Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ
консультация (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов и в первую очередь умение грамотно и творчески перейти от простого/традиционного выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении. Компетентный педагог должен умело выбрать, изучить, разработать и апробировать из предлагаемых современных парциальных программ и пособий в сочетании с принципами дошкольной дидактики и соотнесения их со спецификой конкретного дошкольного учреждения.

Актуальность рекомендаций заключается в интеграции усилий методической работы дошкольного учреждения для развития и активизации профессиональных качеств личности педагога. Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности. Кроме того, объяснение принципов проектирования в работе с детьми, практическое их освоение сначала на учебных упражнениях, а затем и в процессе разработки комплексного содержания обучения дошкольников по отдельным познавательным темам.

Советы воспитателю по работе над проектом:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы:ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи,требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования (статистических, эспериментальных, наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты творческих отчётов, просмотров и пр.);

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Из этого определяются и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

• презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

• выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез:

• обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для изучения выдвинутой гипотезы.

 Обсуждение оформления результатов:

• работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

• защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

• выдвижение новых проблем.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Здесь вы найдёте информацию о том, что такое метод проектов, примерный план и основные этапы работы над проектом....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

        Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательн...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ

    Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучен...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...