Рекомендации родителям по выбору литературы для домашнего чтения «Сказка – ложь, да в ней намёк».
консультация на тему

Камалова Линара Радиковна

«Сказка – ложь, да в ней намёк».

«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки.

В дошкольном возрасте сказки  читаются всем детям. Сказки есть в каждом доме, их любят все. Множество познаний дети черпают из сказок: первые представления  о времени и пространстве, о связи человека с природой, с окружающим миром. Через сказку малыш усваивает добро и зло, дружбу и предательство, отвагу и трусость. Сказки учат  сопереживать героям, видеть их мужество, храбрость и стойкость.

С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» с.Красная Башкирия

Рекомендации родителям по выбору литературы для домашнего чтения «Сказка – ложь, да в ней намёк».

Подготовил воспитатель: Камалова Л.Р.

«Сказка – ложь, да в ней намёк».

«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки.

В дошкольном возрасте сказки  читаются всем детям. Сказки есть в каждом доме, их любят все. Множество познаний дети черпают из сказок: первые представления  о времени и пространстве, о связи человека с природой, с окружающим миром. Через сказку малыш усваивает добро и зло, дружбу и предательство, отвагу и трусость. Сказки учат  сопереживать героям, видеть их мужество, храбрость и стойкость.

С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.

Не зря существует поговорка:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Любая сказка имеет свой «нравственный  урок». Мы рекомендуем не просто читать сказки, а обязательно обсуждать сказочную историю, пересказывать, находить параллели с современным миром, с реальными жизненными ситуациями.

Главный смысл сказки – это, какие моральные установки закладываются в душе маленького слушателя.

Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4-5 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут родителю показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Обсуждайте сказку,  

проговаривая  ребёнку чувства,

которые испытывают герои сказочных персонажей.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»),  но в её содержании всегда заложен глубокий нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями погружаются в сказочный мир.

В возрасте 5-6 лет подходят волшебные сказки, где главными героями становятся взрослые или дети.Положительные герои, как правило, наделены добротой и отзывчивостью, мужеством, смелостью и упорством в достижении цели, красотой и честолюбием, высокими моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

 Сказка  учит  дружбе, трудолюбию, послушанию,  взаимовыручке.

Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье  зверей» учат дружить.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхва-ляется («Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь», забота о близких поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).

Сказка вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.

Сказка даёт возможность уяснить, что в сюжете или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано.

Из всего этого следует: морально-нравственное  воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Памятка для родителей

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
  6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
  7. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
  8. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  9. Какие слова или выражения запомнились ему
  10. Чему учит эта книга?
  11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.

Рекомендации «Как рассказывать сказки»

  • Рассказывать искренне, не торопясь.
  • Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.
  • Рассказывать “в тему”.
  • Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.
  • Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть “ужасы и кошмары”. Берегите психику ребенка.
  • Старайтесь не комментировать сказу следующим образом: “Вот, не будешь есть, тебя…”. Не воспитывайте в ребенке страх.
  • Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях. “Оно же все к Вам вернется…”.
  • Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для своего ребенка в присутствии других детей (людей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."

Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"

Как читать детям сказки?  Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способн...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

Презентация «Сказка – ложь, да в ней намёк, всем родителям урок»

laquo;Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед нимоткрывается чудесный мир в живых красках, ярких,трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве,...