Организация работы с неблагополучной семьей в условиях детского сада
консультация на тему

Салиндер Александра Альбертовна
Согласно статье 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_neblagopoluchnoy_semey.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940)2-19-20, raduga-taz@mail.ru.

Организация работы с неблагополучной семьей в условиях детского сада.

Составила:

Социальный педагог

Салиндер Александра Альбертовна

Тазовский, 2018

Согласно статье 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Однако зачастую эту функцию родители перекладывают на дошкольные учреждения и школы. А иногда и совсем ее игнорируют. В результате мы получаем семьи, которые называют неблагополучными. Такие семьи в настоящее время острая социально-педагогическая проблема.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется
  • апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ

ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

В боязливости ребенка

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

В сосании пальца, раскачивании

В боязни идти домой

В жестоком обращении с животными

В стремлении скрыть причину травм

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Причины неблагополучия:

1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).

3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.

4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.

Необходимо особое внимание уделять неполным семьям, опекаемым семьям.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй.

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Пятый этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Шестой этап: составление карты семьи.

Седьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Восьмой этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Девятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Десятый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с семьей в условиях детского сада

Очень нужный материал для начинающего воспитателя детского сада,пригодится также и опытным педагогам...

Организация обучения воспитанников с ОНР в условиях детского сада

В материале представлены выдержки из ООП ДО по организации воспитательно-образовательного процесса в группах для детей с ОВЗ - общее недорахвитие речи (ОНР)...

Организация обучения воспитанников с ОНР в условиях детского сада

Седержание коррекциооно - развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях старшей и подготовительной групп....

Приказ об утверждении Положения по организации работы с неблагополучными семьями 2015 год

Вашему вниманию представлен приказ, регламентирующий деятельность работы с неблагополучными семьями....

Консультация "Организация работы с неблагополучными семьями"

Организация работы с неблагополучными семьями. Механизм выявления неблагополучных семей. Алгоритм работы с неблагополучной семьёй. Социально-педагогическая работа с различными типами се...

Работа с неблагополучными семьями в условиях ДОУ

Презентация "Работа с неблагополучными семьями в условиях ДОУ" включает: описание факторов социального риска, позволяющие определить неблагополучие в семье; признаки неблагополучия в семье;ф...