Семинар - практикум для воспитателей ДОУ : «От социализации к саморегуляции»
методическая разработка на тему

Евтеева Людмила Викторовна
Цель: уточнение и систематизация знаний педагогов о социализации и развитии саморегуляции у ребенка через использование элементов технологии Гришаевой Н.П. «Развивающее общение». Задачи: • Раскрыть сущность понятия «саморегуляция поведения», механизмы развития «саморегуляцим» в условиях ДОО; • Технология «Развивающее общение» и ее роль в развитии саморегуляции поведения детей дошкольного возраста; • Познакомить с особенностями использования элементов технологии Гришаевой Н. П. «Развивающее общение» при организации игровой деятельности; • Формировать навыки практического использования элементов данной технологии в совместной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_ot_sotsializatsii_k_samoregulyatsii.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа Детский сад № 20 комбинированного вида

Семинар - практикум

для воспитателей ДОУ

Тема: «От социализации к саморегуляции»

Автор:

Евтеева Л.В.

Воспитатель I КК

г. Борисоглебск, 2018

Цель:  уточнение и систематизация знаний педагогов о социализации и развитии саморегуляции у ребенка через использование элементов технологии Гришаевой Н.П. «Развивающее общение».

Задачи:

  • Раскрыть сущность понятия «саморегуляция поведения», механизмы развития «саморегуляцим» в условиях ДОО;
  • Технология «Развивающее общение» и ее роль в развитии саморегуляции поведения детей дошкольного возраста;
  • Познакомить с особенностями использования элементов технологии Гришаевой Н. П.  «Развивающее общение» при организации игровой деятельности;
  • Формировать навыки практического использования элементов данной технологии в совместной деятельности с детьми.

План проведения:

№ п/п

Формы и содержание работы

1.

СооСообщение

«Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста.  Технология «Развивающее общение» и ее роль в развитии саморегуляции поведения детей дошкольного возраста»

2

 Практические задания на тему: «Развивающее общение как средство саморегуляции поведения детей»

 

Памятки для педагогов

«Развивающее общение»

«Помогаем ребенку справиться с его чувствами»,

«Похвала и самооценка», «Чтобы поощрить самостоятельность», «Чтобы добиться взаимодействия с ребенком»

Делимся на 2 команды

Уважаемые коллеги!
-Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре. Тема семинара-практикума «От социализации к саморегуляции». Цель, задачи, план поведения.

А начать наш семинар-практикум мне бы  хотелось с высказывания известного французского писателя Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь – 
это роскошь человеческого общения».

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Коммуникация, общение – процесс социального взаимодействия, результатом которого является создание социальной общности при сохранении индивидуальности каждого участника; процесс созидания человеческих взаимоотношений.

Социализация и коммуникативное развитие дошкольника тесно взаимосвязаны в дошкольном возрасте.

Какая же работа должна проводиться, чтобы дошкольник научился,  коммуникативному общению и успешно прошла социализация?  

Комплексная работа, которая содержит три основных раздела:
-Коммуникативная компетентность педагога. 
-Коммуникативные умения детей. 
- Партнерство и сотрудничество с семьей развивает коммуникативных компетенций дошкольников.

Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов возрастает. Результативность социализации дошкольника напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения  взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. 

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления развивающего общения  и дружеских отношений с коллективом. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей  развивающего общения у детей.  «Развивающее общение» является ведущем направлением в развитие саморегуляции поведения детей, поскольку оно позволяет самому ребенку  решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей во всех возрастных группах. В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств  в разнообразных ситуациях общения.

Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном развивающемся стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.

Существует несколько  позиций воспитания, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять правильную позицию. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

   «Кот в мешке»

Педагогам даются   карточки с  позицией выбрать  наиболее приемлемую коммуникативную компетентность педагога.

Задание 1

- Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Перед вами описания шести воспитательских позиций, а также сказочные герои, каждому из которых соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев сказок к соответствующим педагогическим позициям.

Вывод: Как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?
Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
Вы должны быть образцом для своих детей.

 Мозговая атака

Задания 2 Что влияет на социализацию ребенка?

  • Множественность социальных факторов влияющих на социализацию (миграция, распад семьи, возрастающее влияние СМИ, изменение гендерных ролей, изменение роли образования и т.д.). Низкий уровень общения со взрослыми, нет эталона общения,
  • Взаимонезависимость социальных факторов, формирующих различные образцы социального поведения.
  • Ослабление формального и неформального контроля, как фактора социализации.

  Задания 3 Блиц опрос (2 командам)

1.Какие причины нарастания социальной беспомощности у современных детей?

На уровне семьи

  • Сокращение числа семей способных демонстрировать позитивные образцы социального поведения.
  • Стремительные изменения в культуре родительства.
  • Ослабление эмоционального контакта между родителями и детьми
  • Отсутствие «дворовой» социализации.
  • Непонимание родителями значимости развития социальных навыков у дошкольников
  • Чрезмерная озабоченность родителей интеллектуальным развитием детей.

На уровне дошкольной образовательной организации

  • Устаревшие критерии оценки работы ДОО
  • Непонимание педагогами сущности социализации в дошкольном возрасте.
  • Не разработанность технологий эффективной социализации дошкольников.
  • Заорганизованность педагогического процесса
  • Непонимание всеми участниками образовательного процесса новой миссии ДОО

«Детский сад – пространство дружественного социума для детей»

2 вопрос Есть смысл обучать детей дошкольного возраста самостоятельному решению конфликтов или же на этом этапе развития достаточно вмешательства в-ля или родителей? Назовите задачи социального развития детей в ДОО?

  • Освоение норм и правил общения и поведения детей со взрослыми и друг другом

(во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми разгружает взрослого, которому не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать другую рол помощника)..

  • Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.

(дети осознают технологию решения конфликтов, несут ответственность за происходящее и случившееся ложиться на самих детей, что свою очередь ведет к самостоятельности каждого ребенка, а значит развитию саморегуляции поведения).

  • Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях.

(новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности в группе.)

  • Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие.
  • Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка; я – когалымчанен  или житель того города, где находится ДОО), я – житель России, я – житель Земли, я – часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.
  • Развитие способности к принятию собственных решений – на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

(обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет себя чувствовать более уверенно в общении со сверстниками ив жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ростет).

.

3 вопрос

Решите конфликт?

Дети играли.  Вдруг они поссорились, потому что:

1 -  не могли договорится кто будет ведущим в игре

2 – не могли поделить машинку

  1. Опишите конфликт (или дети описывают)
  2. Опишите чувства, которые по вашему мнению, испытывает ребенок (мне обидно, я еще не наигрался), задайте вопрос тому кто отобрал «А тебе это нравиться» то что с ним произошло. Спрашивать с целью , чтобы направить энергию ребенка на рефлексию собственных  негативных чувств. Это может быть гнев, злость. Тем самым обучаем детей лучше понимать себя и соответственно  реагировать. Осмыслить чувства, вывести на спокойное состояния  и размышления.
  3. Посочувствуйте одному и «помычите» другому.»Да я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь. и вдруг у тебя отбирают игрушку…», «Хм..»
  4. Попросите детей озвучить позиции друг другу. Саша, мне не нравиться, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю!. Уточните услышали они друг друга.  Запрет не предлагайте свои решения.
  5. Если этого мало напомните им правило группы. (не обижать друг друга, не вырывать игрушки)
  6. Оставьте детей одних , дайте обсудить  проблему и найти пути решения, которые устроят двоих. В этом им поможет «коврик примерения». Предмет забирается и ставиться на видное место

Задание 4 «Ты-  мне, я - тебе»

Проблема современных детей – они необщительны, мало задают вопросов. Однако сформировать  у ребёнка потребность задавать вопросы и получать на них ответы - первостепенная задача педагога. Научить задавать вопросы и получать на них ответы– значит заложить алгоритм поведения. в основе которого лежит выбор. Умение выбирать закладывает основы произвольно поведения. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. 
Именно в игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра помогает развивать у ребёнка способности к восприятию различных коммуникативных средств вербального и невербального общения.

Игра «Что в сундучке?»

Оснащение: сундучок, различные предметы.
Ставится на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.  Выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Тот, кто первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. В сундучок  выставляется другой предмет, игра возобновляется.

Игра «Сохрани слово в секрете».

Я буду называть  разные слова, а Вы их четко повторяете.  Но, нужно помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, Вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано — подойдет любое.

 Игра «Квадрат»

Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива

Ход игры: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Постройте, используя всех игроков команды: квадрат,  треугольник,  круг,  ромб, птичий косяк.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос  здесь: каким образом, задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Задание 5 «Педагогические  пазлы»

Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова, словосочетания (фраза разрезается по одному, два, три слова). Время выполнения задания – 5 минут.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.

Задание 6  «Аукцион педагогических идей»

Командам предлагается за 1 минуту:

1. Напишите  и потом назовите как можно больше новых слов, словосочетаний, понятий, с которыми вы столкнулись при знакомстве с темой социализация и саморегуляция  дошкольников. (стандарт, целевые ориентиры, предметно-пространственная развивающая среда, среда трансформируемая и полифункциональная, поддержка детской инициативы, индивидуализация образования, оптимизация работы с группой детей. саморегуляция поведения, дети-волонтеры, проблемная ситуация, ситуация месяца, рефлексивный круг, конфликтность,)

2.  Ответьте на вопрос: Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего Вам может пригодится полученная информация?

Итог семинара

В завершении нашего семинара хочу предложить вам подумать о роли воспитателя в жизни ребёнка и о себе как о воспитателе, прослушав притчу «Карандаш».

«Карандаш»

Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

- Есть пять вещей которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершил.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Независимо от твоего состояния ты должен всегда писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Игра как средство успешной социализации дошкольников»

Работа с родителями очень актуальна, она трудна, но очень интересна. Когда родители впервые приводят ребенка в детский сад, в этот период происходит установление личных и деловых контактов между педаг...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Социализация дошкольника».

В наших руках возможность создать такую атмосферу вокруг себя, в которой  окружающим нас людям (детям, родителям, близким и родным) будет приятно   находиться рядом. Важнейшая проб...

"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".

Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....

Семинар – практикум: «Игра как средство успешной социализации дошкольников».

Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.Задачи:Способствовать совершенствованию воспитательно – о...

Семинар – практикум: «Игра как средство успешной социализации дошкольников».

Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.Задачи:Способствовать совершенствованию воспитательно – о...