Семинар -практикум для педагогов ДОУ на тему: "СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
консультация на тему

Резникова Надежда Эдуардовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_samoregulyatsii.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сложность педагогической профессии, ее публичность, высокая степень ответственности за здоровье, воспитание, обучение и развитие детей часто обусловливает эмоциональную напряженность педагога, появление у него состояний, влияющих на личность и характер профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность педагога влечет за собой "амортизацию" души. "Мера ее может быть уменьшена разумными, целенаправленными усилиями самого педагога. Нельзя эксплуатировать нервную и психическую систему человека и, не научив его саморегулированию профессионального состояния, отправлять на работу с людьми, общение с которыми само по себе требует постоянной энергетической затраты. Но заботу о своем психическом здоровье, в первую очередь, должен проявлять сам педагог.

Использование способов саморегуляции в профессии позволяет изменять настроение и самочувствие,что сказывается на работоспособности и состоянии здоровья участников образовательного процесса, дает возможность рационально распределять личностные силы в профессиональной и повседневной жизни.

Обратимся к способам саморегулирования педагога ДОУ, которые могут быть освоены им образовательном процессе или самостоятельно.  К таким способам относятся:

Метод создания установки. Установка на доброту, внимание, любовь к детям и коллегам может быть принята и удержана сознательно. Такого рода установки возникают, если постараться понимать жизненно необходимые потребности детей в положительной окраске. Положительно направленные установки способствуют переключению внимания с отрицательных черт ребенка на позитивное в нем.

Самоубеждение  представляет собой интеллектуальное действие, с помощью которого осуществляется подавление тревоги, эмоциональной напряженности и другие отрицательно действующие на личность состояния. Необходимость в самоубеждении возникает в сложных, конфликтных ситуациях. Процесс самоубеждения начинается с подбора фактов, доказывающих верность собственной позиции. Затем формируются конкретные выводы утверждения (не нужно так обострять ситуацию; случившееся не заслуживает таких переживаний и т.п.). Успех самоубеждения зависит от качеств личности убеждающего (оптимизм, целеустремленность, уверенность в себе и др.) пример: Родитель не знает что сад не работает…. Попробуйте масимально использовать метод саморегууляции  - самоубеждение

Самоприказ выражается в четком, кратком указании себе порядка дальнейших действий или реакций (успокойся; действуй решительно; выслушай ребенка; поговори откровенно; не кричи" и др.). Текст самоприказа должен быть высказан уверенно, твердо, не содержать сомнений в успехе его выполнения.

Самовнушение  процесс внушения, адресованный самому себе и осуществляемый путем многократного повторения определенной словесной формулы (я спокоен, я уверен в себе, я собран и уравновешен, я активен и бодр и

т.п.). словесная формула должна быть четкой, краткой, не содержащей отрицательной частицы "не". На начальных этапах при самовнушении рекомендуется использовать следующую последовательность: «хочу», «могу», «буду», «есть» (я могу быть спокойным, я хочу быть спокойным, я буду спокойным, я спокоен). Формулы самовнушения могут иметь различную направленность: для создания настроения (я жизнерадостен, я полон сил, у меня приподнятое настроение и др.); для отдыха (я совершенно спокоен, я расслаблен, я отдыхаю, я набираюсь сил и др.); для самонастройки на какую-либо деятельность (я чувствую себя уверенно, у меня все получится, я справлюсь, я буду внимателен и т.п.).

Отключение, переключение, отвлечение,  способы волевого регулирования эмоционального состояния. Сущность их состоит в снятии отрицательных эмоций посредством направления сознания на другую сознательно выбранную деятельность.

Отключение предполагает полное блокирование в сознании раздражающего образа, черты характера, особенностей поведения. Они целенаправленно "забываются" на какое-то время. Для того используется прием рассредоточения, хаотичного рассматривания окружающих предметов, без остановки на каком-то из них. Затем тот же прием используется с закрытыми глазами, в воображении для достижения рассредоточения.

Переключение заключается в переходе на деятельность, вызывающую положительные эмоции или забирающую отрицательно действующую энергию. Это может быть пение, слушание музыки, какой-либо вид хозяйственно-бытовой деятельности, двигательная активность (ходьба, беги др.), математический счет и другие индивидуально выбранные способы.

Отвлечение  мысленное перенесение себя в ситуацию уюта, комфорта, т.е. в ту обстановку или деятельность, в которой человек чувствует себя наиболее спокойно и защищено.

Приемы логики, рассуждения, рационализации   предполагают сознательный разбор и упрощение ситуации. Их эффективно использовать при регуляции состояний страха, нервозности, гнева, неприязни, досады и др. В данном случае важно показать себе, что реальная ситуация значительно проще той, которая субъективно представляется в данный момент. С помощью рассуждения можно вскрыть неосновательность повода для любого чувства.  

Речевая разрядка  наиболее часто используемый способ саморегуляции. Общение с друзьями, близкими, самим собой позволяет освободиться от отрицательных переживаний, выразить их в словесной форме. В том процессе возможно результативное решение создавшейся проблемы или освобождение от нее путем "перекладывания" на реального (воображаемого) собеседника.

Игровые способы саморегуляции заключаются в проигрывании педагогом роли такого человека, каким ему хочется быть. Принятие роли помогает снять личностные "зажимы", преодолеть внутренние трудности и действовать в соответствии с желаемым образцом. Роль может иметь подчиненный или самостоятельный характер. Под подчиненной мы понимаем подражательную роль. Педагог на установленное им время становится историческим, литературным героем или реальным человеком, которого он считает образцом саморегулируемой личности. В таком случае игра может быть отнесена к имитационной и длиться от 10-15 минут до нескольких часов, в зависимости от целей, условий, возможностей субъекта.

Самостоятельная роль не предполагает подражание конкретному субъекту. Педагог осуществляет импровизации типа "Я  оптимист", "Я  уверен в себе", "Я  активен", "Я  компетентный, уравновешенный человек" в реальном образовательном процессе, во взаимодействии с детьми. Он ведет себя в соответствии с принятыми им игровыми правилами.

Принятая ролевая позиция позволяет преодолевать личностные комплексы и

Эффективным, оперативным способом выхода из критической ситуации является немедленная физическая нагрузка (бег, физические упражнения, спортивные игры, физический труд). Она направляет избыточную, негативно "настроенную" энергию в неопасное для организма русло.

Представленные способы профессионально-педагогического саморегулирования могут быть использованы как самостоятельные, так и в различных сочетаниях. Залогом успеха их реализации является сознательность и активность овладения ими, уверенность в эффективности применяемых приемов самовоздействия и своих способностях, готовность к постоянному самосовершенствованию и самоконтролю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Содержание семинара-практикума о развитии коммуникативных способностей дошкольников в игровой деятельности....

Практикум для педагогов ДОО "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"

Современный темп работы педагога нередко провоцирует хроническое утомление, вследствие этого его физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое с...

Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»

Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей  по средствам театрализованной деятельности» направлен на систематизацию знаний педаг...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...