Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения
методическая разработка на тему

Чегодаева Наталья Викторовна

Речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быть интеллигентны, глубоки, многообразны. Владение культурой речи это успех, авторитет и перспектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕР РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РЕБЕНКА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку, это специфическая форма взаимодействия людей в процессе познавательно -  трудовой деятельности.

Коммуникабельность – способность к общению.

Общение – взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека

Культура речи - владение языковой нормой устного и письменного языка, а также "умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения"

Речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быть интеллигентны, глубоки, многообразны. Владение культурой речи это успех, авторитет и перспектива.

Требования к речи педагога

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы - правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А. С. Пушкина - 21 тыс., Н. В. Гоголя - 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов.

Специфика педагогической коммуникации состоит в том, что она выступает:

- как средство решения педагогических задач;

- как способ организации взаимоотношений  педагога  и детей, обуславливающих успешность обучения и воспитания;

- как социально-психологическое обеспечение воспитательно - образовательного  процесса.

Таким образом, речевые коммуникации воспитателя и ребенка находят свое выражение в умении передать информацию, понять состояние воспитанника, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по коммуникациям, управлять собственным психическим состоянием.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией речевых коммуникаций. В.А. Кан Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым педагогом стоит задача овладения технологией речевых коммуникаций. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия  осуществляются путем проб и ошибок.

Изучение особенностей речевых коммуникаций воспитателя с детьми проводилось в разных видах деятельности. По результатам наблюдений выявлено следующее:

Положительноеэмоциональное  отношение ярко выражено у 67% педагогов. Воспитатель является инициатором в общении с детьми,  проявляет  заботу, внимание,   тактично оказывает  помощь при затруднениях. Педагог с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

33% педагогов  положительно относятся к детям, доброжелательно реагирует на  вопросы, просьбу о помощи, но   инициаторами общения чаще являются сами дети.  В речевых коммуникациях проявляется ситуативность поведения.

Анализ характера речевых коммуникаций педагогов по отношению к детям  показал, что преобладает дисциплинарный компонент у   67% респондентов, дидактический  компонент проявляется у  20% респондентов, воспитательный компонент используют - 13% респондентов.   Чаще применяется  общая оценка деятельности детей - 68%, реже - дифференцированная - 32%. Форма подачи речевой коммуникации может иметь  как негативную, так и позитивную оценку. Преобладают похвала, одобрение, согласие, используются так же возмущение, угроза, порицание.

Требования воспитателя к детям по содержанию чаще дисциплинирующие, реже воспитательные.  Используются  категоричные, реже аргументированные,доброжелательные реплики в виде приказа, распоряжения, просьбы. Вопросы воспитателей к детям имеют тенденцию к организационно-дисциплинирующим моделям.

Проведенный педагогами самоанализ выявил следующее:

1. Оценка поведения и деятельности детей  производится систематически во всех видах деятельности.

2. Целью оценивания является:

-  повышение самооценки, поощрение детей,

- научить ребенка оценивать свои поступки и деятельность (НВ, ИФ),

- показатель достижения детей, преодоление трудностей (ИБ)

- помогает найти подход к каждому ребенку (ЕВ),

- помогает оценить уровень развития детей (НН).

3. Критерии положительной и отрицательной оценки не мотивируются и не обосновываются.

4. Оценка деятельности и поведения детей  объективна в отношении большинства детей, но есть зависимость от отношения к ребенку, от  ситуации.

5. Педагогами слабо используются невербальные средства коммуникации: например, одобряющая улыбка, укоризненный взгляд, мимика, жесты и т.д.

6. Большинство педагогов считает, что  реакция детей на оценку воспитателя адекватна, они слышат мнение педагога, но не всегда его выполняют. Для некоторых детей оценка педагога   не  действенна,  она не влияет на их поведение и деятельность. Некоторые дети в группе  стремятся   заслужить положительную оценку педагога и стараются проявить себя   в деятельности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ:

1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

- обращайтесь по имени;

- занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле…);

- используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2.  Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение вашей личности.

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли   он  другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату.  

7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

- ясно и понятно излагать свои доводы детям;

- проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

8. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

9. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права  обижаться на детей.

Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

- требований («Не мешайте», «Перестаньте ссориться»);

- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

- нотаций («Сколько раз тебе можно повторять?»);

- оценки, которые несут в себе характер иронии («Ну я так и знала, что это сделал опять Петров»);

- возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали!»);

- предвосхищающей отрицательной оценки («От тебя никогда ничего хорошего не дождешься!»);

- вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?».

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

- предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);

- ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»);

- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло?»);

- разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).

10. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

- непонимание психологической ситуации, настроения детей;

- недостаточная саморегуляция;

- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе

Слово остаётся самым действенным средством, несмотря на усиленную компьютеризацию, информатизацию образования. На мой взгляд, именно умение быть убедительным (нужное слово, тон) является связующим звеном между ребёнком и педагогом. В век ИКТ всю необходимую информацию ребёнок найдёт за считанные секунды., а вот человеческая речь, как образец- весомая ценность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения. Выполнила педагог-психолог МКДОУ д\с №19 Чегодаева Н.В.

Слайд 2

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения. Коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку, это специфическая форма взаимодействия людей в процессе познавательно - трудовой деятельности. Общение – взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией . Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Культура речи - владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения ».

Слайд 3

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения. Требования к речи педагога Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Слайд 4

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения . Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания . Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников - подражание , воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Слайд 5

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения . Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др .), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Слайд 6

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Слайд 7

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения. Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Слайд 8

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения . Специфика педагогической коммуникации состоит в том, что она выступает: - как средство решения педагогических задач; - как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обуславливающих успешность обучения и воспитания; - как социально-психологическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса.

Слайд 9

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения . Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией речевых коммуникаций. В.А. Кан Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым педагогом стоит задача овладения технологией речевых коммуникаций.

Слайд 10

Методические рекомендации воспитателям, направленные на формирование речевых коммуникативных умений 1 . Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: обращайтесь по имени; з анимайте позицию на уровне глаз ребенка; и спользуйте тактильное прикосновение. 2 . Следите за собственной речью. Речь – отражение вашей личности. 3 . Ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация усваивается им не только через слова, а через отношения.

Слайд 11

Методические рекомендации воспитателям, направленные на формирование речевых коммуникативных умений 4 . Организуя взаимодействие с детьми, стремитесь понять их настроение. 5.Улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. 6.Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. 7.Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам – дошкольникам свойственна высокая подражательность.

Слайд 12

Методические рекомендации воспитателям, направленные на формирование речевых коммуникативных умений 8.Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его.

Слайд 13

Слово остается самым действенным средством, несмотря на информатизацию образования. Именно умение быть убедительным (нужное слово, тон) является связующим звеном между ребенком и педагогом. В век ИКТ всю необходимую информацию ребенок может найти за считанные секунды, а вот человеческая речь, как образец – весомая ценность.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Проект«Искусство  родного  края  в  образовательном процессе  дошкольного  учреждения».                     ...

Интеграция в широком понимании смысла этого слова в образовательном процессе дошкольного учреждения. Взгляд психолога.

Презентация опыта работы в рамках методического объединения педагогов  "Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "По...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...

Методические аспекты использования компьютера в образовательном процессе дошкольного учреждения

Особая ценность информационно-коммуникационных технологий состоит в том, что их использование позволяет стимулировать творческие качества всех субъектов образовательного процесса, формирует активную п...

Инновационный педагогический опыт воспитателя «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном и младшем школьном в...