Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.
статья на тему

Зайкова Елена Алексеевна

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего...

 

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.

    Каждый ребенок изначально

талантлив и даже гениален, но его

  надо научить ориентироваться в

     современном мире, чтобы при

     минимуме затрат достичь

     максимум эффекта.

                             Г.С. Альтшуллер

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь:

  • видеть проблему и ставить вопросы;
  • доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке. (Л.В.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, З.М.Истомина, Т.В.Турунтаева, Р.С.Буре и др.)

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

        В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы. Однако к инновационному образованию могут быть отнесены лишь те из них, которые ориентированы на развитие у детей инновационного мышления, способности генерировать новые идеи.

      Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способная качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного.

     Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.[6]

    Практика показала, с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков.

     Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 90 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.  

    Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. - Средство работы с детьми – педагогический поиск. - Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» - Занятие - не форма, а поиск истины» (С.В.Гин, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук, И.Н.Мурашковска и др.)

    В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детском саду для развития у дошкольников интеллектуальных способностей, изобретательской смекалки, творческого воображения и мышления.

    ТРИЗ - педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

      В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

• методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

• методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).                                                                                                              В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.                                                                                                    

      Общими  чертами названных технологий  являются:

- сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;

- деятельностный подход в воспитании

- направленность на формирование теоретических обобщений;

- использование в обучении проблемных задач.

     Целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения. [4]

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

- Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.

  • ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
  • Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
  • В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.
  • ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач педагогов, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.
  • Для детей старшего дошкольного возраста  характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ помогают научить детей демонстрировать свои знания.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.[4]

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считали основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

 ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

    Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).

Остановимся кратко на основных:

     1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

      2. Синектика – это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;

б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.

    3. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены

    4. Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

    5. Игры - «Хорошо – плохо», «Теремок» дают возможность научить детей находить существенные признаки в предметах, классифицировать предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в предметах, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

         6. Метод «Системный анализ» (системный оператор) помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов, и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

    7. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное). Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать детям первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.

    8.  Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.[5]

     Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.[7]

      ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

    Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.[3]

Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря использованию педагогами ТРИЗ - технологии, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.

А также:  - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; дошкольники учатся отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

- ТРИЗ способствует развитию интеллекта и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

   Анализ ценности ТРИЗ - педагогики говорит о необходимости разработки и реализации проекта по внедрению ТРИЗ - технологий в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Цель осуществления проекта – разработка последовательности игр и упражнений, адаптированных методом ТРИЗ, обеспечивающих оптимальное интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Разработанный проект будет направлен на интеллектуальное развитие старших дошкольников. И будет представлять собой  систему игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста и методическими рекомендациями для педагогов.

Все игры и упражнения:

- дают возможность детям проявить себя;

- получать новую информацию об окружающем;

- у детей развивается  потребность в познавательной деятельности;

- формируется умение развивать и доказывать свою точку зрения;

- способствуют развитию аналитических способностей.

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка.

Для реализации намеченной цели работа будет спланирована по следующим направлениям (механизм реализации педагогического проекта):

1. Работа с детьми. Она будет включать в себя использование игр и упражнений, адаптированных методом ТРИЗ, для интеллектуального развития.

2. Работа с педагогами – знакомство педагогов с методом ТРИЗ, как средством интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

   Использование в работе ДОУ методов и приемов технологии ТРИЗ позволяет интеллектуально развивать старших дошкольников, снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, снять у детей чувство скованности, преодолеть застенчивость, сформировать восприятие жизненных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

   ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.

   Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию  ТРИЗ.

Библиография.

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.
  2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 356 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
  4. Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.
  5. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.
  6. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010.  – 299 с
  7. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. -  Мозырь: ИД "Белый Ветер", 2006. – 276 с.
  8. http://www.trizminsk.org/e/2350002_61.htm

  9. http://www.trizminsk.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие здорового образа жизни в современной дошкольной педагогике

Здоровье - это физическая. Гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Современная дошкольная педагогика направлена на решение задач, которые включают в себя организацию режима жизни ...

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СЛОВАКИИ

Публикации в международном журнале «Наука и Мир» (№ 11 (27), ноябрь) http://scienceph.ru/d/413259/d/scienceandworldno11(27)novembervol.ii_0.pdf Аннотация: mетодологические основы педагогики ...

Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.

Статья:Использование ТРИЗ - технологии в современной дошкольной педагогике.    Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но его  надо научить ориентироваться в    ...

Статья: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья содержит материал по проведению мастер-класса с педагогами ДОУ на тему: "Использование приёмов ТРИЗ  в работе с детьми дошкольного возраста".В статье представлен теоретический и ...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...

Арт-педагогика и арт-технологии в современном дошкольном образовании

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок познает окружающий мир, а в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пыт...