». Именно  игра – основная деятельность ребенка – дошкольника,  которая  мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно  в игровой деятельности развивается  любознательность   ребенка.

 В связи с тем, что 2017 год, Указом президента объявлен «Годом экологии», а  формирование  у  детей экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир - одно из основных направлений  образовательной деятельности в МАДОУ ЦРР – д/с №  146 города Тюмени,  решение годовой задачи осуществлялось через ознакомление с природой, через экологические игры.

Одним  из ценностных  методов, способствующих развитию любознательности и познавательной активности ребенка,  установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, является метод проектной деятельности, поэтому каждая группа, выбрала тему своего проекта, работа  над которой осуществлялась в течение двух месяцев.

В рамках своих тем, совместно с родителями - группы оснащались иллюстрированным материалом, дидактическими  играми и атрибутами,  которые помогли  сформировать у детей представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Созданы  различные дидактические игры, в  группах появлялись  разнообразные  макеты, изготовленные совместно с воспитанниками и родителями, использующиеся воспитанниками, как игровое поле для режиссерских игр. Педагоги создавали разнообразный дидактический материал, который позволил дать и закрепить знания по теме проекта.

Итоговыми мероприятиями явились экологические квесты,  которые проходили в детском саду в течение  12 дней, в вечернее время (в 16.30),  совместно с родителями.

  Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в  увлекательный мир приключений и разнообразных событий.   В   ходе решения игровых поисковых задач, она способствовала  развитию активной, деятельностной позиции ребенка, развитию  у него любознательности и познавательного интереса.

Как были организованы и протекали Квесты?  Погружение  в темы, происходило в рамках проектной деятельности. В ходе Квест- технологии  реализовывались образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

  • Образовательная -  вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
  • Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и  познавательной активности,  творческих способностей каждого ребенка;
  • Воспитательная – воспитание личной ответственности   за  выполнение

         работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квестов, все педагоги детского сада  объединили свои усилия и разработали их таким образом, чтобы по ходу следования,  с детьми поработал каждый специалист (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог, педагог по изобразительной деятельности, инструктор по физ. воспитанию). Решая свои образовательные задачи, педагоги каждый раз перевоплощались в разных персонажей, в соответствии с темой игры (это и муравей, у которого разрушили домик, и Лесовик, которому нужно помочь посадить деревья; русалка, у которой загрязнена  река, добрая фея Вселенной и т.д.). Получились очень интересные, содержательные  Квесты, которые проходили в виде  приключенческой игры,  с одной сюжетной линией, на каждом этапе решались  задачи с установкой   дальнейшего продвижения по сюжету. Дети действовали  в условиях обогащенной образовательной среды, использовались  возможности ИКТ. Вся деятельность  осуществлялась в соответствии со  следующими принципами:

  • доступность т.е. задания были приемлемо сложными для ребёнка;
  •  системность – все  задания логически связаны друг с другом;
  • эмоциональная окрашенность заданий;
  • разумность по времени, т.е. время на выполнение заданий

рассчитывалось таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;

  • наличие видимого  конечного результата  и  обратной связи (т.е.,  на каждом этапе следования,   дети получали часть пазла, или ключ для разгадывания)
  • интеграция областей и всех  видов детской деятельности протекала естественным образом.

При подготовке и проведении квестов  учитывались три основных условия:

  • игры и задания  должны быть безопасными;
  •  вопросы и задания соответствуют возрасту;
  •  споры и конфликты решаются только мирным путем.

Итак,  12 групп - 12 тем проектов – 12 разнообразных квестов!

Младшие группы:

1.«Букашкина тропинка». Появление маленького трудолюбивого Муравья, у которого  кто - то разрушил дом, мотивировало детей отправиться на поиски места, где находился  муравейник и  его строительство.

По пути следования, расселяя  насекомых, в места их обитания, малыши  удивили всех  своими знаниями о том,  как насекомые спасаются от врагов, например,  кузнечик становится невидимым в траве, а майский жук на ветках деревьев,  почему Божья коровка не прячется от птиц? И есть ли у насекомых враги?

 А еще дети усвоили, как сложно муравьям построить дом и очень легко его  сломать, о том,  как нужно вести себя в природе, чтобы этого не произошло. И только с помощью родителей детям удалось помочь муравью.

2. «Животные  - наши друзья» Проблема заключалась в том, что в лесу случился пожар... В ходе спасательной операции,  дети не только затушили пожар, спасли животных,  их детенышей, узнали о страшной силе огня, о правилах поведения в лесу, в ходе творческой деятельности  создали образ  леса, за что и награждены медалями «Юный эколог»! 

3. «Жила – была речка» Вся история началась с поставленной родителями, инсценировки  «Жила – была речка...».  И в процессе преодоления и решения различных проблемных задач, спасения речки, у детей сформировалось представление о необходимости чистой воды для всех живых существ. И как результат –  спасение водоема  и его заселение созданными совместно с родителями -  различными рыбками.

Средние группы:

4. «Оберегайте берега».  Здесь дети узнали и увидели, что вред водоемам наносят и засоренные человеком берега: разный мусор,  металлические и пластиковые предметы,  масляные пятна на берегу и в воде и как результат: погибшая и заболевшая рыба, почерневшие кувшинки.

Дети действовали, как настоящие МЧС. Поделившись на команды,  выловили из воды мусор, перенести заболевшую рыбу сачком в чистый водоем; собрали  «масляные пятна».  Получая, на каждом этапе детали пазла, в конце выяснили «Кому нужна вода?» Еще раз,  отразив это в созданном коллаже.

5.  «Кому нужны деревья в лесу».  Полученное письмо от жителей леса о  том, что лес, в котором они живут, вырубается, люди его загрязняют, устраивают  пожары, из-за этого «теперь белочка без  домика, птица без гнезда и ежику негде укрыться от знойного солнца…», мотивировало детей  отправиться   на помощь животным. За каждое доброе дело,  дети получали  «дерево» для  леса и  как результат, у  детей сформировались  представления о том, что дерево может быть домом  животным, птицам, насекомым, а еще  приносит большую пользу для человека. В конце игры, благодаря усилиям команды спасателей, лес посажен. Но дети  усвоили представление о том, что от безжалостных действий человека погибает лес и его обитатели.

6. «Наши пернатые друзья». Отправляясь вместе с родителями на поиски домика, для скворца, дети удивили  их  своими знаниями о  разнообразии птиц, обитающих в наших краях, тем, с какой легкостью они отличают клеста от дрозда, почему эту птицу называют поползень и т.д.  А вот скворец – очень  полезная птица, которая из года в год,  живёт там, где живёт человек. Селится с его домом рядом, следит за его полем, садом – очищает от вредных букашек, поедает бабочек, жучков.  Вместе с родителями из собранных на участке веточек, перьев и клочков пакли, построили  гнезда для птиц, т.к. именно в теплом уютном гнездышке, согревая яйца своим теплом,  птицы высиживают птенцов. Получая пазлы, в конце приключенческой игры создали образ скворечника, а потом и еще и каждая семья создала свой скворечник.

Старшие группы:

7.  «Гибель животных». Просмотр презентации «Пожар в лесу» и сопровождение просмотра стихотворением:  Огонь траву с цветами вместе выжег,.. Кусты спалил, в зелёный лес вошёл … – передали детям трагизм ситуации о том, какой ущерб наносит пожар природе, животным и человеку: детеныши остались без своих родителей, а некоторые родители остались без своих детенышей – они погибли, в гнездах сгорели маленькие птенцы; насекомые: бабочки, стрекозы, пчелы, муравьи, кузнечики -  погибли в огне.  И теперь дети  точно знают, что нельзя делать в лесу, чтобы не произошел пожар: нельзя  разводить костер на сухой траве, разводить костры при ветре, оставлять не потушенный костер, бросать зажженную спичку;  залить костер  водой или засыпать землей. И когда дети, выполняя различные задачи на пути следования, в конце пути посадили деревья в лесу и  затем,  гуляя  по  нему  под звуки природы – получили неподдельное удовольствие.

8.  «Нужны ли болота, на планете Земля?» В процессе проектной деятельности  дети познакомились  с жизнью растений и животных на болоте, узнали о  значении  болот в природе. А содержание сказочного  Квеста «Как Иван-царевич на болото ходил» - помогло  детям взглянуть на болото не как на мутную трясину, а как на удивительный насыщенный мир растений, насекомых, животных. И именно поэтому, нельзя засорять и уничтожать болота на планете Земля.

9. «Природа – человек - техника» Просмотр,   в начале квеста, презентации «Экологические катастрофы»,   еще раз напомнил детям о том,  какой вред они причиняют  окружающей среде.

А вот знакомство с инновационными технологиями, которые причиняют минимальный вред окружающей среде,  произошло через презентацию детьми собственных «эко – роботов», которых они «изобрели» дома, совместно с родителями.

Появление в группе Фиксиков, которые тоже изобрели,   для защиты окружающей среды,  Эко - робота, мотивировало детей на поиски зашифрованного  ключа от его кода. Ребятам вместе с родителями  пришлось  пройти  множество испытаний.  Вступив в  команду «Юные  экологи» - в конце произнесли клятву:  « Клянусь -  не разводить костры, не ломать ветки, не разорять гнезда, не вытаптывать лекарственные растения! И еще много раз клянусь! Клянусь! Клянусь - быть защитником нашей планеты Земля навсегда!

Подготовительные группы:

10.  «Большие проблемы маленького города». Просмотрев видеофильмы, и узнав,  что каждый житель планеты Земля,  ежегодно выбрасывает тонну  мусора –  а это полный кузов грузовика, дети пришли в ужас от этой информации!    

Отправившись вместе  с родителями в путешествие по  нашему городу, побывали в Гилевской роще, где  используя экологические знаки, вспомнили и закрепили правила поведения в лесу.

Имея уже сформированное представление и том, как возможно сохранить чистый воздух на планете Земля, пояснили, что в городских парках люди отдыхают, занимаются спортом, именно потому,  что там чистый воздух. В состоявшейся дискуссии, дети уточнили что деревья – это легкие планеты, они очищают воздух, поэтому нужно высаживать больше деревьев!

А вот «на Цветном бульваре» столкнулись с проблемой мусора в местах отдыха. Дети,   сразу предложили отсортировать мусор. Вместе с родителями собрали и отсортировали  бумагу и  пластиковые отходы. Экспериментальным путем выяснили, что,  если смять пластиковую бутылку, она займет меньше места в контейнере, а чтобы смять бутылку, нужно сначала открыть крышку и выпустить воздух. На «набережной реки Тура»  обнаружив  загрязнение  реки, очистили водоем.

Отправившись вместе  с родителями в путешествие по  нашему городу, дети,  на каждой станции выполняя различные задания, решали экологические проблемы города.

11. «Космическая одиссея: в поисках новой Земли».  Дети вскрывают   капсулу, залитую воском, которую  утром нашли на прогулке. Обнаружив  в ней флешку и карту, посмотрели видео, прослушали голосовое сообщение, отправились в  «Космическую Одиссею, на  поиски новой земли!!!» Совершив космическое путешествие и не найдя другой такой планеты, убедились, что надо любить и беречь  родную Землю, сделали удивительный вывод:  «Земля – тарелка, что  на нее положишь, то и возьмешь».

12. «Проблемы Арктики».  Дети вместе с родителями отправились   в экспедицию помощниками ученых,  в ходе экспедиции рассказывают все  об обитателях Арктики, находят и называют животных, занесенных в «Красную книгу», возвращают родителям, потерявшихся после снежной бури - детенышей, делятся на команды,   проводят акцию «Кто быстрее уберет мусор!», помогают родителям разгадать кроссворд.  Вернувшись из экспедиции,  родители изображают на стекле северное сияние, а дети  в это время рисуют Арктических животных.


Предметно-развивающая среда -  «пусковой механизм» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка. Поэтому, при формировании предметно-развивающей среды по  содержанию квеста: педагоги учитывали, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать.  Можно сказать, что предметно – развивающая среда  стала первым шагом к достижению поставленной цели - для  проведения всех Квестов использовались групповые помещения,  коридоры,  музыкальный и спортивный  залы.

В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществлялась  интеграция образовательных областей, комбинировались  разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Ориентирами, определяющими направление действий, были карты. Общая цель объединяла детей, являлась  главным «внутренним мотиватором  Квеста». Совмещались элементы отдыха и  обучения, которое  происходило совсем незаметно.

В группе озвучивалась  игровая «легенда», мотивация к действию, определялась общая игровая цель.

Задания  были самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Каждое задание -  ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбирались таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, на основе  имеющихся у детей, знаний,  и  умений -   не требующих специальной подготовки. 

При решении поставленных игровых задач дети  узнавали  много нового, реализуя   ранее приобретенные знания. Повышению познавательной  мотивации способствовали  условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям и конечно, участие и поддержка родителей.

В ходе  нескольких квестов, совместно с родителями,  поставлена  трогательная, несущая глубокий смысл,   инсценировка  «Сохраним Землю» -   о зарождении жизни на земле и о том, как беззащитна Земля, если к ней относиться небрежно. А разыгранные  в других группах, небольшие инсценировки,  помогли донести до детей глубокий смысл  о том, что только Человек может помочь планете Земля: посадить деревья, очистить моря и реки, очистить воздух, бережно относиться к окружающей природе! Образовательные задачи решались в совместной деятельности взрослого и  ребенка.

Каждая Квест – игра заканчивалась творческой деятельностью. В конце путешествия, после «выполненной миссии» дети возвращаются в группу и  дети, переполненные разнообразными эмоциями, создают  коллажи и  макеты:  восстанавливают  сгоревший лес, заселяют   его и водоемы их обитателями,  заселяют  планету Земля животными и растениями, изготавливают скворечники, и т.д.

Образовательный эффект квест-технологии:

 Как показали результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе  игры проявилась индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность.  Квест – игра, это  деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым,  открывал или приобретал новый практический и социальный опыт. И мы еще раз убедились, что   именно игра,   для ребенка,  является средством познания окружающего мира.

Как показали наблюдения, самым первичным проявлением познавательного интереса являлось любопытство  ребенка, как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке, а в  качестве более высокой формы познавательного интереса выступила любознательность. Познавательный интерес  и познавательная мотивация   возникали на основе присущей ребенку потребности в знании, которая является природным его свойством, и  мы еще раз убедились, что развитие познавательной  активности детей качественно осуществляется через личностно - значимую деятельность, т.е. игру.

 «Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них,  как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень  (французский писатель,  философ). 

Список литературы

1. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е.Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46

2. Лисина, М.И.Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/М.И. Лисина//Вопросы психологии. 1989. - № 4. – С 35 – 38.

3. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Екатеринбург, 1999. – 154 с.

4.  Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ учебное  пособие М.: Академия, 2001. - С. 272.

6. Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий  СПб. 2001.

7. Чечель И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов  1998. - № 4. - С. 3.

8. Ясвин. В.А.Мир природы в мире игр. Сборник экологических игр.

ЭкоЦентр "Заповедники". 1998. С.  40.

9.Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. - (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).

10. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm)

11. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова. - (http://festival.lseptember.ru/articles/513088/).

12. Севрук Ю.А. Сборник экологических игр. По  материалам семинара

для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999. infourok.ru

           13. «Игры, в которые мы играем!»  Методическая разработка Детского

экологического центра Национального парка "Лосиный Остров" elkisland.ru

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на ос...

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Арт-педагогика и арт-технологии в современном дошкольном образовании

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок познает окружающий мир, а в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пыт...