Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ
методическая разработка на тему

Гимадеева Лилия Хамитовна

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проектом, алгоритм разработки проекта, примерную тематику проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации

проектной деятельности в ДОУ

Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе  «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением,  педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги  реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.

Советы воспитателю по работе над проектом

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право

на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

15

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп-

ределенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

 

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной

группы

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

задания

Планирование

Анализ проблемы. Опреде-

ление источников инфор-

мации. Постановка задач

и выбор критериев оценки

результатов. Распределе-

ние ролей в команде

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение инфор-

мации. Обсуждение аль-

тернатив. Выбор оптималь-

ного варианта. Уточнение

планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его

оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проек-

та, достигнутых результа-

тов (успехов и неудач)

Участие в коллективном

анализе проекта и само-

оценке

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования. Объясне-

ние полученных результа-

тов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке  результатов проекта

55

В нашем детском саду были реализованы следующие проекты:

игровые мини - проекты «Что нам стоит дом построить?», «Моя любимая игрушка», «Кто в домике живет?», «Дикие и домашние животные», «Песочная сказка» ; долгосрочный проект для детей 1  младшей группы «Играй, малыш», которые направлены на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование коммуникативных  и игровых навыков, активизацию творческих возможностей каждого ребенка.

 В процессе реализации находятся проекты физкультурно-валеологического направления по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений, по формированию  предпосылок здорового образа жизни у старших дошкольников. Эти проекты актуальны для нашего детского сада, поскольку проблема оздоровления для нас  является приоритетной .

Познавательные – «Мы - защитники природы», «Недели сказок», «Моя семья».

Краеведческие -  в рамках реализации регионального компонента в 2011/2012 учебном году в ДОУ был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который включает в себя мини-проекты «Мой город», «Казанский Кремль», «Моя республика», «Народы Поволжья», «Татарский национальный костюм», «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Недели русской и татарской кухни».

Организуя работу над проектами, воспитатели учили детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).

В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому   воспитатели  информировали родителей о темах новых совместных проектов.

Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

76



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации

проектной деятельности в ДОУ

Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе  «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением,  педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Объектом проектирования, по мнению исследователей, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), наши педагоги  реализуют « Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.

Советы воспитателю по работе над проектом

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право

на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

15

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оп-

ределенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

 

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной

группы

Начальный

Определение проблемы

(темы). Выбор группы

участников

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

задания

Планирование

Анализ проблемы. Опреде-

ление источников инфор-

мации. Постановка задач

и выбор критериев оценки

результатов. Распределе-

ние ролей в команде

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение инфор-

мации. Обсуждение аль-

тернатив. Выбор оптималь-

ного варианта. Уточнение

планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его

оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проек-

та, достигнутых результа-

тов (успехов и неудач)

Участие в коллективном

анализе проекта и само-

оценке

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования. Объясне-

ние полученных результа-

тов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке  результатов проекта

55

В нашем детском саду были реализованы следующие проекты:

игровые мини - проекты «Что нам стоит дом построить?», «Моя любимая игрушка», «Кто в домике живет?», «Дикие и домашние животные», «Песочная сказка» ; долгосрочный проект для детей 1  младшей группы «Играй, малыш», которые направлены на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование коммуникативных  и игровых навыков, активизацию творческих возможностей каждого ребенка.

 В процессе реализации находятся проекты физкультурно-валеологического направления по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений, по формированию  предпосылок здорового образа жизни у старших дошкольников. Эти проекты актуальны для нашего детского сада, поскольку проблема оздоровления для нас  является приоритетной .

Познавательные – «Мы - защитники природы», «Недели сказок», «Моя семья».

Краеведческие -  в рамках реализации регионального компонента в 2011/2012 учебном году в ДОУ был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который включает в себя мини-проекты «Мой город», «Казанский Кремль», «Моя республика», «Народы Поволжья», «Татарский национальный костюм», «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Недели русской и татарской кухни».

Организуя работу над проектами, воспитатели учили детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).

В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому   воспитатели  информировали родителей о темах новых совместных проектов.

Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Здесь вы найдёте информацию о том, что такое метод проектов, примерный план и основные этапы работы над проектом....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

        Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательн...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ

    Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучен...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...