Проект
методическая разработка (старшая группа)

Кирьянова Елена Александровна

Проек  по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Он посвящен сказке как действенному средству духовно - нравственного воспитания. В проекте представленны инновационные технологии, использованные в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon духовно-нравственное воспитание65.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_2018.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Проект

               «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

                           детей старшего дошкольного возраста».

                                                                    Воспитатель: Кирьянова Е. А.

                                                       п. Горки - 2

                                                    2018 -2019 уч. г.

                                                                    «Недаром дети любят сказку

                                                                    Ведь сказка тем и хороша,

                                                                    Что в ней счастливую развязку

                                                                    Уже предчувствует душа...».

                                               Актуальность

   Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция постоянной убыли народа, рождаемость не покрывает смертности. Это по опыту всей истории человечества происходит тогда, когда народ теряет стремление к жизни, забывает о воспитании подрастающего поколения.

     Человеческие сообщества отличаются от животных прежде всего наличием духовности. Разумно сделать вывод, что и воспитание в человеческом сообществе должно быть духовным.

     Все знания добываются людьми благодаря их мировоззрению и формируют их душу и личность. Знания для человека являются духовной пищей. В этом и заключается сущность воспитания. Но общество порой не следит за тем, какую пищу несут эти знания. И тогда воспитание может превратиться в нечто противоположное. Так как вместе с духовной пищей может попасть и пища отравленная, и вообще-то уже не пища, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу.

     Духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому чаще в настоящее время употребляется сочетание — духовно-нравственное воспитание.

     Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.

     Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в определенных жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни и поэтому способствует ее продлению.  

     Особенностью воспитания является то, что оно является нравственным в определенном вероисповедальном смысле. И смысл этот может различаться у разных народов.

     В рамках материалистически- светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который в жизни получил необходимые знания, умения, навыки; усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе и принял их, как руководящие в собственной жизни.

     С позиций православия духовным может назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты.

     В  светском воспитании усваиваются образцы поведения, которые поступают извне, поэтому они легко могут меняться. С позиций православной культуры раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.

    Стержнем,основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.

     Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и средств и эмоционального отклика детей. Одним из основных средств, применяемых педагогом по формированию духовно — нравственной культуры является приобщение детей к удивительному и загадочному миру сказки.

     Тип проекта: познавательно-творческий.

     Возрастная группа: 5 - 6 лет.

     Срок реализации: 2018-2019уч.г.

     Вид проекта: групповой.

     Место реализации: МБДОУ центр развития ребенка детский сад ? 32

      Цель проекта: формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей посредством сказки в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

1. Воспитание и развитие у детей духовно – нравственных категорий.

2. Воспитание позитивного отношения ребенка к окружающему миру,    другим людям и самому себе.

3. Формирование у детей ответственности за свои поступки.

4.  Изучение влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей                                  

среднего дошкольного возраста.

     

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы проведения проекта:

  1. .Подготовительный – сентябрь.
  2. .Основной – октябрь – апрель.
  3. .Заключительный – май.

  1. .Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы.

     - Анкетирование родителей по вопросу «Послушный — непослушный ребенок».

- Диагностика детей « Отгадай сказку».

- Пополнение литературы для чтения в книжном уголке – акция «Подари книгу детскому саду».

  • Оформление уголка для родителей «Читаем вместе».
  • изготовление наглядно-дидактических пособий; пополнение театров; подбор иллюстраций, открыток, репродукций.

2.Основной этап.

  • Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран.
  • Рассказывание сказок.
  • Беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?» и др.
  • Рассматривание иллюстраций и репродукций художников к сказкам.
  • Рисование по сказкам.
  • Лепка по сказкам.
  • Аппликация.
  • Ручной труд.
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов, концовок сказок.
  • Инсценировки сказок.
  • Показ сказок, используя различные виды театров.
  • Беседы на духовно – нравственные темы.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности сказки», «Круг чтения ваших детей».
  • Круглый стол «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств детей».
  • Создание альбома рисунков детей, родителей с детьми.

         Планирование основного этапа

     Задачи.

     Совершенствование нравственного воспитания детей : формирование  таких качеств как доброжелательность, трудолюбие, скромность, мужество, уважительность, бережливость, заботливость в сочетании   с эстетическими и познавательными задачами.

Знакомство с устным народным творчеством, его юмором, меткостью пословиц и остроумием загадок; воспитание интереса к народной игре, хороводу, песне, желание заполнять ими свободное время; знакомство с картинами русских художников, с художественными промыслами, народной игрушкой, формирование умения отражать народные художественные традиции в творчестве, в своих рисунках и поделках.

     Более подробное знакомство с трудом земледельца в разные времена года: обработка земли, сев, жатва, обмолот, помол и т.п. и с женскими работами: прядение, обработка льна, рубка капусты, сбивание масла и т.п.

     Углубление знания  о православных праздниках, дальнейшее знакомство с традициями и обычаями русского народа: совместный труд, посиделки, изготовление приданого, хождение в гости и т.д.

 Совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей.

     Октябрь

    Беседа: «То березка, то рябина».

Цель. Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Украсить узорами берестяную полоску.

  • Занятие . «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок».

Цель. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы».

  •      Беседа: «Хороша кашка, да мала чашка».

Цель. Продолжить разговор о крестьянском труде: жатва, обмолот зерна. Познакомить с загадками на тему труда в поле, со сказкой «Каша из топора».

  • Беседа: « Труд человека кормит, а лень портит».

Цель. Продолжение разговора о том, как растили в старину хлеб. Поговорить об уважении русского народа к труду и презрительном отношении к лентяям. Знакомство с картиной А. Венецианова «На пашне. Весна», со сказкой «Колосок», участие детей в ее театрализации.

     Ноябрь

    Беседа: « Щи да каша – пища наша».

Цель. Знакомство с традиционными блюдами на крестьянском столе, с отношением к еде. Учить уважительно относиться к тому, кто готовит пищу. Предложить детям попробовать рубить капусту. Чтение сказки «Жихарка».

  • Занятие : « Маленький черпачок, красный колпачок».

Цель.Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. Рисование элементов хохломской росписи.

  • Беседа: « Вырастай богатырем».

Цель. Познакомить с народной трудовой песней, повторить пестушку. Вспомнить и назвать орудия крестьянского труда. Отметить, как в былине «Микула Селянинович» народ славит крестьянина-хлебопашца.

  • Беседа: «Мельница-вертельница».

Цель. Рассказать о том, как мелют муку на мельнице. Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», осуждающей жадность.

      Беседа: « Мышка-норушка».

Цель. Рассказать о возникновении одного из русских городов – Мышкина. Познакомить с загадками, сказками, игрой и считалкой, в которых главный персонаж – мышка.

  •      Декабрь
  •      Беседа: «Про лису».

Цель. Обобщение знакомого фольклора о лисе. Разучивание новой игры. Импровизация на тему сказки «Лиса и журавль», поощрение творческих проявлений детей.

  •      Беседа: « Лиса-помощница».

Цель. Продолжение «лисьей» темы в народном творчестве. Знакомство со сказкой «Кузьма Скоробогатый».

  • Занятие: « Кладовая сказок».

Цель. На примере девочки из русской сказки «Баба Яга» показать, как важно быть добрым. Отгадывание народных загадок. Знакомство с присказкой.

     Беседа: « Будь как дома, но не забывай, что в гостях».

Цель. Рассказать детям об обычае ходить в гости, устраивать посиделки, о русском «гостевом» этикете. Рассказать, как пряли пряжу. Разучить новую игру. Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».

  •      Беседа: « Не всякий гость хозяевам в радость».

Цель. В игровой форме продолжить тему «гостевого» народного этикета. Вспомнить правила поведения в гостях, разыграть встречу и уход гостей. Посмотреть мультфильм на эту тему «Сорока-белобока». Знакомство с новой присказкой.

      Январь

  •      
  •      Занятие: « Мы прядем, а нитка тянется».

Цель. Более подробно рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека. Поиграть в игру «Дедушка Мазай».

  •      Беседа: « Будет платье на нашей братье».

Цель. Рассказать о процессе изготовления шерстяной и льняной ткани в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Хаврошечка».

  •      Беседа « Коляда-моляда прикатила молода».

Цель. Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».

  •      Беседа: « Святки».

Цель. Продолжение Рождественской темы. Вспомнить знакомые колядки и послушать новую. Играть в народную игру, плясать, используя русские плясовые движения, разучить частушку. Угощение сладостями за общим столом.

  •      Февраль
  •      Беседа: « Приданое Бабы Яги».

Цель. Рассказать об обычае готовить приданое. Вызвать желание помочь Бабе Яге. Украшение «одежды» из бумаги по своему замыслу в соответствии с русской традицией.

  •      Беседа: « Не болей, Ивашечка».

Цель. Рассказ о самых простых народных средствах лечения: лекарственных травах, бане, печке. Показать «Птицу добрую» (из щепы) и рассказать историю этого вида народного промысла. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца».

  •      Занятие: « Славный богатырь Илья Муромец».

Цель. Продолжение «богатырской» темы: знакомство с былиной «Первый бой Ильи Муромца». Упрощенные сведения о жанре былины. Рассматривание богатырских доспехов и оружия на репродукциях с картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян»). Складывание картинки из кубиков.

  •      Беседа: « Материнская молитва со дна моря вынимает».

Цель. Беседа с использованием русских пословиц о самоотверженной материнской любви. Знакомство с былиной «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

  •      Март
  •      Беседа: «Красные» да «добрые».

Цель. Побеседовать о тех качествах девиц и молодцев, которые ценились на Руси. Знакомство с песенкой «Лебедушка» и со сказкой «Царевна-лягушка».

  • Занятие: « Плетеный ковер, хитрый узор».

Цель. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». Плетение «ковра» из разноцветных бумажных полосок.

  •      Беседа: « Детям на потеху».

Цель. Рассказ об игрушках-самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили.

  •      Беседа: « Первый на селе работник».

Цель. Рассказать о лошади, ее пользе в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Сивка-бурка».

  •      Апрель
  • Занятие: « Филимоновская радуга».

Цель. Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.

  • Занятие: « Яичко к светлому дню».

Цель. Рассказ о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».

  •      Беседа: « Пасхальные радости».

Цель. Продолжение разговора о радостном праздновании Пасхи на Руси. Знакомство детей со сказкой «Два братца», обратить их внимание на то, что добро принято творить незаметно, без хвастовства. Поиграть в народные пасхальные игры. Устроить сюрпризное угощение.

  •      Беседа: «Кому красное словцо, кому присказку».

Цель. Объяснить смысл некоторых пословиц, побуждая детей к осознанному их применению в речи. Знакомство со сказкой «Вершки и корешки».

     Май

  • Занятие: « Веселый разговор».

Цель. Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами, дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).

  •      Беседа: « Маленькое дело лучше большого безделья».

Цель. Знакомство со сказкой «Ванюшка и царевна». В форме игры-состязания уточнить знания о крестьянском труде, приобретенные детьми в течение года.

  •      Беседа: «Народные приметы на зиму и на лето».

Цель. Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.

     3.Заключительный этап май.

Досуг «……» с участием родителей

    Защита проекта, презентация.



Предварительный просмотр:

                                                        Проект

               «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

                           детей старшего дошкольного возраста».

                                                                    Воспитатель: Кирьянова Е. А.

                                                       п. Горки - 2

                                                    2018 -2019 уч. г.

                                                                    «Недаром дети любят сказку

                                                                    Ведь сказка тем и хороша,

                                                                    Что в ней счастливую развязку

                                                                    Уже предчувствует душа...».

                                               Актуальность

   Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция постоянной убыли народа, рождаемость не покрывает смертности. Это по опыту всей истории человечества происходит тогда, когда народ теряет стремление к жизни, забывает о воспитании подрастающего поколения.

     Человеческие сообщества отличаются от животных прежде всего наличием духовности. Разумно сделать вывод, что и воспитание в человеческом сообществе должно быть духовным.

     Все знания добываются людьми благодаря их мировоззрению и формируют их душу и личность. Знания для человека являются духовной пищей. В этом и заключается сущность воспитания. Но общество порой не следит за тем, какую пищу несут эти знания. И тогда воспитание может превратиться в нечто противоположное. Так как вместе с духовной пищей может попасть и пища отравленная, и вообще-то уже не пища, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу.

     Духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому чаще в настоящее время употребляется сочетание — духовно-нравственное воспитание.

     Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.

     Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в определенных жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни и поэтому способствует ее продлению.  

     Особенностью воспитания является то, что оно является нравственным в определенном вероисповедальном смысле. И смысл этот может различаться у разных народов.

     В рамках материалистически- светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который в жизни получил необходимые знания, умения, навыки; усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе и принял их, как руководящие в собственной жизни.

     С позиций православия духовным может назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты.

     В  светском воспитании усваиваются образцы поведения, которые поступают извне, поэтому они легко могут меняться. С позиций православной культуры раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.

    Стержнем,основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.

     Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и средств и эмоционального отклика детей. Одним из основных средств, применяемых педагогом по формированию духовно — нравственной культуры является приобщение детей к удивительному и загадочному миру сказки.

     Тип проекта: познавательно-творческий.

     Возрастная группа: 5 - 6 лет.

     Срок реализации: 2018-2019уч.г.

     Вид проекта: групповой.

     Место реализации: МБДОУ центр развития ребенка детский сад ? 32

      Цель проекта: формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей посредством сказки в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

1. Воспитание и развитие у детей духовно – нравственных категорий.

2. Воспитание позитивного отношения ребенка к окружающему миру,    другим людям и самому себе.

3. Формирование у детей ответственности за свои поступки.

4.  Изучение влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей                                  

среднего дошкольного возраста.

     

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы проведения проекта:

  1. .Подготовительный – сентябрь.
  2. .Основной – октябрь – апрель.
  3. .Заключительный – май.

  1. .Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы.

     - Анкетирование родителей по вопросу «Послушный — непослушный ребенок».

- Диагностика детей « Отгадай сказку».

- Пополнение литературы для чтения в книжном уголке – акция «Подари книгу детскому саду».

  • Оформление уголка для родителей «Читаем вместе».
  • изготовление наглядно-дидактических пособий; пополнение театров; подбор иллюстраций, открыток, репродукций.

2.Основной этап.

  • Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран.
  • Рассказывание сказок.
  • Беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?» и др.
  • Рассматривание иллюстраций и репродукций художников к сказкам.
  • Рисование по сказкам.
  • Лепка по сказкам.
  • Аппликация.
  • Ручной труд.
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов, концовок сказок.
  • Инсценировки сказок.
  • Показ сказок, используя различные виды театров.
  • Беседы на духовно – нравственные темы.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности сказки», «Круг чтения ваших детей».
  • Круглый стол «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств детей».
  • Создание альбома рисунков детей, родителей с детьми.

         Планирование основного этапа

     Задачи.

     Совершенствование нравственного воспитания детей : формирование  таких качеств как доброжелательность, трудолюбие, скромность, мужество, уважительность, бережливость, заботливость в сочетании   с эстетическими и познавательными задачами.

Знакомство с устным народным творчеством, его юмором, меткостью пословиц и остроумием загадок; воспитание интереса к народной игре, хороводу, песне, желание заполнять ими свободное время; знакомство с картинами русских художников, с художественными промыслами, народной игрушкой, формирование умения отражать народные художественные традиции в творчестве, в своих рисунках и поделках.

     Более подробное знакомство с трудом земледельца в разные времена года: обработка земли, сев, жатва, обмолот, помол и т.п. и с женскими работами: прядение, обработка льна, рубка капусты, сбивание масла и т.п.

     Углубление знания  о православных праздниках, дальнейшее знакомство с традициями и обычаями русского народа: совместный труд, посиделки, изготовление приданого, хождение в гости и т.д.

 Совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей.

     Октябрь

    Беседа: «То березка, то рябина».

Цель. Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Украсить узорами берестяную полоску.

  • Занятие . «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок».

Цель. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы».

  •      Беседа: «Хороша кашка, да мала чашка».

Цель. Продолжить разговор о крестьянском труде: жатва, обмолот зерна. Познакомить с загадками на тему труда в поле, со сказкой «Каша из топора».

  • Беседа: « Труд человека кормит, а лень портит».

Цель. Продолжение разговора о том, как растили в старину хлеб. Поговорить об уважении русского народа к труду и презрительном отношении к лентяям. Знакомство с картиной А. Венецианова «На пашне. Весна», со сказкой «Колосок», участие детей в ее театрализации.

     Ноябрь

    Беседа: « Щи да каша – пища наша».

Цель. Знакомство с традиционными блюдами на крестьянском столе, с отношением к еде. Учить уважительно относиться к тому, кто готовит пищу. Предложить детям попробовать рубить капусту. Чтение сказки «Жихарка».

  • Занятие : « Маленький черпачок, красный колпачок».

Цель.Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. Рисование элементов хохломской росписи.

  • Беседа: « Вырастай богатырем».

Цель. Познакомить с народной трудовой песней, повторить пестушку. Вспомнить и назвать орудия крестьянского труда. Отметить, как в былине «Микула Селянинович» народ славит крестьянина-хлебопашца.

  • Беседа: «Мельница-вертельница».

Цель. Рассказать о том, как мелют муку на мельнице. Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», осуждающей жадность.

      Беседа: « Мышка-норушка».

Цель. Рассказать о возникновении одного из русских городов – Мышкина. Познакомить с загадками, сказками, игрой и считалкой, в которых главный персонаж – мышка.

  •      Декабрь
  •      Беседа: «Про лису».

Цель. Обобщение знакомого фольклора о лисе. Разучивание новой игры. Импровизация на тему сказки «Лиса и журавль», поощрение творческих проявлений детей.

  •      Беседа: « Лиса-помощница».

Цель. Продолжение «лисьей» темы в народном творчестве. Знакомство со сказкой «Кузьма Скоробогатый».

  • Занятие: « Кладовая сказок».

Цель. На примере девочки из русской сказки «Баба Яга» показать, как важно быть добрым. Отгадывание народных загадок. Знакомство с присказкой.

     Беседа: « Будь как дома, но не забывай, что в гостях».

Цель. Рассказать детям об обычае ходить в гости, устраивать посиделки, о русском «гостевом» этикете. Рассказать, как пряли пряжу. Разучить новую игру. Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».

  •      Беседа: « Не всякий гость хозяевам в радость».

Цель. В игровой форме продолжить тему «гостевого» народного этикета. Вспомнить правила поведения в гостях, разыграть встречу и уход гостей. Посмотреть мультфильм на эту тему «Сорока-белобока». Знакомство с новой присказкой.

      Январь

  •      
  •      Занятие: « Мы прядем, а нитка тянется».

Цель. Более подробно рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека. Поиграть в игру «Дедушка Мазай».

  •      Беседа: « Будет платье на нашей братье».

Цель. Рассказать о процессе изготовления шерстяной и льняной ткани в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Хаврошечка».

  •      Беседа « Коляда-моляда прикатила молода».

Цель. Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».

  •      Беседа: « Святки».

Цель. Продолжение Рождественской темы. Вспомнить знакомые колядки и послушать новую. Играть в народную игру, плясать, используя русские плясовые движения, разучить частушку. Угощение сладостями за общим столом.

  •      Февраль
  •      Беседа: « Приданое Бабы Яги».

Цель. Рассказать об обычае готовить приданое. Вызвать желание помочь Бабе Яге. Украшение «одежды» из бумаги по своему замыслу в соответствии с русской традицией.

  •      Беседа: « Не болей, Ивашечка».

Цель. Рассказ о самых простых народных средствах лечения: лекарственных травах, бане, печке. Показать «Птицу добрую» (из щепы) и рассказать историю этого вида народного промысла. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца».

  •      Занятие: « Славный богатырь Илья Муромец».

Цель. Продолжение «богатырской» темы: знакомство с былиной «Первый бой Ильи Муромца». Упрощенные сведения о жанре былины. Рассматривание богатырских доспехов и оружия на репродукциях с картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян»). Складывание картинки из кубиков.

  •      Беседа: « Материнская молитва со дна моря вынимает».

Цель. Беседа с использованием русских пословиц о самоотверженной материнской любви. Знакомство с былиной «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

  •      Март
  •      Беседа: «Красные» да «добрые».

Цель. Побеседовать о тех качествах девиц и молодцев, которые ценились на Руси. Знакомство с песенкой «Лебедушка» и со сказкой «Царевна-лягушка».

  • Занятие: « Плетеный ковер, хитрый узор».

Цель. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». Плетение «ковра» из разноцветных бумажных полосок.

  •      Беседа: « Детям на потеху».

Цель. Рассказ об игрушках-самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили.

  •      Беседа: « Первый на селе работник».

Цель. Рассказать о лошади, ее пользе в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Сивка-бурка».

  •      Апрель
  • Занятие: « Филимоновская радуга».

Цель. Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.

  • Занятие: « Яичко к светлому дню».

Цель. Рассказ о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».

  •      Беседа: « Пасхальные радости».

Цель. Продолжение разговора о радостном праздновании Пасхи на Руси. Знакомство детей со сказкой «Два братца», обратить их внимание на то, что добро принято творить незаметно, без хвастовства. Поиграть в народные пасхальные игры. Устроить сюрпризное угощение.

  •      Беседа: «Кому красное словцо, кому присказку».

Цель. Объяснить смысл некоторых пословиц, побуждая детей к осознанному их применению в речи. Знакомство со сказкой «Вершки и корешки».

     Май

  • Занятие: « Веселый разговор».

Цель. Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами, дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).

  •      Беседа: « Маленькое дело лучше большого безделья».

Цель. Знакомство со сказкой «Ванюшка и царевна». В форме игры-состязания уточнить знания о крестьянском труде, приобретенные детьми в течение года.

  •      Беседа: «Народные приметы на зиму и на лето».

Цель. Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.

     3.Заключительный этап май.

Досуг «……» с участием родителей

    Защита проекта, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...