Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».
методическая разработка на тему

Макух Елена Викторовна

 

Проект

«Искусство  родного  края  в  образовательном процессе  дошкольного  учреждения».

                                     Разработчик: Елена Викторовна Макух  музыкальный  руководитель   Муниципального автономного   дошкольного  образовательго     учреждения «Детский  сад  № 252»г. Барнаула, Алтайского края

                                                          

Актуальность:

В  2009 г.  «Детский  сад № 252»  стал  лауреатом Всероссийского  конкурса  «Патриоты  России»  за  проект  «Воспитание  патриотических  чувств  у детей старшего  дошкольного возраста  через  ознакомление  с  окружающим  миром  родного  края».  Выбор  темы не  был  случайным.  Воспитание  патриотизма, нравственных  качеств,  всестороннее  развитие  ребёнка  начинается  с  привития  любви  к  малой  родине,  с  ознакомления  с  культурным  наследием,  искусством  предков,  с  современным  миром  родного  края,  в  котором  он  живёт, воспитания  на  том,  что  жизненно  близко  и  понятно.

Культура  и  искусство  населения  Алтайского края  имеют  свои  особенности,  достойны  особого  внимания  и  изучения,  интересны  для  детей  и  взрослых.

Реализация  проекта  в дошкольном  учреждении  требует  от  педагогов  дошкольного  учреждения  глубоких  знаний  краеведческого  материала,  умений  использовать  краеведческий  подход  в  патриотическом  воспитании  дошкольников.

Особая  роль  в  ознакомлении  детей  с  культурой  и  искусством  родного  края  принадлежит  музыкальному  руководителю.

Цель:

 

Расширить  и  систематизировать  собственные  знания об  искусстве  Алтая, теории,  методики  и  передовой  педагогической  практики  по  ознакомлению  детей  с  искусством родного  края.

 

 

Задачи:

 

  1. Повысить  собственный  культурный  уровень  посредством  посещения  центров  культуры;
  2. Изучить  литературу, теоретические  материалы, периодические  издания  по  основам  проблемы;
  3. Познакомиться  с  передовой  педагогической  практикой по  ознакомлению  дошкольников  с  искусством;
  4. Выйти на  уровень  сотрудничества  с  Государственным музеем  истории  литературы, искусства и  культуры  Алтая,  Краевым  колледжем  культуры г. Барнаула, ДМШ № 5  г.Барнаула;
  5. Разработать и внедрить в  практику  перспективный  план  работы  по ознакомлению  дошкольников  с  искусством  родного  края

 

Гипотеза:

Работа  педагога над  повышением  своего  культурного  и  профессионального  уровня  в  области  краеведения,  сотрудничество  с  учреждениями  культуры,  использование  на  практике  передовых  педагогических  технологий  будет  способствовать  патриотическому  воспитанию  дошкольников.

 Стратегия  развития:

  1. Посетить  Государственный музей  истории  литературы, искусства и  культуры Алтая;
  2. Посетить Алтайскую  краевую универсальную научную  библиотеку  им. В.Я.Шишкова  для  ознакомления  с  творчеством  алтайских поэтов  и  композиторов;
  3. Ознакомиться  с  материалами  семейной газеты  «Это  мой  мир» (Краевое  литературно-художественное  издание);
  4. Просмотреть  фильм  «Художественные  промыслы  и  ремёсла  Алтайского  края»;
  5. Изучить  программу Е.В.Затеевой  «Малыш  в  мире  искусств  родного  края»;
  6. Изучить  раздел «Основные  задачи  развития  художественного  эстетической  деятельности» программы  Н.М.Крыловой  «Детский  сад – Дом  радости»;
  7. Посетить  занятия  клуба «Русь»;
  8. Познакомиться  с  опытом  работы  педагогов  г.Барнаула: Л.З. Антроповой   (муз.рук-ль, МДОУ «Детский сад № 221), Л.М.Автушенко (ПДО  по  ИЗО,  МДОУ «Детский  сад №218»);
  9. Выйти  на  уровень сотрудничества  с  М.Н.Сигарёвой - руководителем фольклорного  ансамбля  Алтайского  краевого  колледжа  культуры  «Стрела»,  Л.В.Прокофьевой - этно-педагогом  Алтайского  краевого  колледжа  культуры, педагогами  ДМШ № 5 г.Барнаула;
  10. Разработать   совместно  с этно-педагогом  Л.В.Прокофьевой  перспективный  план  по  ознакомлению дошкольников  с  детским  музыкальным фольклором;
  11. Разработать  совместно  с  педагогами  дошкольного  учреждения  комплексные,  интегрированные  занятия,  музыкально-литературные  досуги  по  ознакомлению  детей  с  искусством  родного  края.

Предполагаемые  результаты:

  • Повысится  собственный  культурный  и  профессиональный (теоретический и  практический)  уровень  развития;
  • Произойдёт  расширение  кругозора  педагогов  дошкольного  учреждения;
  • Пополнится  методическая и дидактическая  база  дошкольного  учреждения;
  • Внедрение  системы  работы  по  ознакомлению  дошкольников  с  искусством  родного  края  приведёт  к  целостности  педагогического  процесса.

Список   литературы:

  1. Братов  Б. Синегорье: сборник  стихов и песен. - Барнаул: РИА «Графикс», 2003.
  2. Затеева Е.В. «Малыш в мире  искусства родного края», - Барнаул: АКИПКРО, 2010.-124с.
  3. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости»: Программа  целостного, комплексного, интегративного  подхода  к  воспитанию  дошкольника  как  индивидуальности/ Перм.гос.пед.ун-т – Пермь.2005 – 448с.
  4. Овсянникова Н.А.. Как  во  нашем  дому.- Новосибирск, ООО «Рекламно-издательская  фирма Новосибирск», 2006.-160с.
  5. Першин Ю.М.. Разнотравье: стихи. – Барнаул: ГИПП «Алтай», 2001.
  6. Родионов А. Красная книга ремёсел. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1990.
  7. Стариков М.Ф. Моё  беспокойство. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1978.
  8. Стариков М.Ф.Помню только хорошее: Сб. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1988.
  9. Степанская Т.М. Служили  Отечеству на  Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998.
  10. Творчество композиторов Алтая. – Барнаул: центр народ.тв-ва и досуга ком-та по культуре адм.Алт.края, 1992.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл altayskiy_kraevoy_institut_povysheniya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Алтайский  краевой  институт  повышения

 квалификации  работников  образования.

Проект

 «Искусство  родного  края  в  образовательном процессе  дошкольного  учреждения».

                                     Разработчик:  музыкальный  руководитель

                                                                 Муниципального автономного  

                                                                   дошкольного  образовательного

                                                                         учреждения «Детский  сад  № 252»

                                                               г. Барнаула, Алтайского края,

                                                           Елена Викторовна Макух.

г.Барнаул   2010

Актуальность:

В  2009 г.  «Детский  сад № 252»  стал  лауреатом Всероссийского  конкурса  «Патриоты  России»  за  проект  «Воспитание  патриотических  чувств  у детей старшего  дошкольного возраста  через  ознакомление  с  окружающим  миром  родного  края».  Выбор  темы не  был  случайным.  Воспитание  патриотизма, нравственных  качеств,  всестороннее  развитие  ребёнка  начинается  с  привития  любви  к  малой  родине,  с  ознакомления  с  культурным  наследием,  искусством  предков,  с  современным  миром  родного  края,  в  котором  он  живёт, воспитания  на  том,  что  жизненно  близко  и  понятно.

Культура  и  искусство  населения  Алтайского края  имеют  свои  особенности,  достойны  особого  внимания  и  изучения,  интересны  для  детей  и  взрослых.

Реализация  проекта  в дошкольном  учреждении  требует  от  педагогов  дошкольного  учреждения  глубоких  знаний  краеведческого  материала,  умений  использовать  краеведческий  подход  в  патриотическом  воспитании  дошкольников.

Особая  роль  в  ознакомлении  детей  с  культурой  и  искусством  родного  края  принадлежит  музыкальному  руководителю.

Цель:

Расширить  и  систематизировать  собственные  знания об  искусстве  Алтая, теории,  методики  и  передовой  педагогической  практики  по  ознакомлению  детей  с  искусством родного  края.

Задачи:

Повысить  собственный  культурный  уровень  посредством  посещения  центров  культуры;

Изучить  литературу, теоретические  материалы, периодические  издания  по  основам  проблемы;

Познакомиться  с  передовой  педагогической  практикой по  ознакомлению  дошкольников  с  искусством;

Выйти на  уровень  сотрудничества  с  Государственным музеем  истории  литературы, искусства и  культуры  Алтая,  Краевым  колледжем  культуры г. Барнаула, ДМШ № 5  г.Барнаула;

Разработать и внедрить в  практику  перспективный  план  работы  по ознакомлению  дошкольников  с  искусством  родного  края.

Гипотеза:

Работа  педагога над  повышением  своего  культурного  и  профессионального  уровня  в  области  краеведения,  сотрудничество  с  учреждениями  культуры,  использование  на  практике  передовых  педагогических  технологий  будет  способствовать  патриотическому  воспитанию  дошкольников.

 Стратегия  развития:

Посетить  Государственный музей  истории  литературы, искусства и  культуры Алтая;

Посетить Алтайскую  краевую универсальную научную  библиотеку  им. В.Я.Шишкова  для  ознакомления  с  творчеством  алтайских поэтов  и  композиторов;

Ознакомиться  с  материалами  семейной газеты  «Это  мой  мир» (Краевое  литературно-художественное  издание);

Просмотреть  фильм  «Художественные  промыслы  и  ремёсла  Алтайского  края»;

Изучить  программу Е.В.Затеевой  «Малыш  в  мире  искусств  родного  края»;

Изучить  раздел «Основные  задачи  развития  художественного  эстетической  деятельности» программы  Н.М.Крыловой  «Детский  сад – Дом  радости»;

Посетить  занятия  клуба «Русь»;

Познакомиться  с  опытом  работы  педагогов  г.Барнаула: Л.З. Антроповой   (муз.рук-ль, МДОУ «Детский сад № 221), Л.М.Автушенко (ПДО  по  ИЗО,  МДОУ «Детский  сад №218»);

Выйти  на  уровень сотрудничества  с  М.Н.Сигарёвой - руководителем фольклорного  ансамбля  Алтайского  краевого  колледжа  культуры  «Стрела»,  Л.В.Прокофьевой - этно-педагогом  Алтайского  краевого  колледжа  культуры, педагогами  ДМШ № 5 г.Барнаула;

Разработать   совместно  с этно-педагогом  Л.В.Прокофьевой  перспективный  план  по  ознакомлению дошкольников  с  детским  музыкальным фольклором;

Разработать  совместно  с  педагогами  дошкольного  учреждения  комплексные,  интегрированные  занятия,  музыкально-литературные  досуги  по  ознакомлению  детей  с  искусством  родного  края.

Предполагаемые  результаты:

Повысится  собственный  культурный  и  профессиональный (теоретический и  практический)  уровень  развития;

Произойдёт  расширение  кругозора  педагогов  дошкольного  учреждения;

Пополнится  методическая и дидактическая  база  дошкольного  учреждения;

Внедрение  системы  работы  по  ознакомлению  дошкольников  с  искусством  родного  края  приведёт  к  целостности  педагогического  процесса.

Список   литературы:

Братов  Б. Синегорье: сборник  стихов и песен. - Барнаул: РИА «Графикс», 2003.

Затеева Е.В. «Малыш в мире  искусства родного края», - Барнаул: АКИПКРО, 2010.-124с.

Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости»: Программа  целостного, комплексного, интегративного  подхода  к  воспитанию  дошкольника  как  индивидуальности/ Перм.гос.пед.ун-т – Пермь.2005 – 448с.

Овсянникова Н.А.. Как  во  нашем  дому.- Новосибирск, ООО «Рекламно-издательская  фирма Новосибирск», 2006.-160с.

Першин Ю.М.. Разнотравье: стихи. – Барнаул: ГИПП «Алтай», 2001.

Родионов А. Красная книга ремёсел. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1990.

Стариков М.Ф. Моё  беспокойство. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1978.

Стариков М.Ф.Помню только хорошее: Сб. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1988.

Степанская Т.М. Служили  Отечеству на  Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998.

Творчество композиторов Алтая. – Барнаул: центр народ.тв-ва и досуга ком-та по культуре адм.Алт.края, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...