Главные вкладки

    Статья: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
    статья

    Калюжная Светлана Ивановна

    Статья содержит материал по проведению мастер-класса с педагогами ДОУ на тему: "Использование приёмов ТРИЗ  в работе с детьми дошкольного возраста".

    В статье представлен теоретический и практический материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teoriya_triz.docx20.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья: «Технология ТРИЗ в дошкольном образовании».

    Консультационный материал для педагогов ДОУ.Шкилева Елена Валерьевна

    Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного, творческого ребенка, обладающего развитым воображением.

    А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, стоит особо остро. Из всего многообразия педагогических технологий, лучше всего, по моему мнению, творческую и думающую личность можно воспитать с помощью технологии ТРИЗ.

    Что такое ТРИЗ – технология.

    Это самая модная из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

     Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

    Методика ТРИЗ, адаптированная для применения в дошкольном детстве, является эффективным средством для развития интеллектуальных, сенсорных, и творческих способностей.

     Приемы ТРИЗ можно  использовать  в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности или в совместной деятельности с детьми – чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов; для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои; в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетно-ролевую или развивающую игру.

     Элементы ТРИЗ я провожу поэтапно.

    Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам окунуться в данную технологию.

    Игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

    Я загадала предмет, который лежит в «Черном ящике». Ваша задача – догадаться, какой предмет я загадала, задавая мне различные вопросы, о признаках, форме, предназначении предмета, которого я загадала. А я буду отвечать на ваши вопросы только «Да» или «Нет». Игра продолжается, пока предмет не будет отгадан.

    Провожу игру. Начинайте задавать ваши вопросы.

    Упражнение «Дорисуй изображение».

    Помните, детскую сказку «Теремок», но ее мы расскажем по - иному. Предлагаю вам населить «Теремок» новыми жильцами. Для начала нам необходимо их создать. У меня в руках карточки, на которых незаконченное изображение. Ваше задание будет, дорисовать изображение.

    Игра «Теремок».

    Вот и готовы новые жильцы «Теремка». Теперь вы играете роль, изображенного предмета на карточке. Вошли в образ? Итак, я – хозяйка теремка. Вы по очереди подходите к «Теремку» и ведете со мной диалог. Диалог будет такой:

    - Тук – тук, кто в теремочке живет?

    - Я… (называет себя – например, гитара). А ты кто?

    - А я … (называет себя – например, удочка). Пустишь меня в теремок?

    - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

    Проводится игра.

    В нашей игре мы показали, что даже у непохожих друг на друга предметов можно найти сходство и общие признаки.

    Игра, направленная на выявление противоречие «Хорошо – плохо».

    А сейчас, скажите, пожалуйста, чем «Хорошо» жить в «Теремке», а чем «Плохо» жить всем вместе в «Теремке». Белая полоска – хорошо, черная полоска – плохо.

    Спасибо, уважаемые коллеги за помощь. Я продемонстрировала вам, как можно включить игровые приемы, упражнения технологи ТРИЗ в образовательную деятельность.

    Для своего мастер-класса я использовала:

    - прием «Черный ящик» игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

    Цель: развитие воображения, логического мышления

    - Упражнение «Дорисуй рисунок».

    Цель: Развитие творческого воображения, внимания.

    - Игра «Теремок», (метод - каталога).

    Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки предмета, путем сравнения его с другим предметом.

    - Игра «Хорошо – плохо» на выявление противоречий.

    Цель: Научить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

    Рефлексия: Если вам понравилось и мастер – класс прошел плодотворно, выберите веселый смайлик, если чего-то не хватило, и было не интересно – грустный смайлик.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

    Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

    Приёмы оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

    Приёмы оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста...

    статья "Использование техники изонить в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

    статья содержит не только теоритическое обоснование техники "изонить", но и практические рекомендации для педагогов в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

    Статья "Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста".

    В статье указано значение развивающих игр Монтессори, Воскабовича, Никитина... для развития творческих способностей, психических процессов детей дошкольного возраста. Развитие детей проходит в неприну...

    Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

    Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике.   Мнемотехника -  иск...

    Статья "Использование техники квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста"

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейш...

    Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).

    laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...