Технология обучения составлению загадок.
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Основные задачи для речевого развития:

-обогащает словарь детей за счет многозначности слов;

-помогает увидеть вторичные значения слов;

-формирует представления о переносном значении слова;

-помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Но загадка так же доставляет детям радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_obucheniya_sostavleniyu_zagadok.docx322.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения составлению загадок.

Выполнил: Дегтярева Нина Евгеньевна

г.Энгельс

                                                              2018


Прежде чем начать разговор , я  хотела бы вас спросить, о ком можно так сказать:

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (Воспитатель)

- как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст?

Загадка.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Основные задачи для речевого развития:

-обогащает словарь детей за счет многозначности слов;

-помогает увидеть вторичные значения слов;

-формирует представления о переносном значении слова;

-помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Но загадка так же доставляет детям радость.

Цель: обучение детей загадывать загадки.

Задачи:

Младший возраст:

- учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;

- упражнять в сравнении  объектов по признакам, значениям признаков.

Средний возраст:

- продолжать учить составлять сравнение по двум- трем признакам;

- побуждать детей к созданию двух-трехстрочных загадок по разным моделям;

Старший возраст:

- продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам;

-побуждать детей объяснять смысл данного сравнения;

- учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям;

- учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных  модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель  1

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются общие характеристики по заданным воспитателем признакам.

-Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? – Круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

 Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий    Монета

Шипящий    Вулкан

Круглый   Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Поле заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой или каким-либо ребенком. Сложный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз».

Модель  2

Методика работы  с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик

- Собирает как хорошая хозяйка.

- Семенит, как ребенок, который учится ходить.

Далее воспитатель  предлагает составить загадку в целом, используя связки «как», «Но не».

Составление загадки про ежика: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка;  семенит, но не ребенок, который учится ходить».

Модель  3

Особенностью освоения этой модели является то,  что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

-На что похож гриб? – На мужичка.

-А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? – На дом, но без окон.

- А еще ручка? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы  обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволят тренировать детскую память: ребенок не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Модель  1     «Какой»   -   елка, яблоко

Модель  2     «Что делает»     -   заяц, кошка

Модель  3      «На что похоже»    -   пирамидка, автомобиль

Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.  

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (опыт работы)

Опыт работы был представлен в виде "Педагогической гостиной" на округ в 2010 году и содержал в себе выступление с презентацией, открытый показ фрагмента занятия в подготовительной группе для детей с О...

Технология обучения составлению загадок

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...

Мастер-класс "Технология обучения составления загадок"

Загадка жанр народнопоэтического творчества у все народов мира. В загадке  используются в яркой, насыщенной образной форме характерные признаки предметов. Составление загадок развивает: речь, соо...

Доклад «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общен...

Использование технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.    

Мастер класс для родителей о использовании технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста...