Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "В русской горнице"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Чепелева
Цель:
Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница».
Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено) .
Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки. 
Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням. 
Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе. 
Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_russkoy_gornitse.docx440.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей

старшего дошкольного возраста

«В русской горнице»

http://900igr.net/up/datai/168299/0014-016-.jpg

Подготовила и провела

Воспитатель ВКК

Чепелева Е.А.

Цель:

  • Продолжать знакомить с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница».
  • Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено) .
  • Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.
  • Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.
  • Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.
  • Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

 Словарь: поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька, веретено.

 Предварительная работа:

 - чтение и рассказывание русских народных сказок, инсценирование;

 - разучивание загадок, пословиц, поговорок;

 - слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ;

 - рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.

 - дидактические игры, использовались тематические раскраски.

Ход занятия.

 Воспитатель:  Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.

Дети: Мир вашему дому, хозяюшка.

 Воспитатель: Проходите, рассаживайтесь. «Сядем рядком да поговорим ладком».

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу: это выражение означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

 - Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе (повторить слово «горница»). Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

- Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. 

Правильно, «без печи хата - не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.

- В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везёт Емелю к царю. Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки; «Репка» - репа; «Лиса и журавль» - окрошка, каша. Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». Как раньше говорили?

- А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

 «Бычок рогат в руках зажат,

 Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)

- Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.

- Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.

 Физминутка:

 Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

 Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)

 Воспитатель:  И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь». Вот каша и готова. А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.

 Деревянная подружка,

Без нее мы, как без рук,

Ан досуге – веселушка,

 И накормит всех вокруг.

 Кашу носит прямо в рот

 И обжечься не дает».

- А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу)

 - Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу). Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!

 Эй, девчонки-хохотушки,

 Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

 Чтоб порадовать гостей.

(Частушки)

 - В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

Вот загадка:

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

Отгадку найдите и всем покажите.   (Дети находят и показывают) .

- А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации.

- Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать».

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар)

- Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими.

Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.

 Все дети: Приходите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. «Русские богатыри»...

"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов.  Они с удовольствием осваивают приемы ...