Проект
методическая разработка (старшая группа)
Проек по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Он посвящен сказке как действенному средству духовно - нравственного воспитания. В проекте представленны инновационные технологии, использованные в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Кирьянова Е. А.
п. Горки - 2
2018 -2019 уч. г.
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа...».
Актуальность
Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция постоянной убыли народа, рождаемость не покрывает смертности. Это по опыту всей истории человечества происходит тогда, когда народ теряет стремление к жизни, забывает о воспитании подрастающего поколения.
Человеческие сообщества отличаются от животных прежде всего наличием духовности. Разумно сделать вывод, что и воспитание в человеческом сообществе должно быть духовным.
Все знания добываются людьми благодаря их мировоззрению и формируют их душу и личность. Знания для человека являются духовной пищей. В этом и заключается сущность воспитания. Но общество порой не следит за тем, какую пищу несут эти знания. И тогда воспитание может превратиться в нечто противоположное. Так как вместе с духовной пищей может попасть и пища отравленная, и вообще-то уже не пища, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу.
Духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому чаще в настоящее время употребляется сочетание — духовно-нравственное воспитание.
Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.
Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в определенных жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни и поэтому способствует ее продлению.
Особенностью воспитания является то, что оно является нравственным в определенном вероисповедальном смысле. И смысл этот может различаться у разных народов.
В рамках материалистически- светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который в жизни получил необходимые знания, умения, навыки; усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе и принял их, как руководящие в собственной жизни.
С позиций православия духовным может назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты.
В светском воспитании усваиваются образцы поведения, которые поступают извне, поэтому они легко могут меняться. С позиций православной культуры раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.
Стержнем,основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и средств и эмоционального отклика детей. Одним из основных средств, применяемых педагогом по формированию духовно — нравственной культуры является приобщение детей к удивительному и загадочному миру сказки.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Возрастная группа: 5 - 6 лет.
Срок реализации: 2018-2019уч.г.
Вид проекта: групповой.
Место реализации: МБДОУ центр развития ребенка детский сад ? 32
Цель проекта: формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей посредством сказки в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
1. Воспитание и развитие у детей духовно – нравственных категорий.
2. Воспитание позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
3. Формирование у детей ответственности за свои поступки.
4. Изучение влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей
среднего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Этапы проведения проекта:
- .Подготовительный – сентябрь.
- .Основной – октябрь – апрель.
- .Заключительный – май.
- .Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы.
- Анкетирование родителей по вопросу «Послушный — непослушный ребенок».
- Диагностика детей « Отгадай сказку».
- Пополнение литературы для чтения в книжном уголке – акция «Подари книгу детскому саду».
- Оформление уголка для родителей «Читаем вместе».
- изготовление наглядно-дидактических пособий; пополнение театров; подбор иллюстраций, открыток, репродукций.
2.Основной этап.
- Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран.
- Рассказывание сказок.
- Беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?» и др.
- Рассматривание иллюстраций и репродукций художников к сказкам.
- Рисование по сказкам.
- Лепка по сказкам.
- Аппликация.
- Ручной труд.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов, концовок сказок.
- Инсценировки сказок.
- Показ сказок, используя различные виды театров.
- Беседы на духовно – нравственные темы.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Просмотр мультфильмов.
- Консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности сказки», «Круг чтения ваших детей».
- Круглый стол «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств детей».
- Создание альбома рисунков детей, родителей с детьми.
Планирование основного этапа
Задачи.
Совершенствование нравственного воспитания детей : формирование таких качеств как доброжелательность, трудолюбие, скромность, мужество, уважительность, бережливость, заботливость в сочетании с эстетическими и познавательными задачами.
Знакомство с устным народным творчеством, его юмором, меткостью пословиц и остроумием загадок; воспитание интереса к народной игре, хороводу, песне, желание заполнять ими свободное время; знакомство с картинами русских художников, с художественными промыслами, народной игрушкой, формирование умения отражать народные художественные традиции в творчестве, в своих рисунках и поделках.
Более подробное знакомство с трудом земледельца в разные времена года: обработка земли, сев, жатва, обмолот, помол и т.п. и с женскими работами: прядение, обработка льна, рубка капусты, сбивание масла и т.п.
Углубление знания о православных праздниках, дальнейшее знакомство с традициями и обычаями русского народа: совместный труд, посиделки, изготовление приданого, хождение в гости и т.д.
Совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей.
Октябрь
Беседа: «То березка, то рябина».
Цель. Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Украсить узорами берестяную полоску.
- Занятие . «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок».
Цель. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы».
- Беседа: «Хороша кашка, да мала чашка».
Цель. Продолжить разговор о крестьянском труде: жатва, обмолот зерна. Познакомить с загадками на тему труда в поле, со сказкой «Каша из топора».
- Беседа: « Труд человека кормит, а лень портит».
Цель. Продолжение разговора о том, как растили в старину хлеб. Поговорить об уважении русского народа к труду и презрительном отношении к лентяям. Знакомство с картиной А. Венецианова «На пашне. Весна», со сказкой «Колосок», участие детей в ее театрализации.
Ноябрь
Беседа: « Щи да каша – пища наша».
Цель. Знакомство с традиционными блюдами на крестьянском столе, с отношением к еде. Учить уважительно относиться к тому, кто готовит пищу. Предложить детям попробовать рубить капусту. Чтение сказки «Жихарка».
- Занятие : « Маленький черпачок, красный колпачок».
Цель.Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. Рисование элементов хохломской росписи.
- Беседа: « Вырастай богатырем».
Цель. Познакомить с народной трудовой песней, повторить пестушку. Вспомнить и назвать орудия крестьянского труда. Отметить, как в былине «Микула Селянинович» народ славит крестьянина-хлебопашца.
- Беседа: «Мельница-вертельница».
Цель. Рассказать о том, как мелют муку на мельнице. Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», осуждающей жадность.
Беседа: « Мышка-норушка».
Цель. Рассказать о возникновении одного из русских городов – Мышкина. Познакомить с загадками, сказками, игрой и считалкой, в которых главный персонаж – мышка.
- Декабрь
- Беседа: «Про лису».
Цель. Обобщение знакомого фольклора о лисе. Разучивание новой игры. Импровизация на тему сказки «Лиса и журавль», поощрение творческих проявлений детей.
- Беседа: « Лиса-помощница».
Цель. Продолжение «лисьей» темы в народном творчестве. Знакомство со сказкой «Кузьма Скоробогатый».
- Занятие: « Кладовая сказок».
Цель. На примере девочки из русской сказки «Баба Яга» показать, как важно быть добрым. Отгадывание народных загадок. Знакомство с присказкой.
Беседа: « Будь как дома, но не забывай, что в гостях».
Цель. Рассказать детям об обычае ходить в гости, устраивать посиделки, о русском «гостевом» этикете. Рассказать, как пряли пряжу. Разучить новую игру. Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».
- Беседа: « Не всякий гость хозяевам в радость».
Цель. В игровой форме продолжить тему «гостевого» народного этикета. Вспомнить правила поведения в гостях, разыграть встречу и уход гостей. Посмотреть мультфильм на эту тему «Сорока-белобока». Знакомство с новой присказкой.
Январь
- Занятие: « Мы прядем, а нитка тянется».
Цель. Более подробно рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека. Поиграть в игру «Дедушка Мазай».
- Беседа: « Будет платье на нашей братье».
Цель. Рассказать о процессе изготовления шерстяной и льняной ткани в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Хаврошечка».
- Беседа « Коляда-моляда прикатила молода».
Цель. Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».
- Беседа: « Святки».
Цель. Продолжение Рождественской темы. Вспомнить знакомые колядки и послушать новую. Играть в народную игру, плясать, используя русские плясовые движения, разучить частушку. Угощение сладостями за общим столом.
- Февраль
- Беседа: « Приданое Бабы Яги».
Цель. Рассказать об обычае готовить приданое. Вызвать желание помочь Бабе Яге. Украшение «одежды» из бумаги по своему замыслу в соответствии с русской традицией.
- Беседа: « Не болей, Ивашечка».
Цель. Рассказ о самых простых народных средствах лечения: лекарственных травах, бане, печке. Показать «Птицу добрую» (из щепы) и рассказать историю этого вида народного промысла. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца».
- Занятие: « Славный богатырь Илья Муромец».
Цель. Продолжение «богатырской» темы: знакомство с былиной «Первый бой Ильи Муромца». Упрощенные сведения о жанре былины. Рассматривание богатырских доспехов и оружия на репродукциях с картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян»). Складывание картинки из кубиков.
- Беседа: « Материнская молитва со дна моря вынимает».
Цель. Беседа с использованием русских пословиц о самоотверженной материнской любви. Знакомство с былиной «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
- Март
- Беседа: «Красные» да «добрые».
Цель. Побеседовать о тех качествах девиц и молодцев, которые ценились на Руси. Знакомство с песенкой «Лебедушка» и со сказкой «Царевна-лягушка».
- Занятие: « Плетеный ковер, хитрый узор».
Цель. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». Плетение «ковра» из разноцветных бумажных полосок.
- Беседа: « Детям на потеху».
Цель. Рассказ об игрушках-самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили.
- Беседа: « Первый на селе работник».
Цель. Рассказать о лошади, ее пользе в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Сивка-бурка».
- Апрель
- Занятие: « Филимоновская радуга».
Цель. Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.
- Занятие: « Яичко к светлому дню».
Цель. Рассказ о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».
- Беседа: « Пасхальные радости».
Цель. Продолжение разговора о радостном праздновании Пасхи на Руси. Знакомство детей со сказкой «Два братца», обратить их внимание на то, что добро принято творить незаметно, без хвастовства. Поиграть в народные пасхальные игры. Устроить сюрпризное угощение.
- Беседа: «Кому красное словцо, кому присказку».
Цель. Объяснить смысл некоторых пословиц, побуждая детей к осознанному их применению в речи. Знакомство со сказкой «Вершки и корешки».
Май
- Занятие: « Веселый разговор».
Цель. Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами, дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).
- Беседа: « Маленькое дело лучше большого безделья».
Цель. Знакомство со сказкой «Ванюшка и царевна». В форме игры-состязания уточнить знания о крестьянском труде, приобретенные детьми в течение года.
- Беседа: «Народные приметы на зиму и на лето».
Цель. Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.
3.Заключительный этап май.
Досуг «……» с участием родителей
Защита проекта, презентация.
Предварительный просмотр:
Проект
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Кирьянова Е. А.
п. Горки - 2
2018 -2019 уч. г.
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа...».
Актуальность
Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция постоянной убыли народа, рождаемость не покрывает смертности. Это по опыту всей истории человечества происходит тогда, когда народ теряет стремление к жизни, забывает о воспитании подрастающего поколения.
Человеческие сообщества отличаются от животных прежде всего наличием духовности. Разумно сделать вывод, что и воспитание в человеческом сообществе должно быть духовным.
Все знания добываются людьми благодаря их мировоззрению и формируют их душу и личность. Знания для человека являются духовной пищей. В этом и заключается сущность воспитания. Но общество порой не следит за тем, какую пищу несут эти знания. И тогда воспитание может превратиться в нечто противоположное. Так как вместе с духовной пищей может попасть и пища отравленная, и вообще-то уже не пища, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу.
Духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому чаще в настоящее время употребляется сочетание — духовно-нравственное воспитание.
Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.
Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в определенных жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни и поэтому способствует ее продлению.
Особенностью воспитания является то, что оно является нравственным в определенном вероисповедальном смысле. И смысл этот может различаться у разных народов.
В рамках материалистически- светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который в жизни получил необходимые знания, умения, навыки; усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе и принял их, как руководящие в собственной жизни.
С позиций православия духовным может назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты.
В светском воспитании усваиваются образцы поведения, которые поступают извне, поэтому они легко могут меняться. С позиций православной культуры раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.
Стержнем,основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и средств и эмоционального отклика детей. Одним из основных средств, применяемых педагогом по формированию духовно — нравственной культуры является приобщение детей к удивительному и загадочному миру сказки.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Возрастная группа: 5 - 6 лет.
Срок реализации: 2018-2019уч.г.
Вид проекта: групповой.
Место реализации: МБДОУ центр развития ребенка детский сад ? 32
Цель проекта: формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей посредством сказки в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
1. Воспитание и развитие у детей духовно – нравственных категорий.
2. Воспитание позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
3. Формирование у детей ответственности за свои поступки.
4. Изучение влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей
среднего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Этапы проведения проекта:
- .Подготовительный – сентябрь.
- .Основной – октябрь – апрель.
- .Заключительный – май.
- .Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы.
- Анкетирование родителей по вопросу «Послушный — непослушный ребенок».
- Диагностика детей « Отгадай сказку».
- Пополнение литературы для чтения в книжном уголке – акция «Подари книгу детскому саду».
- Оформление уголка для родителей «Читаем вместе».
- изготовление наглядно-дидактических пособий; пополнение театров; подбор иллюстраций, открыток, репродукций.
2.Основной этап.
- Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран.
- Рассказывание сказок.
- Беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?» и др.
- Рассматривание иллюстраций и репродукций художников к сказкам.
- Рисование по сказкам.
- Лепка по сказкам.
- Аппликация.
- Ручной труд.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов, концовок сказок.
- Инсценировки сказок.
- Показ сказок, используя различные виды театров.
- Беседы на духовно – нравственные темы.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Просмотр мультфильмов.
- Консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности сказки», «Круг чтения ваших детей».
- Круглый стол «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств детей».
- Создание альбома рисунков детей, родителей с детьми.
Планирование основного этапа
Задачи.
Совершенствование нравственного воспитания детей : формирование таких качеств как доброжелательность, трудолюбие, скромность, мужество, уважительность, бережливость, заботливость в сочетании с эстетическими и познавательными задачами.
Знакомство с устным народным творчеством, его юмором, меткостью пословиц и остроумием загадок; воспитание интереса к народной игре, хороводу, песне, желание заполнять ими свободное время; знакомство с картинами русских художников, с художественными промыслами, народной игрушкой, формирование умения отражать народные художественные традиции в творчестве, в своих рисунках и поделках.
Более подробное знакомство с трудом земледельца в разные времена года: обработка земли, сев, жатва, обмолот, помол и т.п. и с женскими работами: прядение, обработка льна, рубка капусты, сбивание масла и т.п.
Углубление знания о православных праздниках, дальнейшее знакомство с традициями и обычаями русского народа: совместный труд, посиделки, изготовление приданого, хождение в гости и т.д.
Совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей.
Октябрь
Беседа: «То березка, то рябина».
Цель. Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Украсить узорами берестяную полоску.
- Занятие . «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок».
Цель. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы».
- Беседа: «Хороша кашка, да мала чашка».
Цель. Продолжить разговор о крестьянском труде: жатва, обмолот зерна. Познакомить с загадками на тему труда в поле, со сказкой «Каша из топора».
- Беседа: « Труд человека кормит, а лень портит».
Цель. Продолжение разговора о том, как растили в старину хлеб. Поговорить об уважении русского народа к труду и презрительном отношении к лентяям. Знакомство с картиной А. Венецианова «На пашне. Весна», со сказкой «Колосок», участие детей в ее театрализации.
Ноябрь
Беседа: « Щи да каша – пища наша».
Цель. Знакомство с традиционными блюдами на крестьянском столе, с отношением к еде. Учить уважительно относиться к тому, кто готовит пищу. Предложить детям попробовать рубить капусту. Чтение сказки «Жихарка».
- Занятие : « Маленький черпачок, красный колпачок».
Цель.Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. Рисование элементов хохломской росписи.
- Беседа: « Вырастай богатырем».
Цель. Познакомить с народной трудовой песней, повторить пестушку. Вспомнить и назвать орудия крестьянского труда. Отметить, как в былине «Микула Селянинович» народ славит крестьянина-хлебопашца.
- Беседа: «Мельница-вертельница».
Цель. Рассказать о том, как мелют муку на мельнице. Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», осуждающей жадность.
Беседа: « Мышка-норушка».
Цель. Рассказать о возникновении одного из русских городов – Мышкина. Познакомить с загадками, сказками, игрой и считалкой, в которых главный персонаж – мышка.
- Декабрь
- Беседа: «Про лису».
Цель. Обобщение знакомого фольклора о лисе. Разучивание новой игры. Импровизация на тему сказки «Лиса и журавль», поощрение творческих проявлений детей.
- Беседа: « Лиса-помощница».
Цель. Продолжение «лисьей» темы в народном творчестве. Знакомство со сказкой «Кузьма Скоробогатый».
- Занятие: « Кладовая сказок».
Цель. На примере девочки из русской сказки «Баба Яга» показать, как важно быть добрым. Отгадывание народных загадок. Знакомство с присказкой.
Беседа: « Будь как дома, но не забывай, что в гостях».
Цель. Рассказать детям об обычае ходить в гости, устраивать посиделки, о русском «гостевом» этикете. Рассказать, как пряли пряжу. Разучить новую игру. Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».
- Беседа: « Не всякий гость хозяевам в радость».
Цель. В игровой форме продолжить тему «гостевого» народного этикета. Вспомнить правила поведения в гостях, разыграть встречу и уход гостей. Посмотреть мультфильм на эту тему «Сорока-белобока». Знакомство с новой присказкой.
Январь
- Занятие: « Мы прядем, а нитка тянется».
Цель. Более подробно рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека. Поиграть в игру «Дедушка Мазай».
- Беседа: « Будет платье на нашей братье».
Цель. Рассказать о процессе изготовления шерстяной и льняной ткани в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Хаврошечка».
- Беседа « Коляда-моляда прикатила молода».
Цель. Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».
- Беседа: « Святки».
Цель. Продолжение Рождественской темы. Вспомнить знакомые колядки и послушать новую. Играть в народную игру, плясать, используя русские плясовые движения, разучить частушку. Угощение сладостями за общим столом.
- Февраль
- Беседа: « Приданое Бабы Яги».
Цель. Рассказать об обычае готовить приданое. Вызвать желание помочь Бабе Яге. Украшение «одежды» из бумаги по своему замыслу в соответствии с русской традицией.
- Беседа: « Не болей, Ивашечка».
Цель. Рассказ о самых простых народных средствах лечения: лекарственных травах, бане, печке. Показать «Птицу добрую» (из щепы) и рассказать историю этого вида народного промысла. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца».
- Занятие: « Славный богатырь Илья Муромец».
Цель. Продолжение «богатырской» темы: знакомство с былиной «Первый бой Ильи Муромца». Упрощенные сведения о жанре былины. Рассматривание богатырских доспехов и оружия на репродукциях с картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян»). Складывание картинки из кубиков.
- Беседа: « Материнская молитва со дна моря вынимает».
Цель. Беседа с использованием русских пословиц о самоотверженной материнской любви. Знакомство с былиной «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
- Март
- Беседа: «Красные» да «добрые».
Цель. Побеседовать о тех качествах девиц и молодцев, которые ценились на Руси. Знакомство с песенкой «Лебедушка» и со сказкой «Царевна-лягушка».
- Занятие: « Плетеный ковер, хитрый узор».
Цель. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». Плетение «ковра» из разноцветных бумажных полосок.
- Беседа: « Детям на потеху».
Цель. Рассказ об игрушках-самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили.
- Беседа: « Первый на селе работник».
Цель. Рассказать о лошади, ее пользе в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Сивка-бурка».
- Апрель
- Занятие: « Филимоновская радуга».
Цель. Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.
- Занятие: « Яичко к светлому дню».
Цель. Рассказ о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».
- Беседа: « Пасхальные радости».
Цель. Продолжение разговора о радостном праздновании Пасхи на Руси. Знакомство детей со сказкой «Два братца», обратить их внимание на то, что добро принято творить незаметно, без хвастовства. Поиграть в народные пасхальные игры. Устроить сюрпризное угощение.
- Беседа: «Кому красное словцо, кому присказку».
Цель. Объяснить смысл некоторых пословиц, побуждая детей к осознанному их применению в речи. Знакомство со сказкой «Вершки и корешки».
Май
- Занятие: « Веселый разговор».
Цель. Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами, дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).
- Беседа: « Маленькое дело лучше большого безделья».
Цель. Знакомство со сказкой «Ванюшка и царевна». В форме игры-состязания уточнить знания о крестьянском труде, приобретенные детьми в течение года.
- Беседа: «Народные приметы на зиму и на лето».
Цель. Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.
3.Заключительный этап май.
Досуг «……» с участием родителей
Защита проекта, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...