Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики рук
материал (младшая, средняя группа) на тему

Шарифуллина Ирина Владимировна

Проводится в два этапа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий для обследования уровня развития мелкой моторики рук

у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Материал подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №62 «Журавушка»

Шарифуллина Ирина Владимировна

Проводится в два этапа по следующим направлениям:

- статистическое развитие мелкой моторики;

- динамическое развитие мелкой моторики.

 

Методика эксперимента 1 этапа

Выполнение статистических упражнений

Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Упражнение 1. «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.

Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.

Упражнение 2. «Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

Выполняется 2 – 3 раза.

Упражнение 3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

Упражнение 4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

Выполняется 3 – 4 раза.

Упражнение 5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).

Упражнение 6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).

Оценка результатов деятельности

Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.

Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.

Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.

Методика эксперимента 2 этапа

Выполнение динамических упражнений

Обследование проводится по 5 пунктам.

1. Работа с бумагой.

2. Тактильные ощущения.

3. Сила тонуса.

4. Координация движений.

5. Обследование щепоти.

Работа с бумагой

Упражнение 1. Вырезание ножницами.

Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.

Упражнение 2.Обрывание листа бумаги.

Цель: исследовать согласованность действий обеих рук.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

Тактильные ощущения

Инструкция к проведению обследования. Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.

Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

Упражнение 1. Узнавание качества предметов.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога. «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

Упражнение 2. Узнавание формы предмета.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.)

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».

Упражнение 3.Узнавание предмета.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).

Инструкция педагога. «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

Сила тонуса

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

Упражнение 1. Сжатие двумя руками рук взрослого.

Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

Упражнение 2 .Сжатие руки взрослого одной рукой.

Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.

Координация движений

Упражнение 1. Вдевание нитки в иголку.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.

Упражнение 2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

Инструкция к проведению. Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…»

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.

Упражнение 3 .Упражнение «Коза – заяц».

Инструкция к проведению. Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.

Обследование щепоти

Инструкция к проведению обследования: обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.

Упражнение 1. Захват карандаша.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

- как ребёнок держит карандаш;

- в какой руке держит карандаш;

- как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);

- как заканчивает линию.

Упражнение 2. «Посолим суп».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.

Упражнение 3. Катание шарика.

Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.

Инструкция к проведению. Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.

Оценка результатов деятельности

Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.

Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.

Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.

Обработка результатов обследования

Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики.

Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.

Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностический инструментарий для исследования уровня развития дошкольников

Диагностический инструментарийдля исследования уровня развития дошкольников РазделпрограммыИсследуе-мая функцияАвтор, методика, заданиеНаправленностьПсихофизиологическая сфераТонкая моторикаАссим...

Методика обследования уровня развития мелкой моторики

В первую очередь, данные методические рекомендации будут полезны для логопедов, дефектологов, воспитателей групп компенсирующей направленности и всех педагогов, работающих с детьми дошкольного возраст...

Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста....

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е....

Конкурс. Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском ...