Доклад "Об исследовательском характере образовательного процесса в ДОУ"
статья на тему

Лисинко Ольга Владимировна

О возможностях применения исследования в различных образовательных областях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об исследовательском характере образовательного процесса в дошкольном учреждении.

        В соответствии с требованиями ФГОС, педагогами дошкольных учреждений активно применяются современные педагогические технологии, образовательный процесс постепенно приобретает исследовательский характер.

        Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. В современной теории исследовательского обучения выделяют три уровня его практической реализации:

  1. педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти детям;
  2. педагог ставит проблему, а метод (методы) её решения дети ищут самостоятельно;
  3. на третьем, высшем уровне, постановка проблемы, поиск методов её решения осуществляются детьми самостоятельно.

Во всяком случае, первый уровень исследовательского обучения вполне приемлем в работе с дошкольниками. А по мере того, как дети освоят алгоритм проведения исследований и основные методы исследования, возможен и второй, и третий уровень.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать способы познания окружающего мира.

Исследования применимы в любой области образовательной педагогической деятельности. Некоторые из них на сегодняшний день уже достаточно хорошо разработаны в плане применения исследовательской деятельности, некоторые – нива, непочатый край.

Например – область «Познание», направление ФЭМП. Здесь мы мало что можем предпринять, ибо здесь всё уже сделано до нас, - и это здорово. Даже в ходе проведения НОД, мы регулярно проводим с детьми краткосрочные исследования, просто, возможно, не отдаём себе в этом отчёта, не формулируем так эту деятельность. Судите сами. Например, предлагаем детям сравнить круг и квадрат: похожи они или различаются?  Это проблема. Нет, они не похожи.  Это гипотеза, предположение. Докажите, что они различаются и в чём различие. Это цель. Затем поводится сравнительный анализ (наличие или отсутствие углов) и сравнительный эксперимент (прокатывается или не прокатывается по поверхности стола).  Это применение методов исследования, проверка гипотезы. Затем составляем суждение, делаем вывод о том, что круг и квадрат действительно различаются тем-то и тем-то. Это подтверждение гипотезы, то есть решение исходной проблемы. Продуктом на выходе этого исследования является вывод о том, что круг и квадрат не похожи, это различные геометрические фигуры. Как видим, все структурные компоненты (этапы) исследовательской деятельности отчётливо просматриваются, это – исследование, и ни что иное.

Конечно, эта деятельность будет иметь исследовательский характер, если вы её проведёте именно так. К сожалению, нередко воспитатели подходят к проведению НОД по-иному: «Давайте сравним круг и квадрат. Смотрите, у квадрата есть углы, а у круга нет, круг прокатывается по поверхности стола (демонстрирует), а квадрат нет. Значит, они различаются. Повторите, чем различаются эти геометрические фигуры». Этот подход к обучению детей не имеет исследовательского характера, он традиционный (наглядно-информативный, репродуктивный). Откажитесь от привычки давать детям «готовые» знания, предоставьте им мало-мальскую возможность самостоятельно «добыть» знание или умение, - и исследовательский характер обучения сформируется у вас как само собой разумеющееся. И ещё раз повторю: применительно к математике, это сделать достаточно легко, просто нужно внимательно прочитывать конспекты занятий в актуальных сегодня учебных пособиях и творчески подходить к его реализации в процессе НОД.

Столь же хорошо разработано ещё одно направление в области «Познание» - экологическое. Там мы найдём много примеров исследовательской деятельности: исследование свойств воздуха, воды, света, магнита, ветра, песка и так далее. Но, все они касаются объектов и явлений неживой природы. А как же быть в отношении живой? – А так же. Не давайте детям готовых ответов в виде информационной беседы (традиционный метод), предпримите исследование (современная технология деятельностного типа). Оно вовсе не должно быть глобальным или долгосрочным, но продукт этого исследования должен быть проверенным и достоверным.

Например, такая тема исследования «Чем различаются кролик и заяц?» И взрослые, и многие дети сразу скажут, что различаются они тем, что заяц живёт в условиях дикой природы, а кролик – домашнее животное. Это гипотеза. А вдруг это не так? – Делаем проверку. Сначала соберём как можно больше сведений о кролике и зайце. Как узнаём: дети могут самостоятельно рассмотреть картинки в книгах о животных, попросить взрослого прочитать соответствующую статью в справочнике или энциклопедии (метод изучения литературы); могут задать интересующий их вопрос воспитателю, родителям, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сёстрам (метод опроса); могут попросить взрослых найти ответ на вопрос в сети Интернет (метод использования ИКТ). Потом детьми делаются сообщения о том, что они узнали, и их сообщения фиксируются в виде схематических зарисовок (метод знакового моделирования) отдельно про кролика, отдельно про зайца. Затем применяем метод сравнительного анализа, находим различия. Затем делается обобщение и  формулируется вывод (логическое суждение). Проведите это исследование с детьми, и вы убедитесь, что мало того, что подтвердится гипотеза о том, что зайца «одомашнить» невозможно, вы определите ещё пять принципиальных признаков различия этих животных, о которых, возможно, даже не все взрослые-то знают. Например, такой признак: заяц меняет «шкурку» на зиму, а кролик – никогда.

То есть, на выходе этого исследования (проведённого по методу А.И.Савенкова), мы будем иметь пункты научной новизны (для детей), которые значительно расширяют границы эрудиции детей. В ходе исследования дети самостоятельно получили точные научные сведения, а не рефлекторно усвоили всего лишь популярное мнение. Кроме того, дети приобретают навык самостоятельного решения проблемы, получения новых знаний, повышается их самооценка.

Исследовательская деятельность позволяет быть ближе к детям, лучше их понимать, действовать вместе, на равных позициях в решении проблем, быть другом и помощником, а не строгим наставником. Оно интегрируется с ещё одной технологией деятельностного типа – личностно-ориентированный подход.  

Исследовать можно не только в области «Познание», но и в других областях, например, в области «Социально-коммуникативное развитие». Допустим, вам нужно познакомить детей с профессиями. Опять-таки не давайте детям «готовых» знаний в виде беседы или рассматривания дидактического плаката. Предпримите исследование. Пусть дети сами постараются узнать как можно больше. Темы для исследований: «Какие бывают врачи», «Чем профессия плотника отличается от профессии столяра», «Какие профессии самые опасные» и тому подобное. Естественно, что все знания, полученные детьми, будут классифицироваться, обобщаться, конкретизироваться, дополняться с вашим участием. Продуктом исследования здесь может стать и альбом, и стенд, и доклад,  - вариантов много. Итог тот же: деятельностный, активный характер познавательного процесса.

Исследование может быть очень даже краткосрочным, например, в виде одного-разъединственного эксперимента, но оно всё равно благотворно скажется и на развитии личностных качеств детей, и на ваших взаимоотношениях с детьми как педагога.

Например, извечная проблема: что подарить мамам на «8 Марта?» Как её обычно решают воспитатели? Педагог с творческим подходом к работе, обратится к специализированным печатным изданиям или к сети Интернет и подберёт что-нибудь новенькое, интересное. Педагог с традиционным стилем работы обратится к программным рекомендациям (изготовление цветов, портрета мамы или поздравительная открытка). Но, и в том, и в другом случае ребёнок выполняет то, что «предлагает» воспитатель, ибо это «предложение» из тех, от которых невозможно отказаться. А где же дети? Где их мнение и желание по поводу подарка любимой мамочке?

Сделайте шаг навстречу детям, предпримите небольшое исследование их интересов и предпочтений. Подберите хотя бы три варианта подарка и предложите каждому ребёнку обозначить их цифрами: 1 – нравится больше всего, 2 – нравится, но чуть меньше, 3 – нравится меньше всего (приём ранжирования). Затем все полученные сведения от детей заполняются в сводную таблицу, и получается результат: тот вариант, что получил меньше всего баллов, признан детьми как наиболее желанный (это был эксперимент – метод простого выбора). Вот вам и практически самостоятельная деятельность детей (выбирали-то сами), вот вам и совместная реально (а не на словах) деятельность с детьми.

Это исследование можно расширить: предложить сначала найти варианты подарка маме вместе с папой, к вариантам детей для ранжирования, не говоря об этом детям, добавить свой вариант. В итоге исследования всё же получится один вариант, интересно, совпадёт ли он с вашим? Несколько авантюрный характер исследования, но любопытно.

А сколько возможностей провести исследования в области «Физическая культура», направление «Здоровье»! А сколько можно исследовать в разделе «Художественно-эстетическое развитие», - одно только нетрадиционное рисование чего стоит, сплошные исследования и творческие проекты!

Уважаемые коллеги, обязательно хочу отметить, что методы традиционного обучения никто не отменял. Более того, они просто необходимы для формирования интеллектуальной базы для проведения исследований, с «чистого листа» много не наисследуешь. Если вернуться к приведённому примеру по ФЭМП, то прежде, чем доказывать различие квадрата и круга, надо сначала усвоить, что такое «круг», и что такое «квадрат», надо иметь представление, что такое «угол». А это проще и надёжнее достигается посредством традиционных методов (показ, объяснение). Я считаю, что умелое, рациональное сочетание традиционного и исследовательского (развивающего) характера обучения – залог успешности и показатель профессионального мастерства современного педагога. Исследовательский характер обучения – это приоритет современной педагогической деятельности, а не абсолют, но (если я была достаточно убедительна) это интересно и полезно, и детям, и педагогам.

Источники информации:

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребёнка приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
  2. «Дошкольное образование» №7, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения

Речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быт...

Образовательная ситуация - основная единица образовательного процесса в поддержку исследовательского поведения дошкольников в ДОУ.

Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазв...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...

Создание условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера

Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответств...