Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "В русской горнице"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Чепелева
Цель:
Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница».
Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено) .
Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки. 
Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням. 
Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе. 
Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_russkoy_gornitse.docx440.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей

старшего дошкольного возраста

«В русской горнице»

http://900igr.net/up/datai/168299/0014-016-.jpg

Подготовила и провела

Воспитатель ВКК

Чепелева Е.А.

Цель:

  • Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница».
  • Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено) .
  • Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.
  • Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.
  • Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.
  • Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

 Словарь: поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька, веретено.

 Предварительная работа:

 - чтение и рассказывание русских народных сказок, инсценирование;

 - разучивание загадок, пословиц, поговорок;

 - слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ;

 - рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.

 - дидактические игры, использовались тематические раскраски.

Ход занятия.

 Воспитатель:  Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.

Дети: Мир вашему дому, хозяюшка.

 Воспитатель: Проходите, рассаживайтесь. «Сядем рядком да поговорим ладком».

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

 - Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе (повторить слово «горница»). Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

- Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. 

Правильно, «без печи хата - не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.

- В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везёт Емелю к царю. Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки; «Репка» - репа; «Лиса и журавль» - окрошка, каша. Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». Как раньше говорили?

- А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

 «Бычок рогат в руках зажат,

 Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)

- Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.

- Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.

 Физминутка:

 Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

 Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)

 Воспитатель:  И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь». Вот каша и готова. А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.

 Деревянная подружка,

Без нее мы, как без рук,

Ан досуге – веселушка,

 И накормит всех вокруг.

 Кашу носит прямо в рот

 И обжечься не дает».

- А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу)

 - Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу). Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!

 Эй, девчонки-хохотушки,

 Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

 Чтоб порадовать гостей.

(Частушки)

 - В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

Вот загадка:

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

Отгадку найдите и всем покажите.   (Дети находят и показывают) .

- А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации.

- Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать».

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар)

- Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими.

Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.

 Все дети: Приходите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. «Русские богатыри»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской" Цели:1.      Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с ...

"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов.  Они с удовольствием осваивают приемы ...