Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста
материал (младшая, средняя группа) на тему
Проводится в два этапа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики рук
у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Материал подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Черняева Мария Владимировна
Проводится в два этапа по следующим направлениям:
- статистическое развитие мелкой моторики;
- динамическое развитие мелкой моторики.
Методика эксперимента 1 этапа
Выполнение статистических упражнений
Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.
Упражнение 1. «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.
Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.
Упражнение 2. «Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 2 – 3 раза.
Упражнение 3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).
Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.
Упражнение 4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 3 – 4 раза.
Упражнение 5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).
Упражнение 6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).
Оценка результатов деятельности
Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.
Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.
Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.
Методика эксперимента 2 этапа
Выполнение динамических упражнений
Обследование проводится по 5 пунктам.
1. Работа с бумагой.
2. Тактильные ощущения.
3. Сила тонуса.
4. Координация движений.
5. Обследование щепоти.
Работа с бумагой
Упражнение 1. Вырезание ножницами.
Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.
Упражнение 2.Обрывание листа бумаги.
Цель: исследовать согласованность действий обеих рук.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.
Тактильные ощущения
Инструкция к проведению обследования. Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.
Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.
Упражнение 1. Узнавание качества предметов.
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.
Инструкция педагога. «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».
Упражнение 2. Узнавание формы предмета.
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.)
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».
Упражнение 3.Узнавание предмета.
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).
Инструкция педагога. «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».
Сила тонуса
Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.
Упражнение 1. Сжатие двумя руками рук взрослого.
Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.
Упражнение 2 .Сжатие руки взрослого одной рукой.
Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.
Координация движений
Упражнение 1. Вдевание нитки в иголку.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.
Упражнение 2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».
Инструкция к проведению. Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…»
Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.
Упражнение 3 .Упражнение «Коза – заяц».
Инструкция к проведению. Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.
Обследование щепоти
Инструкция к проведению обследования: обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.
Упражнение 1. Захват карандаша.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.
Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:
- как ребёнок держит карандаш;
- в какой руке держит карандаш;
- как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);
- как заканчивает линию.
Упражнение 2. «Посолим суп».
Инструкция к проведению. Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.
Упражнение 3. Катание шарика.
Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.
Инструкция к проведению. Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.
Оценка результатов деятельности
Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.
Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.
Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.
Обработка результатов обследования
Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики.
Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.
Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.
Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.
Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/01/picture-239484-1672596640.jpg)
Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686399-1444668864.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/09/picture-1046374-1531109502.jpg)
Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики рук
Проводится в два этапа....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/20/picture-1437598-1668923496.jpg)
Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего и среднего дошкольного возраст
Целью данного сборника является:-приучить детей слышать речь, правильно проговаривать, вникать в смысл потешки;-соотносить слова с действиями пальцев...
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшей группыЦель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук у младших дошкольников.Для диагностики развития мелкой моторики у дете...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/07/picture-952258-1707330580.png)
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста 3-4 года Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова
Цель диагностики: выявление развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н.В....