Конкурсная работа
методическая разработка на тему

Cидорова Вера Ивановна

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции? О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

- Министерство образования и науки Самарской области

- Структурное подразделение детский сад «Ромашка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной  школы  «Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

- Областной конкурс методических материалов «Воспитание искусством»

- номинация «Методические рекомендации»

- Проект « Это русское раздолье – это Родина моя»

- Сидорова Вера Ивановна, воспитатель

- с. Челно-Вершины, 2015год

2.Пояснительная записка

       Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции? О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания. В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного  возраста стала  очень  актуальна.  Ей  придается  большая  значимость  в  проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу  дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об  обществе,  его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.  В  настоящее  время  под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом  - человеком, имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он  родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык. Чувство Родины -отношение ребенка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств - сложный педагогический процесс, участниками которого должны стать родители, дети, педагоги.

3.Теоретическая часть

         Наше село  Челно-Вершины -  часть великой и огромной  страны Россия.  Нас  окружают народы  разных  национальностей (русские, чуваши, татары, мордва):  мы  ежедневно  общаемся,  вместе  работаем,  учимся,  дружим.  Мы  рассказываем  детям  о  том,  что  каждый  народ  имеет  свои  традиции,  обычаи,  материальные,  духовные  и  культурные  ценности,  сформированные  в  течение  многих  тысячелетий.  Каждая  нация  гордится  достижениями  своего  народа,  великими  представителями  своей  страны  и  вкладом  в  совместное  дело  и  общие  победы. Опыт  народного  воспитания  характеризуется  почти  одинаковыми  требованиями  к  качествам  формируемой  личности  и  системе  средств  ее  воспитания  и  обучения  - приобщение  к  культуре,  к  труду,  любовь  к  Родине,  традициям,  этике.  Он  представляет  собой  своеобразную  (общую  для  всего  человечества)  народную  мудрость,  систему  общечеловеческих  ценностей,  проверенных  веками. 

4.Методическая часть

     Мой проект предполагает знакомство с историей  русского народа, начиная с простого - знакомства с фольклором, и, прежде всего, со сказкой. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начала любви к своему народу, своей Родине. В рамках нашего проекта дети также  знакомятся с историей возникновения народных праздников,  игр, забав.

  Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности. 

Задачи: 

Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением, с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.

Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.

Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

5.Практическая часть. Материалы предлагаемых разработок.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством: 

Заучивание потешек, прибауток, закличек;

Использование пословиц, загадок, поговорок;

Чтение художественной литературы;

Использование русских народных песен и танцев;

Проведение русских народных игр;

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности:

Применение игрушек и изделий народных промыслов;

Представление кукольного театра;

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

Рассказ о народных обычаях и традициях;

Рассматривание иллюстраций о русском быте;

Беседы, вопросы, разъяснения;

Формы образовательной работы с детьми:

Организованные занятия;

Совместная деятельность;

Праздники и развлечения;

Наблюдения в быту и природе;

Организация конкурсов рисунков, поделок, посещение тематических выставок;

Просмотр видеофильмов, слушание музыки;

Встреча с интересными людьми;

1 этап. Знакомство с русским фольклором.

Целью знакомства детей с русским фольклором является формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального).

Задачи  знакомство детей с жанрами речевого фольклора  (потешки, заклички, дразнилки, пословицы и др.), видами  декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец), жанрами музыкального фольклора (хороводные песни; календарные и земледельческие песни; лирическая песня), народными музыкальными инструментами, народным танцем (пляска, виды хоровода и др.)

Беседы.

1. «Осень, осень в сени просим».

Цель: познакомить детей с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви к своему народу через историю.

2. «Ты моя коса – русская краса».

Цель: познакомить детей с обрядовыми обычаями при заплетении кос в старину, воспитывать интерес к истории нашего народа.

3. «Колыбельные песни»

Цель: знакомить детей с колыбельными песнями, объясняя назначение и особенности колыбельных песен; разучивание текста песен, учить петь ласково и протяжно

4. «На окошке два цветочка…»

Цель: знакомить детей с частушками, запевками, прибаутками, как особым жанром  русского фольклора.

5. «Копилка сказок»

Цель: познакомить детей с величайшем богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки.

Фольклорные праздники: «Широкая масленица», «Покров», «Веснянка», «Рождественские святки», «Троица»

Задачи:

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Расширять представления детей о жизни в старину.

Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

Работа с родителями.

Консультации: «Что такое фольклор», «Детский фольклор», «Фольклор в воспитание детей».

Совместная работа детей и родителей: конкурс «Колобок на новый лад», «Выставка: «Русские народные сказки».

Интегрированные занятия с детьми.

1. «В гости к Бабушке-Забавушке»

Образовательные области:

Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Задачи:

- Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- Развитие двигательной активности детей;

- Расширение кругозора детей в образовательной области художественно-эстетическое развитие.

- Развитие игровой деятельности

- Развитие  связной  речи, творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости; воспитание  интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

2. «Народные чудеса»

Образовательные области: познавательное развитие, физическое  развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Задачи:

- Формировать представление о народном творчестве.

-  Расширить представление о многообразии народных ремесел, жанров народного искусства;

- Закрепить знания детей городецкой росписи: элементы, колорит, композиция, понятие «фольклор», «частушки», «хоровод», «плясовая»;

-  Развивать интонационную выразительность речи, формировать умения отвечать полным ответом, использовать в речи прилагательные, сравнения;

- Способствовать развитию певческих навыков, работать над четкостью артикуляции;

- Развивать двигательную активность;

- Воспитывать у детей творчество, умение создавать свою композицию, любовь к русскому народному творчеству.

3. «Чудесный сундучок»

Цель: 

Приобщать детей к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, изучение произведений русского фольклора). 

Разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Петух», «Веселые ребята», «Горелки», «Зайка», «Бабка Ёжка», «Воробушки», «Мороз-Красный нос», «Лягушки в болоте», «Курочка-хохлатка».

2 этап Знакомство с историей возникновения вещей и утвари.

Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление  о жизни людей в старину.

Задачи:

расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;

способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;

закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др, их истории, назначении предметов, их названия;

знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;

знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.

Воспитывать эстетическую отзывчивость.

Беседы.

1.«Славься, Россия, чудо-мастерами» 

Цель: расширение представлений детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др. Привить любовь и интерес к русской старине.

«Русская изба»

Цель: Знакомство детей с бытом и нравами русского народа

«Лапти мои – лапти лыковые».

Цель: познакомить детей со старинной обувью лаптями, их изготовлением.

2.«Печка – каменное сердечко».

Цель: закрепить знания детей о русской печке, рассмотреть ее строение и внешний вид.

«Прялочка - выручалочка».

Цель: знакомство детей с предметами старины: русской прялкой, веретеном.

«Дудочка - погудочка».

Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – дудочкой.

«Эх, балалайка».

Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой.

«Игрушечных дел мастера»

Цель: познакомить детей с русской старинной игрушкой – нитяной, тряпичной, деревянной куклой.

Развлечения.

«Как у нас на Руси веселились от души».

Задачи:

Формировать представление о том, как играли дети на Руси.

Познакомить с народными играми.

Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу,  уважение к национальной культуре.

«Украшение пряника».

Задачи:

воспитывать у детей любовь к искусству;

познакомить с народными художественными традициями;

учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;

закреплять навыки аккуратного рисования красками; формировать умение использовать тычок для создания узора.

«Русская ярмарка»

Цели и задачи:

Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.

Русский сувенир «Чайный сервиз»

Цель: закрепить цикл занятий, посвящённых ознакомлению детей с народно-прикладным искусством (хохлома, дымка, гжель)

Народные игры: «Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».

 3 этап Знакомство с фольклором и традициями других национальностей, живущих в нашей стране.

Цель. Приобщение детей к культуре разных народов нашей страны. Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны. Показать детям  преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежде, речи и т.д. с течением времени.

Задачи.

Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье.

Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей

Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

Беседы.

- «Наша страна».

- «Что значит дружить».

- Серия бесед: «Приглашаем в путешествие».

Задачи

формировать интерес к национальностям, проживающим в нашей стране;

воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям жителей того или иного края;

развивать интерес к художественной литературе народов, населяющую нашу страну;

формировать эстетическое отношение к  окружающей природе того или иного края нашей страны;

развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.

Развлечения.

- «Я, ты, он, она вместе дружная семья».

Задачи:

познакомить детей с национальными костюмами проживающих в селе  народов,

приобщать детей к истокам народной культуры,

объяснить, как важно жить в мире.

воспитывать чувство уважения друг к другу.

формировать интерес к народной музыке,

расширить представления о людях разных национальностей в селе.

Заключительный

Организация выставки - фотогалереи «Национальными костюмами проживающих в селе  народов»;

Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Единства силами педагогов и воспитанников детского сада с приглашением сотрудников музыкальной школы и  родственников воспитанников детского сада;

Пополнение книжного уголка иллюстративным материалом о нации нашего села;

Картотека стихов о старинной посуде;

Результативность.

      Я своего  проекта, считаю, что его результатом станет: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за  свою страну, которое должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.   

6.Список литературы.

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. http://nsportal.ru. Социальная сеть работников

5. http://www.maam.ru. МааМ.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа "Русская изба"

Конспект занятия – развлечения  в подготовительной к школе  группе «Во горнице, во широкой», направленный на стимулирование интереса к русской национальной культуре и на возр...

конкурсные работы квиллинг

МОИ ЗАНЯТИ В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ...

Нетрадиционное рисование. Пейзаж и Весенний букет. Индивидуальная конкурсная работа по просьбе мамы ребенка

Весенний букет. Оттиск листа пекинской капусты (зелень) , штампирование картофелем (подснежники, листья), тычкование поролоном (верба)Весений пейзаж. Нетрадиционное рисование с помощью пекинской капус...

Исследовательско – творческий проект "Знакомство с Черным морем" (конкурсная работа-диплом фестиваля)

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:Развитие познавательных способностей детей  в  процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.Познакомить детей...

"Путешествие в новогоднюю сказку" Конкурсная работа

Новогодний сценарий для старшей и подготовительной группы. Разработан музыкальным руководителем МДОУ № 198...

Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"

Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...