Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русский сарафан, русская рубаха»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Быкова Ирина Владимировна

Приобщение дошкольников к русской народной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_russkiy_sarafan_russkaya_rubaha.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Юбилейный

Конспект комплексного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Русский сарафан, русская рубаха»

Подготовили:

Быкова Ирина Владимировна, воспитатель;

Марицкая Оксана Васильевна, воспитатель

Цель: Приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, с русским народным костюмом – сарафаном, рубахой.

2. Воспитывать желание узнать интересные факты об одежде людей, учиться создавать красивые вещи своими руками.

3. Развивать умение рисовать кистью по ткани орнамент, используя русские народные символы, воспитывать художественный вкус.

4. Вызывать у детей веселое настроение, желание помочь куклам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приемы:

  • Наглядный (презентация «Русский сарафан, русская рубаха», куклы в народных костюмах, иллюстрации орнаментов, образец готовой работы).
  • Словесный (рассказ педагога, ответы детей).
  • Практический (самостоятельное выполнение работы).

Предварительная работа: чтение книг «Как жили на Руси», русских народных сказок, потешек, поговорок, пословиц. Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».

Оборудование: зал (группа) оформлен как русская горница; сундук, сарафаны, рубахи и др., украшенные разными русскими орнаментами для дидактической игры; музыкальное сопровождение – русские народные наигрыши; куклы (мальчик и девочка) в русских костюмах; презентация «Русский сарафан, русская рубаха», проектор, компьютер; краски, кисти, баночки с водой, салфетки, заготовки из ткани – силуэты рубах, сарафанов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласили в русскую горницу. (Отправляемся в зал, оформленный под русскую горницу).

Хозяева – кукла Маруся и мальчик Митрофан: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите! Какие вы красивые, нарядные, веселые. Я – Маруся, а это – Митрофан.

Давным-давно, на Руси носили совсем другую одежду. Какую, вы знаете?

Воспитатель: Давайте посмотрим, какая одежда была раньше.

Презентация «Русский сарафан, русская рубаха»

(слайд 1). Женщины носили сарафаны. Под сарафан надевали длинную белую рубаху. На голову надевали кокошник или платок.

(слайд 2). Мужская одежда состояла из штанов, рубахи, которую украшали вышивкой, обязательно подвязывали кушаком. На голове – шляпа или картуз.

Хозяйка – кукла Маруся: Ребята, мы позвали вас в гости, чтобы показать наши с Митрофаном новые наряды.

(слайд 3). Девочка и мальчик в русских костюмах.

Воспитатель: Дети, во что одета Маруся? (длинная рубаха, сарафан).

Как нарядился Митрофан? (Рубаха, штаны, картуз).

Воспитатель: Это русские народные костюмы. Материал для одежды каждый крестьянин изготавливал в своем хозяйстве. В старину русские мастерицы всегда одежду украшали разнообразными узорами, которые повторялись много раз, их называли орнаментом.

 Где расположен орнамент на рубахе? На сарафане? (ответы детей).

Воспитатель: Орнамент считался оберегом. Каждый элемент орнамента имел свое значение (слайд 4).

Извилистая, прямая или ломаная линия – это знаки воды, земли.

Круг – это знак солнца.

Квадрат или ромб – поле, с точками – поле с пшеницей.

Крест оберегал людей от злых сил, от несчастий.

Украшая этими элементами орнамента свою одежду, люди считали, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил, бед.

Воспитатель: (слайд 5) Ребята, вы знаете этот предмет? (сундуки). В давние времена не было платяных шкафов для хранения одежды, поэтому всю одежду хранили в больших сундуках.

Хозяйка – кукла Маруся: У нас тоже есть такой сундук. Давайте, посмотрим, что там лежит (достают и рассматривают одежду).

Попробуйте нарядить девочек и мальчиков в русские костюмы

Дидактическая игра: «Собери костюм»

Хозяева – кукла Маруся и мальчик Митрофан: Молодцы, правильно и нарядно нарядили кукол.  Мы хотим поиграть с вами в русскую хороводную игру «Заря – заряница».

Хороводная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки за спиной, один из играющих – заря – ходит позади круга с лентой со словами:

-Заря – заряница, Красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берет ленту, и они разбегаются в разные стороны. Кто остается за кругом, становится зарей. Игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы, весело играли и игру новую узнали.

Хозяева – кукла Маруся и мальчик Митрофан: Скоро к нам в гости, на посиделки придут наши друзья. Наши с Митрофанушкой наряды готовы, а ребята и подружки не успели украсить орнаментом свои сарафаны и рубахи.

Нужна ваша помощь.

Воспитатель: Давайте мы с вами поможем украсить одежду. Как украшали одежду раньше на Руси? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы пройдем в нашу мастерскую (проходим в групповую комнату)

Воспитатель: (на мольберте выставлены образцы орнаментов, готовая работа).

Из каких элементов состоит орнамент? Где расположен орнамент на сарафане? На рубахе? (ответы детей). Можете приступать к работе.

(самостоятельная работа детей, во время которой звучат русские народные мелодии)

Воспитатель: Ребята, какие красивые сарафаны и рубахи у вас получились (дети рассказывают какими элементами украшали одежду, почему). Как вы думаете, понравятся они подружкам Маруси и дружкам Митрофана?

Рефлексия: Вот и заканчивается наше занятие. Что вам понравилось? Что вы узнали о жизни русских людей? (выставка расписных сарафанов и нарядных рубах)

Куклы Маруся и Митрофан: (Рассматривают одежду, благодарят детей за помощь, прощаются).

Список литературы:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
  2. Качур Елена. Как жили на Руси: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. "Богатыри земли Русской" Цели:1.      Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с ...

Конспект НОД "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Конспект НОД "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов.  Они с удовольствием осваивают приемы ...

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки в русской избе»

laquo;Посиделки в русской избе» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, с предметами, которые их окружали в повседневной жизни, приобщать  к народным традициям и обыч...