Конспект родительского собрания в группе раннего возраста. Тема: «В детский сад без слез!» (с элементами тренинга)
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Сироткина Наталья Юрьевна

Цель: 

знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста.

 Тема: «В детский сад без слез!»

(с элементами тренинга)

Цель: 

знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.

Задачи: 

создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать родителям об адаптации малыша к детскому саду, настроить родителей на доброжелательные отношения, на непринуждённое общение.


Программное содержание:

• познакомить родителей с понятиями "адаптация”, "адаптационный период”;

• помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

• создание благоприятной атмосферы общения в семье;

• установление контакта между родителями и педагогами.

Форма проведения – беседа за круглым столом.

План проведения:

1.Вступительная часть

2.Выступление заведующего

3.Упражнение «Знакомство».

4. Тестирование родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ».

5.Представление презентации на тему: «Адаптация детей к ДОУ».

6. Упражнение «Салфетка»

7.Правила нашего детского сада.

8. Ответы на вопросы родителей.

9. Раздача буклетов «7 правил адаптации», памяток из серии «Шпаргалки для родителей» по теме: «Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад.», «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями».

Ход собрания.

1. Вступительное слово заведующего детским садом: 

Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,

Подробно вам расскажем о детском воспитании.

2. «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание. В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих шесть лет. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеемся, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

(рассказ заведующей о детском саде, воспитателях. Показ слайдов)

 Уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых.


Дети-это счастье, дети - это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытанье,
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье,
Дети - это время, дети – это труд!

Предлагаю и нам с вами познакомиться.

3. Упражнение «Знакомство»

Цель: 

познакомить родителей с участниками педагогического процесса.
Участники, передавая медвежонка представляются и рассказывают немного о себе и о своем ребенке.

Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

4. Тестирование родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ».

Хочу предложить вам пройти небольшой тест для того, чтобы понять, готов ли ваш малыш к поступлению в детский сад и определить для себя, на что необходимо обратить внимание, в оставшиеся пару месяцев, до прихода в детский сад.

5. Какое счастье!

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Пришла пора ребёнка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что всё это значит!

Что делать? Как же все исправить?

Всех адаптация переживать заставит!

И ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 4 группы.

Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т. п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т. д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают сад с большим удовольствием и посей день.

Проходит время, у каждого свое, и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

Дорогие родители! Хотелось бы заострить Ваше внимание на нескольких моментах:

  • Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку.
  • И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.
  • Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
  • У вас должен быть свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно (объятия, воздушный поцелуй…).
  • Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»)
  • Уверенным доброжелательным тоном скажите ребенку, что вам пора идти. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь и не оборачиваясь. Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка, тем самым просто "оттягивает" адаптацию ребенка.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.
  • Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.
  • Перестаньте волноваться, всё будет хорошо. Поддерживайте малыша, проявляйте свою любовь, говорите ласковые слова. После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.
  • Если у вас возникли какие-то вопросы, вы можете их нам задать.
  • В раздевалке на стендах вы можете видеть информацию для вас, там есть номера наших телефонов, следите за объявлениями на дверях.
  • Некоторые родители, отдавая сына (дочь) в детский сад, планируют выйти на работу уже через неделю. И если ребёнок в этот срок не укладывается, начинают нервничать и переживать, заряжая своим состоянием малыша. Стресс, который переживает ребёнок, снижает защитные силы его организма. Реакция незамедлительно проявляется в виде болезни, и процесс адаптации растягивается на неопределённое время. Разумное решение принимают мамы, которые отдают ребёнка в детский сад раньше, чем выходят на работу.
  • Многие дети, начиная посещать детский сад, часто болеют. В основном причиной являются вирусы, с которыми детский организм ранее не встречался. Но тяжесть болезни будет зависеть от силы иммунитета: одни дети получат простой насморк, а у других может начаться отит, бронхит и др. В связи с этим мы рекомендуем, как можно раньше начинать укреплять здоровье ребёнка.
  • На начальном этапе посещения детского сада не следует оставлять малыша на целый день. Рекомендуется забирать его через 2-3 часа.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Конечно же период адаптации будет более успешным если ребенок владеет элементарными навыками самообслуживания. К элементарным навыкам самообслуживания относятся: умение самостоятельно есть, правильно держать ложку, чашку, обслуживать себя в туалете.

6. Упражнение «Салфетка»

Цель: 

показать, что каждый ребенок не похожего ни на кого; он – индивидуальность, принятия таким, какой он есть. 
Каждому участнику тренинга дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два раза.

Затем воспитатель просит выполнить следующие действия: оторвать правый верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, разные кусочки, на выбор участников. Затем разворачивают салфетку.

Все дети разные, но все мы должны жить в мире и согласии, принимать каждую индивидуальную личность.
Все зависит от родителей и воспитания в семье. 

7. Правила детского сада

1.Приводить ребенка аккуратно одетым и лично передавать его воспитателям 2.Родители, помните! Воспитателям категорически запрещается отдавать ребенка лицам в нетрезвом состоянии, несовершеннолетним, отдавать детей незнакомым лицам без документально оформленной доверенности родителей!

3.Не приводить больного ребенка в д/с и сразу сообщать о болезни воспитателю.

4.Вносить плату за содержание ребенка до 25 числа каждого месяца.

5.Одевать ребенка по сезону и в соответствии с погодой. Иметь пакет со сменными вещами для вашего ребенка. Во избежание путаницы с одеждой, все вещи ребенка должны быть промаркированы (подписаны).

6.Своевременно сообщать о причинах непосещения ребенком детского сада. Родители, помните! Если ребенок не посещает детский сад пять дней и более, включая выходные, то он принимается с медицинской справкой.

8. Уважаемые родители, если у Вас возникли вопросы, я готова на них ответить.

9. Раздача буклетов «7 правил адаптации».

Раздача памяток из серии «Шпаргалки для родителей» по теме: «Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад.», «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями».

Я желаю вам здоровья, мудрости, любви! До новых встреч!

Тест для родителей

«Готов ли ваш малыш к поступлению в ДОУ»

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке:

• бодрое, уравновешенное (3 балла);

• неустойчивое (2 балла);

• подавленное (1 балл).

2. Как Ваш ребенок засыпает:

• быстро, спокойно – до 10 мин. (3 балла);

• долго не засыпает (2 балла);

• неспокойно (1 балл).

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.):

• да (1 балл);

• нет (3 балла).

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка:

• 2 ч (3 балла);

• 1 ч (1 балл).

5. Какой аппетит у Вашего ребенка:

• хороший (4 балла);

• избирательный (3 балла);

• неустойчивый (2 балла);

• плохой (1 балл).

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок:

• положительно (3 балла);

• отрицательно (1 балл).

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок:

• да (3 балла);

• нет, но бывает сухой (2 балла);

• нет, и ходит мокрый (1 балл).

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет пустышку или палец, раскачивается, другое):

• да (1 балл);

• нет (3 балла).

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке:

• да (3 балла);

• иногда (2 балла);

• нет (1 балл).

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых:

• да (3 балла);

• иногда (2 балла);

• нет (1 балл).

11. Как Ваш ребенок играет:

• умеет играть самостоятельно (3 балла);

• не всегда (2 балла);

• не играет сам (1 балл).

12. Какие взаимоотношения со взрослыми:

• легко идет на контакт (3 балла);

• избирательно (2 балла);

• трудно (1 балл).

13. Какие взаимоотношения с детьми:

• легко идет на контакт (3 балла);

• избирательно (2 балла);

• трудно (1 балл).

14. Как относится к занятиям – внимателен, усидчив, активен:

• да (3 балла);

• не всегда (2 балла);

• нет (1 балл).

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе:

• есть (3 балла);

• не всегда (2 балла);

 • нет (1 балл).

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими:

• перенес разлуку легко (3 балла);

• тяжело (1 балл).

17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых:

• есть (1 балл);

• нет (3 балла).

Результаты:

40–55 баллов – готов к поступлению в ДОУ;

24–39 баллов – условно готов;

16–23 балла – не готов.

Памятка

«Шпаргалки для родителей».

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад.
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщайте воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
5. С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями.
1. Рассказывайте ребенку , что ждет его в саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спине).
5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
6. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
7. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу. Будьте терпеливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, расск...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста. Тема: «В детский сад без слез!» (с элементами тренинга)

Цель:знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей. Задачи:создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать ...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста "В детский сад без слёз"

Помочь родителям познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Повысить уровень в педагогической грамотности родителей в вопросах развития ребёнка в период адаптации.Познакомит...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Цель родительского собрания: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста....

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Первый раз в детский сад»

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать роди...