«Хорошая мелкая моторика – залог удачи в подготовке ребёнка к письму »
консультация (младшая группа) по теме

Сысоева Мария Николаевна

Подготовка ребенка к письму - одно из важнейших занятий, которым должен уделять внимание родитель. Хорошая мелкая моторика - качественное и быстрое письмо в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

с детьми младшего дошкольного возраста.

«Хорошая мелкая моторика – залог удачи в подготовке ребёнка к письму »

Подготовил воспитатель МБДОУ «Детский ад №103 г. Воркуты»

Сысоева Мария Николаевна

Готовить руку ребёнка к письму мы начинаем задолго, до школы и даже до начала подготовки к ней. Все начинается ещё с колыбели: захват погремушки, массаж маленьких пальчиков, рисование (первые «каляки-маляки»), лепка и даже правильное положение ложки в руке – поможет малышу, а потом и ученику, писать красиво. При этом необходимо максимально избежать негативных эмоций. То, что делается с желанием, имеет положительный и наилучший результат.

Самое главное при подготовке к письму, да и просто при рисовании обращать внимание на правильность захвата пишущего предмета. Как показывает практика, это очень часто остаётся без внимания взрослых! Ребёнок привыкает неправильно держать ложку, карандаш, кисть, что в последствии, закрепляет неточный навык  обращения с пишущим предметом, а в последствии имеет отражение на письме.

Вроде бы маленький ребёнок, ещё научится как правильно! Но нет, правильность положения пишущего предмета (карандаш, кисть, фломастер), правильное положение тела – это сохранение зрения, развитие и тренировка необходимых мышц, способствующих в будущем удерживать тело в нужном положении во время школьных нагрузок и снизить нагрузку на ребёнка.  Да и переучить ребёнка, у которого уже сложилась определённая привычка  гораздо сложнее и приводит к ненужным негативным эмоциям.

Ну, а как же правильно?

Если ребёнок пишет правой рукой, письменная принадлежность должна располагаться на левой части среднего пальчика. Указательный же палец прижимает ручку, не давая упасть. Расстояние от кончика карандаша до указательного пальца 1,5-2 см. Самый большой пальчик придерживает его с левого бока. Мизинец, является опорой для руки.  У леворукого ребёнка способ держания, абсолютно противоположный.

Как узнать правильность захвата письменных принадлежностей?  Попросите ребёнка немного приподнять указательный пальчик. Если карандаш упал из ладони, значит, письменный предмет  расположен неправильно.

Остальные пальчики располагаются так, как удобно ребёнку.

Чтобы захват карандаша не доставлял неудобства, нужно приучить ребёнка выполнять следующие простые действия:

В начале, объясните ребёнку, что карандаш – это не «солдатик», он не стоит вертикально,  а наклонен так, чтобы верхний кончик «смотрел» на плечо.

  • Первая фаланга среднего пальца  – это то место, где  укладывается карандаш. Указательный пальчик  должен поддерживать карандаш сверху, а большой – с левой стороны. Остальные пальцы прижимаются к ладошке.
  • Располагая руку на столе, нужно определить точку опоры,  а это третья фаланга мизинчика и внешняя сторона ладони.

Чтобы мышцы не напрягались слишком сильно, карандаш нужно держать спокойно,  пальчики должны быть расслабленными.

Если малыш постоянно «делает по своему» , напоминайте ему «как нужно», но ни в коем случае не говорите слово «неправильно». Лучше повторите ещё раз, как нужно делать и держать.

Так же обращайте внимание на «поведение» листа бумаги, на котором рисует ребёнок. Если лист при рисовании регулярно поворачивается – это может означать, что малыш не умеет изменять направление карандаша при помощи пальцев. Настройте его на то, что «листик приклеился к столу» и не должен поворачиваться, как и сам ребёнок! Во время рисования, штриховки, должен двигаться карандаш и рука, а не лист и тело ребёнка!

Что делать, если уже сформировался неправильный навык письма?

Иногда помогают самые простые приёмы:

  1. На первой фаланге безымянного пальца поставьте точку и объясните ребёнку, что на этой точке и должен лежать карандаш. На самом карандаше нарисуйте линию, ниже которой не должна спускаться рука.
  2. Способ наших бабушек – салфетка в кулачке – карандаш располагается в руке, а в остальные пальчики кладётся скомканная салфетка – это позволит исключить использование остальных пальцев.
  3. Современный способ: тренажёр-насадка на карандаш, эти тренажёры удобны, приятны на ощупь,  интересны и красочны и понравятся ребёнку.

Чем ещё помочь?

Развиваем мелкую моторику рук детей:

- Лепка из любых материалов (тесто, пластилин, песок)

- Эспандер, разминание поролоновых шариков и подобных материалов.

- Прохлопывание ритмичных мелодий с разной громкостью, в разном темпе.

- Шнуровки, нанизывание бусин разной величины, застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов на верёвках и шнурках разной толщины.

- Штриховка в ограниченном пространстве, раскрашивание различными материалами.

- Разрезание, вырезание и просто резание по линии.

- Разрывание бумаги разной плотности.

- Рисование в определённом направлении на линованной или клетчатой бумаге.

- Занятия на тренажёрах и снарядах, где необходим захват пальцами (кольца, перекладина и пр.)

 Самое главное при создании у ребёнка положительных привычек и навыков – это регулярные тренировки и контроль взрослого. Если ребёнок не желает слушать советы родителей, делает так,  как ему «удобно», возможно следует обратиться к специалисту или просто ходить в гости к более старшим друзьям-детям, на примере которых ваш ребёнок сможет принять правильность ваших уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...

Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".

Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....

Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...

опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...

Программа для детей 5-6 лет "Волшебная клеточка" (развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)

Программа «Подготовка руки к письму» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе,  гармоничное  развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных  возмо...