Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО»
статья (младшая группа) на тему

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО  должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_statya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО»

 

                                                    Подготовила: воспитатель

                                                         Старостенко Н.Н.

                                  2018г.

   Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО  должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей. Кроме того, особенностями развивающей предметно-пространственной среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции.

    Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 3- 4 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным оборудованием, инвентарём. В группе созданы условия для разных видов деятельности детей.

 Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

  Направление: Художественно — эстетическое развитие.

 Центр «Территория творчества».

В данном центре находится материал и оборудование для

художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин и т. п.).

По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр «Музыки».

 Музыкального развития способствует формированию интереса к музыке,  знакомит с музыкальными инструментами (колокольчики, погремушки, металлофон, барабан, бубны).

  Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении бразовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками. В книжном уголке имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения.

В центре «Речивичок» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение,

разрезные сюжетные картинки и др.

Центр «Театрализации».

Это важный объект развивающей среды, поскольку именно

театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, фланелеграф, пальчиковый).

   Направление: Социально-личностное развитие.

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учѐтом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно- дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых

удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и салфетки, палочки для рыхления,

детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных

растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Центр опытно-экспериментальной деятельности.

В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: трубочки, палочки, губки, мыльные пузыри, мерные стаканчики, лейки, зеркала, часы, земля, песок, камешки и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты определять свойства различных природных материалов.

Центр «Математики».

В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и

числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей.

Игровое оборудование создаѐт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

 целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

 воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В центре «Знакомство с родным краем» помещена

государственная символика родного города и России.

В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Мой город», «Моя семья», «Животный мир Белгородской области».

Центр «Строительный» (конструктивный).

Одним из основных видов детской деятельности является конструирование. У нас есть строительный материал, различные пластмассовые конструкторы разного размера, яркие. Строят на ковре, созданные постройки служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Автобус», «Зоопарк», «Корабль» и др. Для обыгрывания построек есть наборы разных мелких игрушек (куклы, зверушки, машины различной величины).

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» 

Это сюжетно- ролевые игры: кухня, магазин, салон красоты, дом семья. Оснащены атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей. Есть разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, фуражки, каски, юбки, фартуки, костюм врача и т.д.

Центр «Безопасности».

В уголке безопасности размещена улица с дорогой и пешеходными переходами, машинами, помещены простые дорожные знаки, светофор для ознакомления детей с ПДД. Наглядный материал предупреждает детей об опасных ситуациях. Есть разные дидактические игры по ПДД и безопасности.

  Направление: Физическое развитие.

Центр двигательной активности. 

Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.  Здесь имеются мячи, кегли, скакалки, обручи, султанчики, мешочки, веревочки, мишени, кольцеброс. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Центр «Гендерное воспитания»

Игровое оборудование для мальчиков: машины, пистолеты, набор военной техники, инструменты, есть разные виды транспорта: спецтехника, строительная, грузовая, легковые машинки. Машинки разного цвета и размера. Для девочек – коляски, куклы, набор украшений, комната с игрушечной мебелью и др.

В спальне также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, около пальмы.

   Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

   Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (на примере 2 младшей группы «А» МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Камчатского края)»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

ДОКЛАД Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения  является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в до...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...