история новогодней игрушки
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Пылаева Наталья Васильевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_novogodnyaya_igrushka.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект оод в подготовительной к школе группе «Вишенка»

Тема: «Чудеса под новы год»

Составитель: Пылаева Наталья Васильевна

Цель: Познакомить детей  с историей возникновения новогодней игрушки.

Задачи:

Познавательное развитие: совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их  в познавательно исследовательской деятельности.

Речевое развитие: совершенствовать речь детей как средство общения, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение самостоятельно объединяться для совместного труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

Художественно-эстетическое: закреплять умения использовать образец, складывать бумагу прямоугольной, квадратной формы в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона. Совершенствовать умение детей создавать объёмные игрушки в технике оригами. Учить видеть конструкцию, схему объекта и анализировать ее основные части. Закреплять навыки коллективной работы.

Физическое развитие: развивать крупную  и мелкую моторику.

Предварительная работа с  родителями: Привлечь родителей к  новогоднему украшению группы в стиле оригами. Создать  в группе мини музей «Новогодние игрушки». Организовать выставку «Елочные украшения своими руками »

Развивающая среда группы и предварительная работа. Создание сказочного зимнего уголка по сказке «Снегурочка». Проведение тематических занятий-рассуждений на тему «Где живет Дед Мороз» «История новогодней игрушки».  Чтение русский народных сказок «Снегурочка», «Дедушка Мороз», заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов на зимнею тематику. Просмотр познавательного видео фильма «Как это делается» (изготовление современной елочной игрушки). Экспериментирование «Почему мыльные пузыри лопаются»

Материал к занятию: костюм сороки белобоки,  мнемо таблицы, стиплер, проволока, мишура, плоскостные картонные шары, бисер, бусины, цветная бумага, ножницы, клей, акриловые краски, пластмассовые киндер яйца, нитки, ёлочная мишура.

Флэшка, мультимедийное сопровождение: изобразительный ряд вариантов ёлочных игрушек, искусственная ёлка, ноутбук, проектор, экран.

Ход занятия:

Воспитатель: Приглашает детей пройти в музыкальный зал. В зале много гостей. Предлагает детям поздороваться с гостями.

Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, вот ладошка левая! И скажу вам не тая руки, всем нужны друзья! сильные руки не бросятся в драку, добрые руки погладят собаку, умные руки умеют лепить чуткие руки умеют дружить.

Доброе утро улыбчивым лицам, доброе утро солнцу и птицам! пусть каждый становится добрым, доверчивым! пусть настроение продлится до вечера!

Воспитатель обращается к музыкальному руководителю:

Воспитатель: Сегодня утром, нам с ребятами пришло смс оповещение, что Дед Мороз отравил елки в наш детский, для детей всех групп.

Музыкант: Да, да проходите, выбирайте! Дети рассматривают елки и советуются какую выбрать. (выбор сделан)

Влетает сорока:

Что я вам сейчас расскажу!!!!!(восторженно) Я летала в город и видела чудо! Чудо чудное, диво дивное!

Дети: Расскажи сорока, нам очень интересно!

Сорока: В городе, много елок, все они в ярких шарах, в центре города огромная елка вся в огнях! Заглядывала в торговые центры!!!!! Оооооо!!!!! Там все украшено, все блестит, все поют!!!!! Сил моих не было на это смотреть!!! Я же так люблю все блестящие, все яркое! Вот и в нашем лесу много елей и елок, но они не такие как в городе! Ммм почему?

Дети: (ответы детей) В городах  стоят новогодние елки, украшенные различными шарами и гирляндами.

Сорока: Вот, вот!!! А В нашем лесу, елки совершенно не похожи на новогодние!? Ребята посоветуйте, что  делать?

Дети: (ответы детей) Украсить.

Сорока: Чем же можно украсить, ведь у нас в лесу ничего нет? (ответы детей) сейчас есть специальные люди стеклодувы). Вот бы посмотреть, как это делается!!???

Воспитатель предлагает показать Сороке видео фильм. Спрашивает у детей, что же мне сделать, ведь ноутбук у нас в группе и фильм на нем. Подводит детей к тому, что можно использовать флэшку.

Сорока: Я тоже могу стать стеклодувом, не так уж это и сложно! У меня есть мыльные пузыри, они такие красивые, цветные, и разного размера! Ими и можно украсить (дует пузыри и просит их подуть и развесить на елку, пузыри лопаются сорока расстраивается.)

Дети: (ответы детей) Нет, сорока ни чего у тебя не получится! Это мыльные пузыри, у них очень тонкие стенки, они очень легкие и поэтому могут только летать. А, вот если бы у тебя были гелиевые пузыри, то из них бы получились шарики, потому, что они тяжелее.

Сорока: Ребята, посоветуйте, как мне быть, что делать? Я тоже очень хочу новогоднюю елку в нашем лесу, и мы бы вместе с лесными зверями весело встретили Новый год.(ответы детей).

Воспитатель: Конечно, мы тебе поможем сорока! Наши ребята научат тебя делать игрушки своими руками! Нарядим елочку и подарим тебе и лесным зверям! Ребята, что нам понадобится для изготовления новогодней игрушки? (ответы детей)

Дети проходят к рабочим столам. Перед тем ка приступить к работе, воспитатель предлагает размять свои руки.

Физкультминутка:

- Ждали праздника мы долго (трем ладошки о ладошки)

- Наконец пришла зима, в гости елку привела (хлопаем в ладоши, показываем на ёлку)

- К елке все мы подошли, хоровод завели (хоровод вокруг ёлки)

- Покружились, поплясали (покружились, произвольные танцевальные движения)

- Даже чуточку устали (кисти рук опустить, расслабиться)

- Дед Мороз скорей приди, нам подарки принеси (ладони прижать к груди, потом протянуть) .

Самостоятельная работа детей и украшение елки.

Сорока: Посмотрите, какая ёлочка у нас получилась! Мне нравится! Вы прямо как волшебники! Большое вам ребята спасибо, за помощь, теперь и у нас в лесу будет новогодняя елка.

Воспитатель: Предлагаю на память сфотографироваться всем вместе, чтобы надолго запомнить ёлочку в волшебном наряде, ведь она у нас такая нарядная! (сорока улетает)

Заходит Анна Васильевна младший воспитатель, и сообщает, что в группу посылка пришла. Дети читают от кого и уходят в группу.

Программные задачи:

1. Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.

2. Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи.

3. Познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки.

4. Стимулировать творческую активность в условиях свободного экспериментирования с художественным материалом и инструментами.

5. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.

6. Совершенствовать умение детей безопасного использования ножницы.

7. Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.

Оборудование: Письмо, мультимедийное сопровождение: изобразительный ряд вариантов ёлочных игрушек, искусственная ёлка, ноутбук, проектор, экран.

Словарная работа: Старинный обычай, уважить, «Вифлеемская звезда»,

Материалы: Плоскостные картонные шары, бисер, бусины, цветная бумага, ножницы, клей, акриловые краски, пластмассовые киндер яйца, нитки, ёлочная мишура.

ход:

Воспитатель:  Приглашает детей пройти в музыкальный зал. Обращая внимание детей на искусственную ёлку, стоящую в зале) - Ребята, а что это за дерево у нас в зале?

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Интересно, а почему она здесь появилась?

Дети: Скоро Новый год.

Воспитатель: Она совершенно не похожа на новогоднюю ёлку, что же нам с этим делать?

Дети: Украсить.

Воспитатель: Чем же нам украсить новогоднюю ёлку, кто знает, чем вообще украшают новогодние ёлки?

Дети: Игрушками, хлопушками, гирляндами…

Содержание:

Воспитатель: Ребята, а тут под ёлкой какой-то конверт. Здесь письмо и флэшка. На конверте написано, что письмо для детей подготовительной группы детского сада № 3. Прочитаем?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Дедушка Мороз! Скоро наступит новый год. Посылаю Вам ёлочку, хотел прислать и новогодние игрушки, только не знаю, какими сейчас украшают ёлки. В конверте лежит флэшка, на ней фотографии игрушек разных времён, может что-то вам понравится, и Вы сможете сами украсить свою ёлочку. Заранее вас благодарю. Ждите меня на праздник. Ваш Дед Мороз».

Воспитатель: Чем же сейчас украсить елку?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: С игрушками, которые вы только что описали, ёлочка действительно получилась бы нарядной. Надо вам сказать, что обычай украшать зелёные ветви игрушками к нам пришел из Германии. Как вы думаете, а чем могли в старину украшать ёлку? Ведь в те времена из стекла не научились мастерить елочные украшения, а пластика, пенопласта и других материалов ещё не изобрели.

Дети: варианты ответов.

Воспитатель: Дедушка Мороз прислал нам фотографии новогодних украшений. Хотите посмотреть, как по-разному украшали ёлочки в старину?

Дети: да.

Воспитатель: (Одновременно с фотографиями идёт рассказ воспитателя) - Красивый обычай украшать ёлку возник много столетий тому назад. Существовало поверье, что на деревьях обитают духи, от которых зависят будущий урожай и судьба каждого человека, поэтому духов нужно уважить разнообразными подарками.

- Издавна существовали правила украшения "рождественского дерева". Верхушку венчала "Вифлеемская звезда". Долгое время ёлки украшали едой – изюмом, конфетами, орехами, печеньем, кренделями, фруктами, но главным украшением ёлки были яблоки – самые красивые отбирали из осеннего урожая и хранили специально до нового года.

-Позже стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали слоем металла. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги возникали елочные феи, изящные звездочки, бабочки и забавные фигурки зверей, а из скрученных оловянных проволочек делали мишуру.

Есть легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй фее: якобы волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила их детям.

-Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные шары из стекла, которые и украсили колючие ветки. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блёстками. Шары на новогодних ёлках появились из-за неурожая яблок. Но, к сожалению, не все могли себе позволить такое украшение, оно было довольно дорогое. А чуда на праздник хотелось всем. Вот и наряжали ёлочку снежинками из фольги, войлочными шариками, вырезанными из дерева игрушками, вязаными варежками, носочками. Ведь потом многие из этих «украшений» могли сослужить хорошую службу ребятишкам. Ни один мороз не был страшен в таких «украшениях». Также на веточках могли появиться ангелочки. Ведь каждый человек верит, что у него есть свой ангел-хранитель.

-Кроме шаров, мастера научились выдувать из стекла другие формы: шишки, грибы, разные звери и птицы, овощи и фрукты, герои сказок.

 Люди верили, что украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. В России украшали елку игрушками из орехов, рябины, из спичек делали ангелочков, соломенные звездочки, деревянных лошадок, овечек из ваты, из ткани делали кукол-красатулек. Новогодние гулянья обязательно сопровождались играми, песнями, танцами. Хотите поиграть в одну из них?

Физкульт минутка:

- Ждали праздника мы долго (трем ладошки о ладошки)

- Наконец пришла зима, в гости елку привела (хлопаем в ладоши, показываем на ёлку)

- К елке все мы подошли, хоровод завели (хоровод вокруг ёлки)

- Покружились, поплясали (покружились, произвольные танцевальные движения)

- Даже чуточку устали (кисти рук опустить, расслабиться)

- Дед Мороз скорей приди, нам подарки принеси (ладони прижать к груди, потом протянуть) .

-Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками – санитарами».

–Позже появилась мода на стеклянные бусы, появились игрушки - часы, кукурузные початки.

– В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.

– В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики. Современные игрушки стали изготавливать из пластмассы.

Дети: безопаснее, дешевле, не такие хрупкие.

-А ещё в России 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в нашей стране музей ёлочной игрушки «Клинское подворье», он находится в подмосковном городе Клин в симпатичном современном тереме. (слайд

(На последнем слайде сообщение от Деда Мороза)

«Дорогие ребята, надеюсь, Вам понравилась моя история про новогодние игрушки и теперь Вы сможете сами решить, чем же украсить ёлочку, а может быть, даже сами сделаете их. Ведь считается, что когда до Нового Года остаются считанные дни, и приходит время наряжать симпатичное, зелёное, колючее деревце, на него нужно повесить хотя бы одну игрушку, сделанную своими руками, бережно подержать её в ладошках, шепотом загадать своё самое заветное желание, и оно обязательно исполнится. Ведь каждая новогодняя игрушка – это частичка волшебства. Желаю Вам удачи. Дедушка Мороз».(слайд№16)

Воспитатель: Действительно, ведь украшения для лесной красавицы мы можем сделать сами. Думаю, вы справитесь с этой задачей, и у каждого из вас получится своя неповторимая игрушка. Хотите сами сделать игрушки для нашей ёлочки? Из чего бы мы могли изготовить ёлочные игрушки.

Дети: Из бумаги, шишек, киндер яиц…

Воспитатель: Выбирайте материалы и инструменты, которые помогу вам в работе.

Я думаю, что музыка вам подскажет, какое чудо Вам сотворить.

Самостоятельная работа детей (изготовление новогодней игрушки) .

После изготовления игрушек дети украшают ими ёлку.

Рефлексия:

Воспитатель: Посмотрите, какая ёлочка у нас получилась! Вам нравится?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: Ребята, кто запомнил, какими игрушками украшали елку в старину? Кому понравилось делать игрушки самостоятельно? Кому было трудно в работе? Что было труднее всего? Почему? Хотели бы Вы сделать ёлочные украшения дома? Какие?

Дети: Высказывания по каждому вопросу.

-Я думаю, что такие чудеса своими руками вы сможете делать к любым праздникам дома и в детском саду.

Дети: Высказывания, где они могут применить полученные знания и умения.

Воспитатель: Предлагаю на память сфотографироваться всем вместе, чтобы надолго запомнить ёлочку в волшебном наряде, ведь она у нас такая нарядная!

Воспитатель делает фотографию детей у наряженной ёлки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История новогодней игрушки

Консультация для родителей о истории новогодней игрушки...

Среднесрочный творческий проект "История новогодней игрушки"

Сам прект, занятие к пректу, призентация....

Проект на тему: "История новогодней игрушки"

Цель проекта:- Научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала.- Познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки...

Проект "История новогодней игрушки"

В помощь воспитателям....

Проект "История Новогодней игрушки"

Проект "История Новогодней игрушки"Соавторы: Рогова Е.А.     ...

Проект "История Новогодней игрушки" : подготовительная группа (6-7 лет)

Проект "История Новогодней игрушки" : подготовительная группа (6-7 лет)Цель проекта: Повысить интерес к Новогодней игрушке, научиться её изготавливать....