Повышение квалификации и мастерства педагогов дошкольного образования
методическая разработка по теме

   Повышение профессионального мастерства педагогов – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций.

   Целью повышения квалификации является оптимизация образовательной деятельности, профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов.

   Необходимость повышения профессионального мастерства обусловлена изменениями в сфере дошкольного образования. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если профессиональный и социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональное творчество, поиск новых путей обучения, воспитания и развития воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kvalifikatsii_pedagogov.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение квалификации и мастерства педагогов дошкольного образования

Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.

Считаем, что успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов.

Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.

Оптимальным вариантом методической работы в детском саду являются те формы, на которых решаются задачи повышения профессионального мастерства воспитателей, происходит реализация их потребности в самоактуализации:

- консультации (индивидуальные и групповые);

- обучающие семинары;

- педагогические советы;

- изучение лучшего опыта педагогов;

- смотры-конкурсы;

- мастер - классы.

Педагогические советы рассматривают различные аспекты деятельности ДОУ, обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализируются недостатки, принимаются решения для их устранения, организуется обмен опытом работы педагогов.

Главным вопросом педагогических советов являются результаты работы педагогов, уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.

Обучающие семинары являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовке. Педагогам заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развивать педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.

Внедряются в практику непрерывно-действующие семинары-практикумы, по окончанию которых проводится выставка игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме, открытые просмотры.

Консультации заранее планируются и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение её содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

Открытые просмотры образовательной деятельности играют значительную роль в образовательной деятельности в целом и в системе повышения профессиональной компетентности педагогов.

Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности образовательной деятельности в целом, а также образовательную или досуговую деятельности в группе.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить ряд вопросов, таких как:

- целенаправленное накопление педагогических материалов;

- анализ результатов деятельности по определённому направлению образовательной деятельности;

- взаимодействие всех специалистов ДОУ.

Формы распространения педагогического опыта в ДОУ:

- открытые просмотры образовательной, досуговой деятельности;

- выступления «Ярмарка педагогических идей», «Из опыта работы» на педагогическом совете;

- семинары;

- конференции;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

Содержание педагогических тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогических проблем:

- решение поставленной поисковой задачи;

- проведение деловой игры;

- создание методических рекомендаций.

Педагогические тренинги позволяют анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества. В работу тренинга включается не только воспитатели, но и все специалисты ДОУ, что положительно сказывается на результативности образовательной деятельности, работают над решением единой проблемы, учатся согласовывать свои действия.

Смотры-конкурсы позволяют педагогам показать себя, свой профессионализм, проверить профессиональные знания, умения, навыки, педагогическую эрудицию, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Мастер-класс это создание условий для развития педагогического и методического материала педагогов, организация консультирования их по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методика проведения различных видов занятий, мероприятий и материально- технического обеспечения. Организация опытно-поисковой, инновационной и проектно-исследовательской деятельности образовательного учреждения, направленной на основании новых педагогических технологий, разработку авторских программ.

Заключение 

Разнообразие формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самореализоваться как личность, и педагоги самостоятельно включаются в образовательную деятельность, которая непосредственно связана с приоритетным направлением ДОУ.

В результате данных мероприятий предполагается качественное изменение организации методической работы, т.е. приведение её в систему:

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- изменение форм и стилей общения с воспитанниками;

- организация развивающей предметно-пространственной среды групп и кабинетов;

- осуществление работы по приоритетному направлению ДОУ;

- качественная организация образовательной деятельности;

- активизация работы по взаимодействию с семьями воспитанников;

- разработана и утверждена Программа развития и Основная образовательная программа ДОУ;

- повышение имиджа ДОУ;

- создание партнёрских отношений с учреждениями города.

Таким образом, работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности должна обеспечить стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. 

В настоящее время становится очевидным, что непрерывное профессиональное обучение как ключевой элемент системы развития человеческих ресурсов организации является одним из важнейших условий достижения ею стратегических целей.

Список литературы

1. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Изд-во ПРИОР, 2007. - 405 с.

2. Кабушкин, Н.И. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления организации // Современное управление. - 2008. - №7.-С. 95-108.

3. Магура, М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. - 2007. - №6. - С. 22-23.

4. Филюшина, Л.И. «Управление качеством образовательного процесса в ДОУ» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 305 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообще...

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.  Практико-значимая работа.  На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...

Конкурсные материалы Костоусовой Елены Николаевны воспитателя первой квалификационной категории на городской конкурс профессионального мастерства педагогов «Признание» в номинации «Педагог дошкольного образования»

Министерство общего и профессионального образованияСвердловской областиМКУ «Управление образования городского округа «Город Лесной» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Д...

«Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Образовательный проект"Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно ф...

Конкурс "Профессиональное мастерство педагога дошкольного образования"

Конкурс "Профессиональное мастерство педагога дошкольного образования"...