Беседы на тему: "Правила поведения детей во время самостоятельных игр в группе"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Галактионова Алла Михайловна

Взаимоотношение между детьми с младшей по подготовительную группу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДЫ ПО ТЕМЕ:

Правила поведения детей во время самостоятельных игр в группе (взаимоотношения между детьми с младшей по подготовительную группу).

Выполнила: Галактионова

Алла Михайловна

1.Младшая группа:

Беседа: «Мы дружные ребята не ссоримся совсем».

Цель: Подводить детей к осознанию  некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств; быть вежливым хорошо, вежливых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить. Способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу, желания делиться игрушками.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

- Кто из вас умеет играть дружно? (педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать).

- Во что вы любите играть? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение  А. Шибаевой «Подружки»:

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки –

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки.

Сели и заплакали.

- Почему подружки поссорились?

- Что произошло в результате ссоры?

В конце беседы воспитатель предлагает детям поиграть вместе в шарик (мячик).

2. Средняя группа:

Беседа: « Почему нужно уступать».

Цель: Подводить детей к тому что во время игры нужно избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Учить детей делать так, чтобы спор не переходил в ссору. Воспитывать у детей привычку играть дружно и трудиться сообща.

Воспитатель начинает беседу с рассказа (В.И.Петрова «Этические беседы с детьми»):

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Полина встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Полина рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: «Я сама знаю» - и не захотела играть дальше. А я ей сказала: « Тебе бы так грязным!». И она согласилась. Завтра мы будем опять играть».

На другой день Полина и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», - заявила Полина. «Нет будем играть как вчера», - не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас мы будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Полина подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, - а потом добавила: -  И послезавтра».

- Можно ли сказать, что Света и Полина играли дружно? Почему вы так думаете?

- Были споры между девочками?

- Почему спор не перешел в ссору? (девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре).

Воспитатель обобщает ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

Беседа « Правила дружной игры».

Цель: Объяснить детям зачем нужны правила игры. Учить решать спорные вопросы, избегать при этом ссор.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Домино». (В.И.Петрова «Этические беседы с детьми»):

Анна Ивановна предложила детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход»,  - сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Анна Ивановна предложила: «Мы не договаривались, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал:»Теперь, кто прозевал пропускает ход!» Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: Давайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», - возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть»,- и ушла.

-Ребята играли дружно?

- Как вела себя Аня?

- Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры).

- Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правила игры.)

- У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

В конце беседы дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:

-Знать правила игры и следовать им.

-Не злиться на проигрыш

-Не дразнить проигравшего

-Спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

- Нет большего позора – не выполнить договора.

3. Старшая группа

 Беседа: «Как жить дружно без ссор»

Цель: Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками, помогать друг другу. Воспитывать  качества, навыки и привычки, необходимые для жизни в обществе.

В ходе беседы воспитатель вместе с детьми пытается разобраться в причинах ссор.

Беседа начинается с вопросов воспитателя:

- Поднимите руку у кого из вас есть друг?

- Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли вы друг другу?

- Когда не т друга рядом, вам скучно?

- Почему?

- Ссоритесь ли вы с друзьями?

- Почему?

Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться).                                                                                                       А теперь послушайте, какая история произошла с двумя мальчиками (В. Орлов «Кто кого»).

Кто кого обидел первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

-Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

- Эта история грустная или смешная?

- Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались.)

- А что в этой истории грустного? ( Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)

- Подходит ли к этой истории пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются»?

- Значит можно назвать эту ссору … (глупой).

- А мальчиков можно назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, чем закончилась история.

Что ж не будете ругаться?

- Ни за что!

- И никогда!

Остается вам обняться!

- Здорово!

- Согласен я!

- Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет). Почему вы так считаете? (Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая).

- А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?

Беседа: « Не будь жадным»

Цель: Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, формировать умение оценивать свои поступки и поступки других детей, учить соблюдать нравственные нормы поведения. Воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.

Воспитатель рассказывает детям:

Миша и Саша стояли у окна и смотрели, как ребята на площадке играют в футбол. Дети радовались удаче знакомых, и огорчались неудачам вместе. Вскоре они отвлеклись. Миша достал из кармана мандарин и начал его чистить, а его друг внимательно наблюдал, как из под шкурки появлялись аппетитные плотные дольки. Миша отрывал дольку за долькой и аккуратно отправлял их в рот. Саша как зачарованный смотрел на мандарин. Скоро исчезнет последняя долька.

- Если бы у меня был мандарин, я бы тебя обязательно угостил, - со вздохом сказал Саша.

- Как жаль, - сказал Миша, отправляя последнюю дольку в рот, - что у тебя нет мандарина.

-По дружески ли поступил Миша? (Жадный).

-Как вы думаете, понимает, ли Миша, что поступает неправильно?

- Придумайте название этой истории.

- Придумайте небольшой рассказ о друзьях, которые умеют делиться. Нарисуйте иллюстрации к этой истории.

Беседа: « Каждая ссора красна примирением»

Цель: Продолжать учить детей играть дружно, избегать ссор. Воспитывать желание сохранять дружбу, умения договариваться друг с другом и любой спор решать по справедливости.

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, которые помогают людям помириться.

- Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.

- Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощения).

- Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохраняют добрые отношения?

Предлагается детям послушать сказку А. Нееловой «Тысячесвет».

        На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячесвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».

- Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко тебя живо осушит.

Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смене весне пришло знойное лето… Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полу завядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

- За что тысячесвет рассердился на ручеек?

- Так сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (можно еще раз прочитать отрывок).

- А как поступил ручеек? (извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок).

- За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он сделал от обиды?

- Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

 - Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

- Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?

Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка: помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.

Педагог предлагает придумать другой вариант сказки.

В заключении воспитатель подводит итог:

- Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссора красна примирением».) Главное не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются»). А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л.Яковлев «Ссора»).

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись…

И во всю

Расхохотались.

4. Подготовительная группа

Беседа: «Кто кого обидел?»

Цель: Познакомить детей с проявлением несправедливости по отношению к своим товарищам, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Воспитатель читает рассказ И. Бутмана «Снежки».

Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему-то не везло, а Таня все время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.

После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не было. « До чего же вредная девчонка, - возмутился Рома, - мало того, что украла мои снежки, так еще и налила в карман воды».

- Почему Рома обиделся? ( Он не мог попасть снежком в Таню.)

- Как Рома решил отомстить Тане?

- Прав ли был Рома?

- Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

- Почему так хочется посмеяться над Ромой?

Беседа: « Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают».

Цель: Познакомить детей с таким понятием как «взаимопомощь». Объяснить детям, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к другим детям, умения замечать человека, который нуждается в помощи и помогать ему.

Воспитатель рассказывает детям:

На детской площадке дети играли в салки. Было весело и шумно. Один мальчик упал, но быстро вскочил и побежал дальше. Водящий уже подбегал, но осалить его не успел. Вскоре та же беда случилась с девочкой, но она не смогла встать сама, все попытки подняться причиняли ей боль. К девочке подбежал один из играющих. Мальчик помог ей встать и дойти до скамейки. Остальные продолжили игру. «Девчонки всегда плачут!»- сказал один из игроков, считая, что девчонки неженки и капризы. Сидя на скамейке, девочка потирала ушибленную ногу, на глазах у нее были слезы. Мальчик, который помог ей подняться, подошел снова и предложил отвести ее домой. Но идти она не смогла. Тогда мальчик обратился за помощью к знакомому мужчине, проходившему мимо. Тот с готовностью согласился помочь: он взял девочку на руки и отнес ее домой. Мама девочки, когда узнала обо всем, сказала: « Этот мальчик – настоящий мужчина!»

- Как можно охарактеризовать мальчиков, которые не стали помогать упавшей девочке? (равнодушные, неотзывчивые, невежливые, невнимательные).

- А как мы назовем мальчика, который помог девочке?

- Как поступил мальчик, когда он не смог помочь девочке?

- Почему мама назвала мальчика, который помог ее дочке, настоящим мужчиной? (он проявил внимание и сочувствие к девочке; мужчины должны помогать, проявлять уважение, внимание, вежливость).

Затем воспитатель вместе с детьми разбирает смысл пословицы «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»; выясняет, почему так названа история, о ком можно сказать добрые слова.

Беседа: «Хорошие товарищи»

Цель: Подвести детей к тому, что нельзя обижаться и злиться на друга, если у него что-то получается лучше. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Воспитатель читает рассказ И.Турчиной «Дружба»

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

- Мы друзья! Поиграем вместе в пожарных.

- Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

-Пожар! Пожар!- кричит. Подбежал другие ребята.

- Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

-Я – Васин друг! И я один буду в  его машину играть!

Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

-Я – твой друг! Мы друзья! Поиграем вместе в машинистов.

-Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, - сказал Сережа.

-Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.

-То - вчера, - сказал Сережа.- Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори – паровоз.

- Почему ребята обиделись на Сережу?

- Как можно назвать его поступок?

- Кого Сережа называет своим другом?

- Можно ли его считать другом Бори или Васи?

- Хотели бы вы дружить с таким мальчиком, как Сережа? Почему?

После ответов детей педагог делает вывод:

Что хороший товарищ - добрый товарищ, нежадный и умеет дружно играть. Когда все действуют дружно, согласованно, можно достичь общей цели.

Беседа: «Почему нельзя дразниться»

Цель: Объяснить детям смысл понятия «доброжелательность». Познакомить с пословицей: « Кто других не любит, тот себя губит». Довести до детей, что доброта скрыта внутри человека, что она раскрывается только в его поведении, в отношении к другим людям.  Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стремится дать понять, что тот кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким  человеком никто не хочет играть и дружить).

Воспитатель читает басню С. Михалкова «Зеркало».

- Как носорог относился к окружающим?

- Как звери вели себя, когда носорог их обзывал, обижал, дразнил?

- Как вы поступаете, когда вас кто-нибудь дразнит? (то же обзываетесь, деретесь?)

Воспитатель делает вывод:

-Кто других не любит, тот себя губит. Человек, который дразниться - обижает других, но причиняет вред и себе. Потому что с таким человеком не хочется больше играть.

Если все дружно встанут на защиту обиженного, то обидчик не посмеет дразниться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Давайте придумаем продолжение басни, в которой носорог поймет, что нельзя издеваться над другими; что надо жить дружно со всеми. (например, носорог испугался, что теперь никто не захочет с ним дружить, сел и заплакал…).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Правила безопасного поведения детей на даче в летнее время»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 80»     Консультация для родителей перв...

План-конспект организации и проведения беседы Тема: «Правила безопасного поведения на улице»

Цель: Обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранение их жизни и здоровья в современных условиях.Задачи:1.Образовательные: Объяснить  детям как правильно действовать в...

Конспект непосредственной - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Правила безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте».

Цель: формирование знаний о правилах безопасного поведения на железной дороге.Задачи:1. Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге.2. Учить детей уважать и с...

Беседа по теме "Правила безопасного поведения на улице"

Конспект беседы по теме "Правила безопасного поведения на улице" для детей старшего дошкольного возраста....

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Правила безопасного поведения на железной дороге»...

Беседа на тему: «Правила поведения при пожаре».

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности....

Беседа на тему «Правила поведения на льду в осенне-зимний период»

Цели: - формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне – зимний период; - в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний...