Адаптированная дополнительная программа «Дом, в котором живет Уважение» по воспитанию у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

       Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности наших детей, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условия гармоничных отношений в обществе.

      Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей  дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯC:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

Автор-составитель:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

с. Мыс Каменный

Формы работы

                         Мероприятия

Сентябрь

Коллективная

Родительское собрание «Поговорим о толерантности»

Индивидуальная

Консультация «Сильнее всех – владеющий собой»

Наглядно-информационная

Задание на дом: «Создание эмблемы толерантности»

Октябрь

Коллективная

Консультация «Лабиринты детской души»

Индивидуальная

Консультация «Сказка ложь – да в ней намек»

Наглядно-информационная

Выставка литературы «Здравствуй, сказка»

Ноябрь

Коллективная

Конкурс «Национальное блюдо нашей семьи»

Индивидуальная

Консультация «Народная мудрость о воспитании»

Наглядно-информационная

Библиотека для родителей «Почитайте детям»

Декабрь

Коллективная

Совместное развлечение «Новогодние приключения или хоровод дружбы»

Индивидуальная

Консультация «Игры и развлечения за праздничным столом»

Наглядно-информационная

Традиции и обряды в семье «Рождество и Новый год»

Январь

Коллективная

Круглый стол «Наши увлечения»

Индивидуальная

Наглядно-информационная

Информация «Народные календарные праздники»

Февраль

Коллективная

Родительское собрание «Права ребенка»

Индивидуальная

Знакомство с законом «О правах ребенка»

Наглядно-информационная

Памятка «Меморандум от Вашего ребенка»

Март

Коллективная

Оформление плаката «Наши права»

Индивидуальная

Консультация «Игры народов мира в воспитании детей»

Наглядно-информационная

Выставка рисунков «Мир такой огромный»

Апрель

Коллективная

Совместный досуг «Мы – славяне»

Индивидуальная

Консультация «Национальный орнамент в детском творчестве»

Наглядно-информационная

Фотовыставка «В стране добрых дел»

Май

Коллективная

Акция «Уютный детский сад»

Наглядно-информ.

Оформление  выставки «Мы – дети Земли»



Предварительный просмотр:

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

(извлечения)

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО

от 16 ноября 1995 года

Преамбула

Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября — 16 ноября 1995 года,

- памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности,… и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

- напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,

- напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

- принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

• Международный пакт о гражданских и политических правах;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

• Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

• Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;

• Конвенцию о правах ребенка;

• Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;

• Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

• Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;

• Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;

• Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;

• Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма;

• Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека;

• Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;

• Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;

• Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

• памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации. Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

• учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5. 14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности , а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности ,

• испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражениеубеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

- обращая особое внимание на обязанность государств - членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

- принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности ,

- преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:

Статья 1. Понятие толерантности

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность т-это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в

международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности , которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностями обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2. Государственный уровень

2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-пропессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и мар-гинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности , а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (ст. 1.2).

Статья 3. Социальные аспекты

3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4. Воспитание

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5. Готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6. Международный день, посвященный толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

     

  Утверждаю  

 Заведующая МБДОУ «Мыскаменский

 детский сад»

_____________     Б.Г. Искакова

Приказ №_7_от_30.08_2019г.                

Принята

на педагогическом совете

Протокол № _1_ от _30.08._2019_г.

«Дом, в котором живет Уважение»

Программа дополнительного образования по формированию толерантности у детей дошкольного возраста

                       Автор-составитель:

Куприянская Тамара Петровна,

Воспитатель

с. Мыс Каменный, 2019г.

Паспорт программы по дополнительному образованию «Дом, в котором живет Уважение»  для детей  дошкольного возраста

Наименование программы

Программа по дополнительному образованию для детей  дошкольного возраста «Дом, в котором живет Уважение»

Дата принятия решения о разработке программы

Сентябрь  2019 года

Цель программы:

формирование у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.

Задачи программы:

  • способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;
  • знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;
  • формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;
  • воспитывать культуру толерантности.

Формы подведения итогов реализации программы

Диагностика. Итоговое мероприятие с участием родителей «Мы славяне»

Нормативно-правовая база

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)

Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №3511.

Сроки реализации

1 год

Краткое содержание

Программа ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.

Формы работы:

  1. Диагностика «Я и мир вокруг меня»
  2.  Наблюдение
  3. Подвижные игры разных стран мира
  4. Трудовые поручения
  5. Создание выставок, альбомов, посвященных национальной культуре
  6. Проведение развлечений, досугов, праздников.

Ожидаемые результаты

  • интерес к самому себе;
  • управление самим собой;
  • самопризнание себя, как личности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • желание действовать и совершать поступки.

Основные показатели

знаний и умений

  • поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
  • круг распространения толерантного поведения (поведение со сверстниками и взрослыми);
  • устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
  • характер переживания (что и как переживается);
  • сознание воспитанниками важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений.

Пояснительная записка

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». 

                                                      Б. Шоу  

        Развитие ребенка дошкольного возраста есть не что иное, как развертывание личностного потенциала, формирование сознания, нравственных качеств, приобщение к общечеловеческим ценностям. Источником развития является накопленный человечеством социально-исторический опыт, имеющий определенную структуру. Продуктивное накопление этого опыта может происходить благодаря соответствующему построению педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности наших детей, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условия гармоничных отношений в обществе.

        Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом. Она полностью соответствует тем воспитательным задачам, которые ставит перед нами современное общество.

        На территории нашего государства издавна проживают не только русские, но и представители других национальностей. В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой поликультурности и толерантности. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого. Сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к другим людям, приобщить к культурным ценностям как своего, так и других народов – одна из задач современного общества.

        В исследованиях ученых (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) в отношении дошкольного возраста толерантность рассматривается как реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между сверстниками и  взрослыми» 

        В. А. Сухомлинский считал терпимость важнейшим элементом духовной культуры личности ребенка, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров». Основными методами работы с детьми считал: рассказы, беседы, чередующиеся с чтением книг о людях разных стран, о тяжелых испытаниях, современном труде. В. А. Сухомлинский выделил в своей работе следующие «заповеди»:

1. Береги, щади неприкосновенность другого человека, уязвимость, ранимость.

2. Знай, что твое неразумное холодное слово может обидеть, огорчить, вызвать смятение, ошеломить.

3.  Нельзя смешивать зло. Против зла надо бороться.

4. Большое зло – унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой».

5. Дорогим для тебя должно стать не «мое», а «наше», т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.

Только через формирование гуманного отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов можно воспитывать человека с активной жизненной позицией, ответственного за жизнь на Земле. Социальные, экологические, духовные, нравственные проблемы встали не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством. И по сути имеют одну основу – проблему развития и жизни человека в современном мире. Каков человек – такова его деятельность и мир, который он создает вокруг себя.

В старшем  дошкольном  возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность,  развивается осмысление себя. Самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, появляется готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Любознательность заставляет ребенка искать ответы на вопросы о происхождении мира, взаимосвязи явлений природы. К 5-7 годам появляется осознание своего социального «я» и возникновения на этой основе внутренней позиции. Он постигает азбуку человеческого общения, поэтому именно в этом возрасте «необходимо уделить внимание развитию понимания себя и других людей, связывая его с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой.

Задача педагогов, родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантность зарождается с любви к своей семье, своим близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И только потом возникает любовь к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

     Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе с детьми становится воспитание толерантности детей через социокультурный системный подход, который обеспечивается  программой дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение».

        Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей  дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.

Принципы воспитания толерантной личности

         Успешность воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности  воспитателя реализуется ряд принципов.

  1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и само коррекции в отношениях с другими людьми.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
  • предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • учет интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в ближайшем социуме;
  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения);
  • коррекция воспринимаемой воспитанниками разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности навыков толерантных отношений  у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • мониторинг изменений навыков толерантных отношений толерантного сознания в ребенке;
  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
  • учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на формирование навыков толерантных отношений;

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений воспитанников к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:

  • стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
  • совместный с воспитателем анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
  • стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений.

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в образовательном процессе гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в группе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации вне учебной деятельности, при этом творчество рассматривается детьми и воспитателем как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично можно  изобразить следующим образом:

Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

  •  опора на позитивный опыт толерантного  взаимодействия;
  • создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях воспитателей и воспитанников;
  • использование демократического стиля педагогического руководства;
  • организация диалога и сотрудничества в коллективе;
  • организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

      Именно эти принципы, при правильном их толковании и разъяснении, занимают сегодня доминирующие позиции в воспитательной системе.

     Считаю, что программа «Дом, в котором живет Уважение», обладает следующими положительными моментами:

  • учитывает возрастные особенности детей;
  • является ориентиром в планировании и деятельности воспитателя;
  • предполагает использование различных форм и методов работы.
  • работа по формированию навыков толерантных взаимоотношений проводится в тесном контакте с родителями.

    Основной целью программы «Дом, в котором живет Уважение» является формирование у  дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.

      Гипотеза: успешность сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста возможна при внедрении в  образовательный процесс детского сада программы по формированию толерантных взаимоотношений у детей  дошкольного возраста;

      Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной
гипотезы поставлены следующие
задачи:

  • способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;
  • знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;
  • формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;
  • воспитывать культуру толерантности.

Данная программа предполагает реализацию таких методов и средств  воспитания, как:

Методы

Средства

Убеждения;

Внушения;

Стимулирования и мотивации; Коррекция поведения;  Воспитывающей ситуации;  Социальные пробы (испытания);

Наблюдения;

 Рефлексия.

Занятия- путешествия

Беседы;

Прогулки;

Игровые ситуации;

Праздники;

Чтение художественной литературы;

Прослушивание музыкальных произведений разных стран мира;

Выставки, игры народов мира.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Исходя из поставленных в программе цели и задач воспитательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование дошкольников ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.

      К ним относятся:

  • интерес к самому себе;
  • управление самим собой;
  • самопризнание себя, как личности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • уважение чужого мнения;
  • желание действовать и совершать поступки.

      Степень сформированности этих знаний и умений в результате педагогической деятельности проверяется по нескольким основным показателям:

  • поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
  • круг распространения толерантного поведения (поведение со сверстниками и взрослыми);
  • устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
  • характер переживания (что и как переживается);
  • сознание воспитанниками важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений.

             Ведущая роль в формировании у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений принадлежит воспитателю.

      Реализация программы рассчитана на 1год и включает в себя 32 занятия, продолжительностью 25-30 минут.

Все мероприятия решают задачи воспитания и развития  дошкольников. Первое и последнее занятия носят диагностический характер (анкетирование, тестирование)

Учитывая возрастные особенности, интеллектуальные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: беседа, рассказ, игра, викторина, упражнения,  рисование, и другие виды воспитательной работы.

        Условия проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество участников группы: 6-8 детей.  Опыт общения с детьми показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа состоит не более чем из 6-8 детей    тогда ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость. При определенной нежесткой структурированности занятий каждый дошкольник  имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а воспитатель или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.

После занятий проводится обсуждение: дошкольники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали, объясняют свои поступки. В конце  каждого занятия подводится итог  результат групповой и собственной деятельности.

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов: 

  • Конвенции ООН о правах ребенка;                                                        
  • Конституции Российской Федерации;
  • Закона РФ «Об образовании».

Схема 1

Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, идущих по миру с миром»

                                С.  Ашикова

Тематический план

п/п

Тема

             

Кол-во

часов

теория

практика

всего

1

Диагностика: «Я и мир вокруг меня»

-

1

1

2

Кто я такой?

0,5

0,5

1

3

«Мои качества»

-

1

1

4

«Я сам»

0,5

0,5

1

5

«Разнообразие»

0,5

0,5

1

6

«Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании»

0,5

0,5

1

7

«Самый, самый, самый»

-

1

1

8

«Ласковое словечко – доброе сердечко»

-

1

1

9

«4 ноября

День воинской славы России — День народного единства»

0,5

0,5

1

10

«День толерантности»

-

1

1

11

«Ты мне нравишься»

1

-

1

12

««У каждого человека есть свой дом»

0,5

0,5

1

13

«Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)»

1

-

1

14

«Наши соседи»

0,5

0,5

1

15

Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран)

0,5

0,5

1

16

«В гостях у народов Севера»

0,5

0,5

1

17

«Добро и зло»

0,5

0,5

1

18

« Маленькие дети с большими правами»

0,5

0,5

1

19

«Добрые  отношения с друзьями»

0,5

0,5

1

20

«Игры и увлечения детей разных стран»

0,5

0,5

1

21

«Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения)

0,5

0,5

1

22

«Постройка ледяного дома»

-

1

1

23

«Зимние забавы»

-

1

1

24

«Путешествие в Африку»

0,5

0,5

1

25

«Мы - славяне» (с участием родителей)

0,5

0,5

1

26

Изготовление плаката по правам  «Имею право на...»

-

1

1

27

«Оформление «Уголка мира»»

-

1

1

28

«Толерантность — дорога к миру»

0,5

0,5

1

29

«Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки)

-

1

1

30

«Дружат дети на планете»

0,5

0,5

31

День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле)

-

1

1

32

Диагностика: «Я и мир вокруг меня»

-

1

1

Итого:

11

21

32

                                                           

Содержание раздела

п/п

Тема занятия

Цели, задачи, направления

Формы проведения занятий

1.

Диагностика: «Я и мир вокруг меня»

 Диагностика представлений детей о людях других национальностей

Практическое занятие

2.

Кто я такой?

Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе (ф.и.о., домашний адрес, национальность и пр.)

Беседа-знакомство

3.

«Мои качества»

Создать условия для осознания своей индивидуальности и своих личностных качеств; развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, сотрудничать; воспитание уважения и бережного отношения к индивидуальным особенностям других людей.

Тренинг

4.

«Я сам»

Формирование позитивного отношения к собственному «Я». Поддержать процесс самопознания детей. Дать возможность воспитанникам осознать особенности своей личности, адекватно оценивать себя через рефлексию и активное взаимодействие с другими.

        Занятие

5.

«Разнообразие»

Формирование понимания того, что у людей много общих черт, но также много отличий

Беседа с элементами тренинга

6.

«Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании»

Обучение терпимости к другому человеку, непохожему на всех.

Беседа с элементами тренинга

7.

«Самый, самый, самый»

Сознательная и личностная самоидентификация детей в коллективе сверстников.

Игровая программа

8

«Ласковое словечко – доброе сердечко»

Познакомить дошкольников с нормами и правилами поведения, формировать умение договариваться, взаимодействовать друг с другом, получать удовольствие от совместной деятельности;

Развивать творчество, фантазию;

Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, создавать атмосферу тепла, любви.

Занятие-игра

9

«4 ноября

День воинской славы России — День народного единства»

Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;

воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

Праздник

10

«День толерантности»

Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков.

     Праздник

11

«Ты мне нравишься»

Формировать навыки речевого этикета, учить проявлять нетерпение к недостаткам других, считаться с их интересами; развивать умение решать конфликты без насилия; воспитывать отзывчивость, сострадание, миролюбие.

Беседа с элементами тренинга

12

««У каждого человека есть свой дом»

Познакомить детей с потребностью человека в жилище, систематизировать знания о жарких странах, о том, как могут выглядеть дома в зависимости от климата.

Развивать интерес к другим культурам, умение делать постройки из бумаги, создавать условия для реализации творческого замысла.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Практическое занятие

13

«Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)»

Познакомить детей с законом РФ «О правах ребенка»; развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью слов; воспитывать отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение к правам человека, желание следовать им.

Беседа

14

«Наши соседи»

Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе;  воспитывать уважение и толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма.

Занятие-путешествие

15

Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран)

Познакомить дошкольников с обычаями и традициями празднования  Нового года в разных странах; развивать интерес к культурам разных стран; вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в празднике.

Вечернее развлечение

16

«В гостях у народов Севера»

Продолжать знакомить дошкольников с природой и бытом Севера,  образцами орнамента, характерными признаками национальной одежды, развивать интерес к культуре других народов; воспитывать уважение к культуре других народов.

Беседа с элементами игры

17

       «Добро и зло»

Подвести воспитанников к истинному смыслу (значению) указанных  категорий. Формирование потребности в доброжелательных  взаимоотношениях  

Беседа с элементами тренинга

18

«Маленькие дети с большими правами»

Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами.

Беседа-диалог Занятие - игра

19

«Добрые  отношения с друзьями»

Понятие  «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия; формирование навыков точного межличностного восприятия.

Беседа с элементами тренинга

20

«Игры и увлечения детей разных стран»  

 Формировать умение передавать информацию и чувства при помощи мимики, движений, используя музыку и изобразительные средства; продолжать развивать интерес к людям других национальностей; стимулировать желание участвовать в подвижных играх.

Игра-путешествие

21

«Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения)

Познакомить дошкольников с особенностями национальных костюмов некоторых народов; развивать интерес к другим народам, их быту, традициям; воспитывать патриотические чувства.

Занятие – игра.

22

«Постройка ледяного дома»

Продолжать знакомить с жилищем людей Севера, совершенствовать навыки работы со снегом, используя необходимый инструмент. Развивать интерес к своей культуре. Воспитывать чувство коллективизма, желание принимать участие в общем деле.

Прогулка

23

«Зимние забавы»

Продолжить формировать представлен6ия  детей о здоровом образе жизни.

Развлечение на улице

24

«Путешествие в Африку»

Продолжать знакомить детей с культурой разных стран, расширить представления о животном мире Африки; развивать детское творчество, интерес к играм других стран; воспитывать дружелюбное отношение ко всем людям.

Занятие-путешествие

25

«Мы - славяне» (с участием родителей)

Формировать представление о себе, как части многонационального общества, носителе его культуры; способствовать освоению детьми системы отношений между людьми с помощью народных игр и моделируемых ситуаций; воспитывать любовь к своей стране, гордость за нее.

Открытое мероприятие с участием родителей

26

Изготовление плаката по правам  «Имею право на...»

Систематизировать имеющийся практический опыт работы по данной теме; Закрепить знания детей о правах и обязанностях. Учить работать в парах. Воспитывать взаимоуважение.

КТД

27

«Оформление «Уголка мира»»

Организация предметно-развивающей среды. Умение детей находить нужный материал, работать сообща.

КТД

28

«Толерантность — дорога к миру»

Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи воспитанников.

Беседа с игровыми тренингами
заключительное занятие

29

«Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки)

Научить составлять аппликацию нанайских орнаментов, основанных на образе жизни и практической деятельности нанайского народа; формировать толерантное сознание; воспитывать уважительное отношение представителям других национальностей.

Практическое занятие

30

«Дружат дети на планете»

Продолжать формировать понятие об уникальности каждого человека; развивать интерес к культуре и традициям других стран; воспитывать дружелюбное отношение к людям других национальностей.

Занятие - игра

31

День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле)

Продолжить знакомство  с праздником Дня защиты детей; развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей.

Досуг

32

Диагностика: «Я и мир вокруг меня»

Диагностика представлений детей о людях других национальностей

Практическое занятие

Основные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Использование потенциала семьи осуществляется путём: 

  • Привлечения родителей к проведению занятий. 
  • Участия родителей в выставках семейного творчества. 
  • Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций. 
  • Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в д/с. 
  • Создания мини-музеев: семейных коллекций и сказки  в групповой комнате. 
  • Проведения совместных прогулок и экскурсий. 
  • Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.  Детско-родительские проекты: «В мире сказок» (результат-создание сказочно-игрового пространства, включающего: книжный уголок со сказками народов мира, мини-музей народной сказки и набора игр по сказкам разных народов); «Куколки из бабушкиного сундука» (результат-создание коллекции народных кукол)
  • Участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой. 

Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение дошкольников в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия. Хотелось бы, чтобы взросление воспитанников ложилось  в здоровую почву и собственное нравственное «толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих  ценностей.

      Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

      Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в детском саду были преданными друзьями. Потому что у нас разный интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

  Оценка результативности педагогической работы по программе

«Дом, в котором живет Уважение»

Для того чтобы, во-первых, определить уровень сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, во-вторых, выявить степень эффективности собственной профессиональной деятельности, педагог проводит диагностику - изучение, исследование детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой проблемы. Диагностика позволяет корректировать процесс воспитания, индивидуализировать работу с детьми, формировать у воспитанников качества, которые пригодятся ему для благополучной адаптации в будущей жизни, помогает решить проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении, совершенствовать способы работы с детьми.

Для оценки результативности работы по данной программе, применяется входной и итоговый контроль. Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений у дошкольников, формы оценки: диагностическое анкетирование, устный опрос, собеседование с детьми. Итоговый контроль имеет различные формы итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставки, оформление альбомов и стендов и т. д.

Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.

         Следует учесть,  что проведение диагностик тесно вплетено в процесс формирования у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений и поэтому само по себе уже является воспитательным актом. Это значит, что при помощи диагностик мы не только выявляем, фиксируем и оцениваем воспитательные результаты, но и формируем у детей социально-ценностные отношения к самим себе, к другим людям, к своим правам.          Следовательно, проведение диагностик требует от воспитателя определенного уровня педагогического мастерства.

При использовании диагностических методик важно учитывать следующие условия:

  • важно грамотно подходить к подбору наиболее эффективных диагностических методик, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей  дошкольного возраста.
  • утверждения анкеты должны дублировать друг друга, что позволит сделать результаты анкетирования более объективными;
  • у детей должна быть свобода выбора мнения, взгляда, поступка и т. д.; никакого давления никаких подсказок «правильного» ответа (решения);
  • текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения дошкольников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого необходимо предоставить детям возможность анонимного заполнения анкеты взрослым. Кроме того, важно так формулировать тезисы опросника, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах ребенка заведомо общественно одобряемым;
  • цель изучения должна быть скрыта от детей; должно быть исключено взаимное влияние друг на друга, в противном случае результаты диагностики не могут считаться объективными;
  • дети должны быть уверены в том, что результаты изучения не будут использованы против них, им во вред;
  • для наглядности результатов диагностика должна быть регулярной, только в этом случае можно увидеть тенденцию динамики развития изучаемых качеств;
  • все результаты изучения дошкольников должны фиксироваться и сравниваться, чтобы по ним можно было строить дальнейшую работу с детьми.

 Литература:

  1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика  толерантности  //Мемориал.- 2001.-№24 - С. 61-63.
  2. Асмолов А.Г. Слово о  толерантности  //Век  толерантности .- 2001.- №1 - С. 32-39.
  3. Асмолов А.Г.  Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность  в общественном сознании России.- М., 1998.-135 с.
  4. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача //Мы - сограждане (СМИ и общество) / Под общ. ред. Л.И.
  5. Артеменок Е.Н, Борисевич А.Р. Методика изучения воспитанности школьника – М. Красико-Принт, 2008
  6. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998
  7. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1974.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский.- М., 1984.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  10. Иванова М. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные». // Классный руководитель. – 2006.- 4.- С. 92-96.
  11. Коломский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе/ Я.Л. Коломский.- Минск, 1969- 240с.
  12. Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008
  13. Семиной .-М.: Изд-во «Бонфи», 2002. Т. 2- С. 270- 278.
  14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч. Т.З. М.,
  15. Сухомлинский В.А. Павлышевская ср. школа // Избр. пед. соч. Т.2.М.,1981.
  16. Титовой Е.В. «Если знать, как действовать».
  17. Толстой Л.Н. Соединить в себе любовь к делу и к ученикам // Учитель: Статьи. Док-ты.-М.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьёй в воспитании у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города

Так как одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий характер взаимодействия родителей, педагогов и детей, то я считаю необходимым повышать компетентность родителей в вопросах ...

Воспитание у дошкольников основ толерантности в детском саду

Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем селе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседству...

Семинар для педагогов "Проектный метод в воспитании у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге"

Цель семинара систематизация знаний педагогов о правилах дорожного движения, создание условий для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма мреди воспитанников ДОО....

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»

Задача педагогов,  родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантн...

Отчет по формированию навыков толерантных взаимоотношений у дошкольников через адаптированную дополнительную программу Дом, в котором живет Уважение!

Умение принимать и любить себя, в то же время уважать действия и точку зрения другого, умение увидеть в себе и другом уникальную и самоценную личность – основа, на которой формируется благополуч...

Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.Задача детского сада состоит в том, чтобы из ег...

Адаптированная дополнительная программа "Юный патриот"

Адаптированная дополнительная обшеобразовательная программа "Юный патриот" для детей старшего дошкольного возраста...