Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Санданова Марина Анатольевна

          Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.

           Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации

проектной деятельности в ДОУ

                                   

                                               «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

                                            и где и как я могу эти знания применить»

                                                                                                               Джон Дьюи

          Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.

           Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе  «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

           Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением,  педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

          Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

            Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

         Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

           Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей.

          Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

          Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги  реализуют «Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.

Советы воспитателю по работе над проектом

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
  11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп-

ределенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формирование задач, накопление информации.

Выбор и обоснование критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности 

Наблюдение. Консультации

 

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) 

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке 

Защита проекта.

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке  результатов проекта

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Виды проектов в ДОУ:

- Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

- Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

- Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

- Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

 

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА (титульный лист):

Вид проекта

Название проекта

Подготовил(а): ФИО педагога, должность,

Официальное название образовательной организации

 

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Введение (пояснительная записка)

1. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)

2. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична).

3.Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.).

4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

5. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат).

 

I. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности.

Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь

Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

 

II этап – основной: (примерная форма оформления)

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды 

 

 

 

 

 

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы

 

II. Оценка результатов и отчетность Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.

III. Приложения В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей)

Паспорт проекта

Автор-составитель: ________________________________________________

ОУ: _____________________________________________________________

Занимаемая должность: ____________________________________________

Наименование проекта

Вид проекта

Разработчик Проекта

Основные исполнители Проекта

Цель Проекта

Основные задачи Проекта:

Ожидаемые результаты реализации Проекта

Критерии эффективности проекта

Основные принципы Проекта

Нормативно-правовая база проекта

Обеспечение проекта:

материально-техническое

 

Учебно-методическое

 



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Моя семья»

Автор-составитель: Санданова Марина Анатольевна.

Муниципальное дошкольное автономное учреждение детский сад № 31 (корпус 2) городского округа города Райчихинска Амурской области (МДОАУ д/с № 31).

Старший воспитатель.

Наименование проекта

 «Моя семья»

Вид проекта

Долгосрочный, социально значимый.

Разработчик Проекта

Старший воспитатель ДОУ.

Основные исполнители Проекта

Участники проекта:

- дети подготовительной к школ группы;

- родители;

- педагоги

Цель Проекта

Формирование интереса к истории семьи и дома, содействие возрождению традиций семейного воспитания.

Основные задачи Проекта:

  1. рассказать о понятиях: «род», «родословная», «семья», «родители»,  о русских семейных традициях, семейных реликвиях;
  2. воспитывать уважительное отношение к родным и близким, углублять у дошкольников представления о семье;
  3. формировать представления о родственных связях, развивать связную речь;
  4. закреплять знание имён и фамилий, отчеств родителей, бабушек и дедушек, воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
  5. обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  6. развивать у дошкольников умение составлять рассказ о своей семье, создавать герб и  генеалогическое древо семьи.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

Опираясь на цель и задачи проекта, предполагаю, что в результате:

  1. Дети будут правильно называть имена своих родителей, бабушек и дедушек.
  2. Называть возраст членов семьи и уметь определять родственные отношения между членами семьи.
  3. Каждый ребенок группы будет знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники.

4. Проявлять заботливое отношение к старшим членам семьи

Родители:

  1. Повысить педагогическую культуру родителей, установить  с ними доверительные и партнёрские отношения.
  2. Родители смогут принимать активное участие в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада
  1. Окажут посильную помощь в организации предметно – развивающей среды.

Результат может быть оформлен в виде детского праздника, выставок детских и совместных творческих работ, проведения тематических недель.

Критерии эффективности проекта

Критерии

Подкритерии

Методы оценки

Уровень сформированности поликультурной компетентности у дошкольников

Познавательный компонент

Сформированность системы поликультурных знаний: освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно исторического и социального опыта человечества

Психолого-педагогическая диагностика

Мотивационно ценностный компонент

Сложившаяся система мотивационно ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе

Деятельностный компонент

Сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур

Степень включенности родителей в проектную деятельность

Участие родителей в проектной деятельности

Наличие у родителей практических навыков совместной проектной деятельности

Анкетирование родителей, наблюдения,  

Удовлетворённость беседы, опрос родительского социума инновационной деятельностью ДОУ

Наличие положительных отзывов о деятельности проекта

Основные принципы Проекта

В основу реализации проекта  были положены следующие принципы:

- принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;

- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме семья, родословная семьи, традиции семьи, родной дом;

- принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;

- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

- принцип занимательности— изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Нормативно-правовая база проекта

Наличие банка нормативно-правовой документации (приказ о создании творческой группы, составление перспективного плана детских проектов, заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности и приказ о сотрудничестве дошкольной образовательной организации, договор между сотрудничающими сторонами, составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности ).

Обеспечение проекта:

материально-техническое

  1. Ресурсное обеспечение проекта: ▪ материально-технические ресурсы (наличие необходимого компьютерного и интерактивного оборудования, оргтехники, средств ИКТ).
  2. Кадровые ресурсы (руководитель проекта,

координатор проекта, педагоги – реализаторы проектной деятельности).

  1.  Информационные (доступ к сети Интернет, наличие сайта ДО, взаимодействие со СМИ).
  1. Наличие адекватной целям и задачам проекта предметно-развивающей среды и материально-технической базы.

Учебно-методическое

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Учебно – методическое сопровождение: детская художественная литература.
  2. Методическая литература, дидактические игры, конспекты НОД и бесед о семье, мультимедийные презентации, музыкальные произведения (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

3. Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9,10 от 20 ноября 1989.

  1. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
  2. «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.
  3. Интернет – ресурсы: презентации по теме.
  4. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.
  5. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «УправлениеДОУ).

9. Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.

10. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010

11. Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010

12. Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006

13. «Я – человек» Козлова С. А. М.: МГПУ, 1996».

14. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005

15. «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Здесь вы найдёте информацию о том, что такое метод проектов, примерный план и основные этапы работы над проектом....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ

    Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучен...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...