Семинар - практикум для воспитателей ДОУ : «От социализации к саморегуляции»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_ot_sotsializatsii_k_samoregulyatsii.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Борисоглебского городского округа Детский сад № 20 комбинированного вида
Семинар - практикум
для воспитателей ДОУ
Тема: «От социализации к саморегуляции»
Автор:
Евтеева Л.В.
Воспитатель I КК
г. Борисоглебск, 2018
Цель: уточнение и систематизация знаний педагогов о социализации и развитии саморегуляции у ребенка через использование элементов технологии Гришаевой Н.П. «Развивающее общение».
Задачи:
- Раскрыть сущность понятия «саморегуляция поведения», механизмы развития «саморегуляцим» в условиях ДОО;
- Технология «Развивающее общение» и ее роль в развитии саморегуляции поведения детей дошкольного возраста;
- Познакомить с особенностями использования элементов технологии Гришаевой Н. П. «Развивающее общение» при организации игровой деятельности;
- Формировать навыки практического использования элементов данной технологии в совместной деятельности с детьми.
План проведения:
№ п/п | Формы и содержание работы | |
1. | СооСообщение «Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста. Технология «Развивающее общение» и ее роль в развитии саморегуляции поведения детей дошкольного возраста» | |
2 | Практические задания на тему: «Развивающее общение как средство саморегуляции поведения детей» |
|
Памятки для педагогов «Развивающее общение» «Помогаем ребенку справиться с его чувствами», «Похвала и самооценка», «Чтобы поощрить самостоятельность», «Чтобы добиться взаимодействия с ребенком» |
Делимся на 2 команды
Уважаемые коллеги!
-Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре. Тема семинара-практикума «От социализации к саморегуляции». Цель, задачи, план поведения.
А начать наш семинар-практикум мне бы хотелось с высказывания известного французского писателя Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Коммуникация, общение – процесс социального взаимодействия, результатом которого является создание социальной общности при сохранении индивидуальности каждого участника; процесс созидания человеческих взаимоотношений.
Социализация и коммуникативное развитие дошкольника тесно взаимосвязаны в дошкольном возрасте.
Какая же работа должна проводиться, чтобы дошкольник научился, коммуникативному общению и успешно прошла социализация?
Комплексная работа, которая содержит три основных раздела:
-Коммуникативная компетентность педагога.
-Коммуникативные умения детей.
- Партнерство и сотрудничество с семьей развивает коммуникативных компетенций дошкольников.
Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов возрастает. Результативность социализации дошкольника напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления развивающего общения и дружеских отношений с коллективом. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развивающего общения у детей. «Развивающее общение» является ведущем направлением в развитие саморегуляции поведения детей, поскольку оно позволяет самому ребенку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей во всех возрастных группах. В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств в разнообразных ситуациях общения.
Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном развивающемся стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.
Существует несколько позиций воспитания, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять правильную позицию. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.
«Кот в мешке»
Педагогам даются карточки с позицией выбрать наиболее приемлемую коммуникативную компетентность педагога.
Задание 1
- Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Перед вами описания шести воспитательских позиций, а также сказочные герои, каждому из которых соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев сказок к соответствующим педагогическим позициям.
Вывод: Как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?
Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
Вы должны быть образцом для своих детей.
Мозговая атака
Задания 2 Что влияет на социализацию ребенка?
- Множественность социальных факторов влияющих на социализацию (миграция, распад семьи, возрастающее влияние СМИ, изменение гендерных ролей, изменение роли образования и т.д.). Низкий уровень общения со взрослыми, нет эталона общения,
- Взаимонезависимость социальных факторов, формирующих различные образцы социального поведения.
- Ослабление формального и неформального контроля, как фактора социализации.
Задания 3 Блиц опрос (2 командам)
1.Какие причины нарастания социальной беспомощности у современных детей?
На уровне семьи
- Сокращение числа семей способных демонстрировать позитивные образцы социального поведения.
- Стремительные изменения в культуре родительства.
- Ослабление эмоционального контакта между родителями и детьми
- Отсутствие «дворовой» социализации.
- Непонимание родителями значимости развития социальных навыков у дошкольников
- Чрезмерная озабоченность родителей интеллектуальным развитием детей.
На уровне дошкольной образовательной организации
- Устаревшие критерии оценки работы ДОО
- Непонимание педагогами сущности социализации в дошкольном возрасте.
- Не разработанность технологий эффективной социализации дошкольников.
- Заорганизованность педагогического процесса
- Непонимание всеми участниками образовательного процесса новой миссии ДОО
«Детский сад – пространство дружественного социума для детей»
2 вопрос Есть смысл обучать детей дошкольного возраста самостоятельному решению конфликтов или же на этом этапе развития достаточно вмешательства в-ля или родителей? Назовите задачи социального развития детей в ДОО?
- Освоение норм и правил общения и поведения детей со взрослыми и друг другом
(во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми разгружает взрослого, которому не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать другую рол помощника)..
- Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.
(дети осознают технологию решения конфликтов, несут ответственность за происходящее и случившееся ложиться на самих детей, что свою очередь ведет к самостоятельности каждого ребенка, а значит развитию саморегуляции поведения).
- Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях.
(новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности в группе.)
- Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие.
- Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка; я – когалымчанен или житель того города, где находится ДОО), я – житель России, я – житель Земли, я – часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.
- Развитие способности к принятию собственных решений – на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
(обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет себя чувствовать более уверенно в общении со сверстниками ив жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ростет).
.
3 вопрос
Решите конфликт?
Дети играли. Вдруг они поссорились, потому что:
1 - не могли договорится кто будет ведущим в игре
2 – не могли поделить машинку
- Опишите конфликт (или дети описывают)
- Опишите чувства, которые по вашему мнению, испытывает ребенок (мне обидно, я еще не наигрался), задайте вопрос тому кто отобрал «А тебе это нравиться» то что с ним произошло. Спрашивать с целью , чтобы направить энергию ребенка на рефлексию собственных негативных чувств. Это может быть гнев, злость. Тем самым обучаем детей лучше понимать себя и соответственно реагировать. Осмыслить чувства, вывести на спокойное состояния и размышления.
- Посочувствуйте одному и «помычите» другому.»Да я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь. и вдруг у тебя отбирают игрушку…», «Хм..»
- Попросите детей озвучить позиции друг другу. Саша, мне не нравиться, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю!. Уточните услышали они друг друга. Запрет не предлагайте свои решения.
- Если этого мало напомните им правило группы. (не обижать друг друга, не вырывать игрушки)
- Оставьте детей одних , дайте обсудить проблему и найти пути решения, которые устроят двоих. В этом им поможет «коврик примерения». Предмет забирается и ставиться на видное место
Задание 4 «Ты- мне, я - тебе»
Проблема современных детей – они необщительны, мало задают вопросов. Однако сформировать у ребёнка потребность задавать вопросы и получать на них ответы - первостепенная задача педагога. Научить задавать вопросы и получать на них ответы– значит заложить алгоритм поведения. в основе которого лежит выбор. Умение выбирать закладывает основы произвольно поведения. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Именно в игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра помогает развивать у ребёнка способности к восприятию различных коммуникативных средств вербального и невербального общения.
Игра «Что в сундучке?»
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Ставится на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. Выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Тот, кто первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. В сундучок выставляется другой предмет, игра возобновляется.
Игра «Сохрани слово в секрете».
Я буду называть разные слова, а Вы их четко повторяете. Но, нужно помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, Вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Примечание
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано — подойдет любое.
Игра «Квадрат»
Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива
Ход игры: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Постройте, используя всех игроков команды: квадрат, треугольник, круг, ромб, птичий косяк.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом, задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Задание 5 «Педагогические пазлы»
Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова, словосочетания (фраза разрезается по одному, два, три слова). Время выполнения задания – 5 минут.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.
Задание 6 «Аукцион педагогических идей»
Командам предлагается за 1 минуту:
1. Напишите и потом назовите как можно больше новых слов, словосочетаний, понятий, с которыми вы столкнулись при знакомстве с темой социализация и саморегуляция дошкольников. (стандарт, целевые ориентиры, предметно-пространственная развивающая среда, среда трансформируемая и полифункциональная, поддержка детской инициативы, индивидуализация образования, оптимизация работы с группой детей. саморегуляция поведения, дети-волонтеры, проблемная ситуация, ситуация месяца, рефлексивный круг, конфликтность,)
2. Ответьте на вопрос: Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего Вам может пригодится полученная информация?
Итог семинара
В завершении нашего семинара хочу предложить вам подумать о роли воспитателя в жизни ребёнка и о себе как о воспитателе, прослушав притчу «Карандаш».
«Карандаш»
Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, который только может быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершил.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Независимо от твоего состояния ты должен всегда писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Игра как средство успешной социализации дошкольников»
Работа с родителями очень актуальна, она трудна, но очень интересна. Когда родители впервые приводят ребенка в детский сад, в этот период происходит установление личных и деловых контактов между педаг...
Семинар -практикум для педагогов ДОУ на тему: "СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12779014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Социализация дошкольника».
В наших руках возможность создать такую атмосферу вокруг себя, в которой окружающим нас людям (детям, родителям, близким и родным) будет приятно находиться рядом. Важнейшая проб...
"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".
Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....
Семинар – практикум: «Игра как средство успешной социализации дошкольников».
Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.Задачи:Способствовать совершенствованию воспитательно – о...
Семинар – практикум: «Игра как средство успешной социализации дошкольников».
Цель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя.Задачи:Способствовать совершенствованию воспитательно – о...