Развитие познавательного интереса у дошкольника
статья (старшая группа) по теме

Разуваева Екатерина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ese_razvitie_poznavatelnogo_interesa.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у дошкольников.

В развитие познавательного интереса дошкольника, педагог должен опираться на его естественную любознательность и всё возрастающую из года в год потребность узнавать новое и новое, в приобретении новых знаний, навыков и умений.

Учитывая это, Федеральный государственный стандарт (ФГОС) чётко прописывает задачи и требования к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Для выполнения этих задач, в первую очередь нужно обучать новым подходам к образованию и воспитанию детей: учителей-логопедов воспитателей и даже помощников воспитателя. Повышать их компетентность в вопросах общего развития ребёнка дошкольного возраста.

Почему помощников воспитателя? Да потому, что знания и умения приобретаются детьми в течении всего времени их нахождения в детском учреждении. И многие задумки, и планы воспитателя по развитию познавательной деятельности могут «рухнуть» из-за неосторожного слова или действия помощника воспитателя.

Важнейшей предпосылкой воспитания познавательного интереса является личность педагога. Поэтому хорошо если в группе налажены такие отношения между взрослыми, когда все участвующие в педагогическом процессе люди понимают друг друга с «полуслова», когда нет соревновательного порыва по принципу «Я лучше всех».

Приоритетным направлением в работе по развитию познавательных интересов является осуществление  инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников. Применение современных методов и новых интегрированных технологий позволяет сохранять устойчивое внимание у детей на протяжении всего времени, отведённого для обучения. Знакомство с компьютерами, у многих детей начинается, чуть ли не с младенчества. Им не составляет никакого труда оперировать средствами научно-технического прогресса. Опять же все картинки яркие, движущиеся, интересные (заслуга педагога), стоит только немного поразмышлять или разгадать загадку и вот он новый герой, предмет, объект природы.  Но, несмотря на решение задачи ФГОС, на оснащение всех  дошкольных учреждений ИКТ, ещё не у всех педагогов есть возможность работать с ними.

Легче всего развитие познавательного интереса проходит во время проектной деятельности, когда группа детей объединяется воспитателем одной общей целью-идеей. Тогда в процессе работы над проектом, остаётся только направлять интерес детей, расширяя заданную тему. Даже за период краткосрочных, а тем более долгосрочных проектов дети незаметно для себя «проживают» процесс обучения.  Недаром, проектная деятельность получила широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Если речь идёт об организованной образовательной деятельности (НОД), то задача воспитателя, прежде всего, заключается в том, чтобы организовать доброжелательные  взаимоотношения между детьми во время занятия ею. Если два ребёнка начнут спор, то они привлекут внимание всех остальных детей. Для этого можно перед занятием провести игру, способствующую дружелюбию. Например: «Все мы дружные ребята», или провести индивидуальную беседу с «любителями» поспорить.

 Продумать мотивацию или создание проблемной ситуации для заинтересованности детей на начальном этапе занятия. Нужно заранее подготовить наглядный материал, и всё необходимое оборудование к занятию. Чтобы не получилось так, что заинтересовав детей поставленной задачей, вдруг обнаружить нехватку чего-то. Потому, что пока воспитатель будет искать этот предмет бумагу, ножницы или карандаш, дети потеряют всякий интерес к происходящему.  Да и самому будет трудно сосредоточиться на теме, после поисков. Большую роль играет качество и оформление наглядного материала.  Если  часто в качестве наглядного материала, используются картинки, то детям старшего дошкольного возраста можно дать понятия: рисунок, иллюстрация и фотография. На основании этих знаний, получите более стойкий интерес детей к познавательной деятельности.

Интерес к некоторым видам деятельности, невозможно поддерживать  без определённых знаний. Чтобы провести с детьми опытно – исследовательскую деятельность необходимо дать детям знания в устной форме. Именно эти знания и являются результатом заинтересованности детей во время самой деятельности. Сумеет ли воспитатель «заразить» детей своими задачами, желанием познать новое, исследовать объекты, основываясь на детской любознательности, зависит весь процесс деятельности. Нужно помнить, что каким бы ни был конечный результат опыта или эксперимента, в практической деятельности он становится бесценным «достоянием» ребёнка.

Точно так же и в некоторых видах художественно-эстетической деятельности. Невозможно дать задание раскрасить предмет под хохломскую роспись, не познакомив детей с элементами этой росписи. И воспитатель, для решения этой задачи должен использовать всю силу своего красноречия, при наличии наглядного материала конечно, чтобы вдохновить детей на создание «шедевров народного творчества». А в процессе деятельности, можно дать для прослушивания музыкальное произведение по теме или почитать детям стихи. На завершающем этапе следует избегать конкретных инструкций по рисованию. Если у детей возникают вопросы, нужно отвечать тихим, спокойным голосом, не нарушая творческое настроение детей.

Речь воспитателя, является немаловажной составляющей в развитии познавательного интереса детей. Особенно нужно учитывать это в устных формах обучения. Например, во время чтения художественной литературы. Она должна быть чёткой, понятной для ребёнка и эмоционально окрашенной. Ведь правильно прочитанное детям даже небольшое по объёму произведение, даёт ребёнку возможность сделать определённые выводы для дальнейшего социально-нравственного развития. И то, о чём воспитатель может говорить часами, беседуя, рассказывая, размышляя вместе с детьми, может уместиться в нескольких строчках литературного произведения. В этом отношении хорошо «работают» рассказы Л.Н.Толстого «Лев и собачка», В.Ю. Драгунского «Друг детства» и многих других писателей, я уже не говорю о сказках, стихах, потешках, прибаутках. Если читать их без эмоциональным, ровным голосом дети даже слушать не станут, а не то, что делать соответствующие выводы и стремиться расширять свой кругозор за счёт слушания литературы. А ведь знание некоторых произведений литературы, как и наличие других знаний, является побуждением не только к игровой, но и познавательной деятельности.

Что бы дети были заинтересованы в процессе обучения, необходимо продумывать структуру занятия так, чтобы одно цеплялось за другое, как при вязании «петелька за петельку». Чтобы при решении или выяснении одной задачи, перед детьми вставала другая, требующая сиюминутного решения. Тогда дети не отвлекаются на другие виды деятельности.

Для того, чтобы поддержать в течении организованного занятия внимание детей, необходимо менять смену  деятельности с активной на статистическую и наоборот. Учитывать возрастные и психологические особенности детей. Вносить в занятие как можно больше игровых моментов, давать возможность детям реализовывать потребность высказаться по теме.  В тоже время воспитатель должен уметь тактично остановить ребёнка, если ребёнок слишком словоохотлив. Не секрет, что в каждой группе встречаются разговорчивые дети, которые готовы говорить без перерыва на любую тему. Часто дети, обсуждая одну тему, спонтанно переходят к другой, и воспитателю стоит научиться в шуточной или игровой форме «переводить стрелки в нужном направлении».                                                                Например, обсуждая домашних животных, дети живущие в городе иногда вспоминают, как гостили у бабушки в деревне и наблюдали за ними.  А ещё кроме этого могут вспомнить и про печь и про речку, на которую бегали купаться летом.

Не смотря на то, что иногда воспитателю хочется дать детям больше информации по объёму и времени, не следует нарушать предъявляемые нам требования.  Если переусердствовать,  допустить утрату восприятия информации детьми однажды, трудно будет вызвать интерес детей к данному виду деятельности в другой раз.

Так же воспитателю нужно наблюдать за детьми во время всех видов деятельности. А заметив потерю интереса, или усталость детей во время двигательного  организованного занятия, отвлечённость,  необходимо переключить внимание  на что-то другое, при помощи нового наглядного материала, звукового сигнала  (колокольчик) или  сменой тембра голоса.

Нельзя забывать и работу с родителями в этом направлении, ведь родители являются для ребёнка неоспоримым авторитетом. Если родители настороженно относятся к работе педагога, или в целом к детскому учреждению и сомневается в целесообразности дошкольного образования,  трудно сформировать произвольное внимание у ребёнка. Конечно, если ребёнок заинтересуется, увлечётся процессом познания, забыв на время папины наставления, что детский сад не школа и цифры писать необязательно, то хорошо. Но иногда бывает так, что родители, не считающие своим долгом участвовать в образовательном процессе своих  детей, не хотят поддерживать в нём и воспитателей. Поэтому нужно налаживать доброжелательные отношения с родителями воспитанников, объяснять им важность позитивного настроя детей к познавательной деятельности, как в детском саду, так и в семейном кругу. Знакомить их с целями и задачами обучения детей, поощрять в принятии участия в совместных мероприятиях и расширению детского кругозора по всем областям.

Поощрять желание родителей посещать по выходным дням музеи, парки другие объекты, где дети могут пополнить знания опытным путём.  Это несомненно будет основой для обучения ребёнка в детском учреждении и самой ценной поддержкой педагогам в организации всего образовательного процесса.

«Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у дошкольников

Пособие для родителей детей, которые часто болеют....

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"

Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

Условия развития познавательного интереса у дошкольников.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкойсоответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в то...