Проект
методическая разработка (старшая группа)

Кирьянова Елена Александровна

Проек  по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Он посвящен сказке как действенному средству духовно - нравственного воспитания. В проекте представленны инновационные технологии, использованные в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon духовно-нравственное воспитание65.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_2018.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Проект

               «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

                           детей старшего дошкольного возраста».

                                                                    Воспитатель: Кирьянова Е. А.

                                                       п. Горки - 2

                                                    2018 -2019 уч. г.

                                                                    «Недаром дети любят сказку

                                                                    Ведь сказка тем и хороша,

                                                                    Что в ней счастливую развязку

                                                                    Уже предчувствует душа...».

                                               Актуальность

   Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция постоянной убыли народа, рождаемость не покрывает смертности. Это по опыту всей истории человечества происходит тогда, когда народ теряет стремление к жизни, забывает о воспитании подрастающего поколения.

     Человеческие сообщества отличаются от животных прежде всего наличием духовности. Разумно сделать вывод, что и воспитание в человеческом сообществе должно быть духовным.

     Все знания добываются людьми благодаря их мировоззрению и формируют их душу и личность. Знания для человека являются духовной пищей. В этом и заключается сущность воспитания. Но общество порой не следит за тем, какую пищу несут эти знания. И тогда воспитание может превратиться в нечто противоположное. Так как вместе с духовной пищей может попасть и пища отравленная, и вообще-то уже не пища, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу.

     Духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому чаще в настоящее время употребляется сочетание — духовно-нравственное воспитание.

     Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.

     Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в определенных жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни и поэтому способствует ее продлению.  

     Особенностью воспитания является то, что оно является нравственным в определенном вероисповедальном смысле. И смысл этот может различаться у разных народов.

     В рамках материалистически- светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который в жизни получил необходимые знания, умения, навыки; усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе и принял их, как руководящие в собственной жизни.

     С позиций православия духовным может назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты.

     В  светском воспитании усваиваются образцы поведения, которые поступают извне, поэтому они легко могут меняться. С позиций православной культуры раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.

    Стержнем,основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.

     Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и средств и эмоционального отклика детей. Одним из основных средств, применяемых педагогом по формированию духовно — нравственной культуры является приобщение детей к удивительному и загадочному миру сказки.

     Тип проекта: познавательно-творческий.

     Возрастная группа: 5 - 6 лет.

     Срок реализации: 2018-2019уч.г.

     Вид проекта: групповой.

     Место реализации: МБДОУ центр развития ребенка детский сад ? 32

      Цель проекта: формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей посредством сказки в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

1. Воспитание и развитие у детей духовно – нравственных категорий.

2. Воспитание позитивного отношения ребенка к окружающему миру,    другим людям и самому себе.

3. Формирование у детей ответственности за свои поступки.

4.  Изучение влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей                                  

среднего дошкольного возраста.

     

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы проведения проекта:

  1. .Подготовительный – сентябрь.
  2. .Основной – октябрь – апрель.
  3. .Заключительный – май.

  1. .Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы.

     - Анкетирование родителей по вопросу «Послушный — непослушный ребенок».

- Диагностика детей « Отгадай сказку».

- Пополнение литературы для чтения в книжном уголке – акция «Подари книгу детскому саду».

  • Оформление уголка для родителей «Читаем вместе».
  • изготовление наглядно-дидактических пособий; пополнение театров; подбор иллюстраций, открыток, репродукций.

2.Основной этап.

  • Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран.
  • Рассказывание сказок.
  • Беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?» и др.
  • Рассматривание иллюстраций и репродукций художников к сказкам.
  • Рисование по сказкам.
  • Лепка по сказкам.
  • Аппликация.
  • Ручной труд.
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов, концовок сказок.
  • Инсценировки сказок.
  • Показ сказок, используя различные виды театров.
  • Беседы на духовно – нравственные темы.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности сказки», «Круг чтения ваших детей».
  • Круглый стол «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств детей».
  • Создание альбома рисунков детей, родителей с детьми.

         Планирование основного этапа

     Задачи.

     Совершенствование нравственного воспитания детей : формирование  таких качеств как доброжелательность, трудолюбие, скромность, мужество, уважительность, бережливость, заботливость в сочетании   с эстетическими и познавательными задачами.

Знакомство с устным народным творчеством, его юмором, меткостью пословиц и остроумием загадок; воспитание интереса к народной игре, хороводу, песне, желание заполнять ими свободное время; знакомство с картинами русских художников, с художественными промыслами, народной игрушкой, формирование умения отражать народные художественные традиции в творчестве, в своих рисунках и поделках.

     Более подробное знакомство с трудом земледельца в разные времена года: обработка земли, сев, жатва, обмолот, помол и т.п. и с женскими работами: прядение, обработка льна, рубка капусты, сбивание масла и т.п.

     Углубление знания  о православных праздниках, дальнейшее знакомство с традициями и обычаями русского народа: совместный труд, посиделки, изготовление приданого, хождение в гости и т.д.

 Совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей.

     Октябрь

    Беседа: «То березка, то рябина».

Цель. Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Украсить узорами берестяную полоску.

  • Занятие . «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок».

Цель. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы».

  •      Беседа: «Хороша кашка, да мала чашка».

Цель. Продолжить разговор о крестьянском труде: жатва, обмолот зерна. Познакомить с загадками на тему труда в поле, со сказкой «Каша из топора».

  • Беседа: « Труд человека кормит, а лень портит».

Цель. Продолжение разговора о том, как растили в старину хлеб. Поговорить об уважении русского народа к труду и презрительном отношении к лентяям. Знакомство с картиной А. Венецианова «На пашне. Весна», со сказкой «Колосок», участие детей в ее театрализации.

     Ноябрь

    Беседа: « Щи да каша – пища наша».

Цель. Знакомство с традиционными блюдами на крестьянском столе, с отношением к еде. Учить уважительно относиться к тому, кто готовит пищу. Предложить детям попробовать рубить капусту. Чтение сказки «Жихарка».

  • Занятие : « Маленький черпачок, красный колпачок».

Цель.Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. Рисование элементов хохломской росписи.

  • Беседа: « Вырастай богатырем».

Цель. Познакомить с народной трудовой песней, повторить пестушку. Вспомнить и назвать орудия крестьянского труда. Отметить, как в былине «Микула Селянинович» народ славит крестьянина-хлебопашца.

  • Беседа: «Мельница-вертельница».

Цель. Рассказать о том, как мелют муку на мельнице. Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», осуждающей жадность.

      Беседа: « Мышка-норушка».

Цель. Рассказать о возникновении одного из русских городов – Мышкина. Познакомить с загадками, сказками, игрой и считалкой, в которых главный персонаж – мышка.

  •      Декабрь
  •      Беседа: «Про лису».

Цель. Обобщение знакомого фольклора о лисе. Разучивание новой игры. Импровизация на тему сказки «Лиса и журавль», поощрение творческих проявлений детей.

  •      Беседа: « Лиса-помощница».

Цель. Продолжение «лисьей» темы в народном творчестве. Знакомство со сказкой «Кузьма Скоробогатый».

  • Занятие: « Кладовая сказок».

Цель. На примере девочки из русской сказки «Баба Яга» показать, как важно быть добрым. Отгадывание народных загадок. Знакомство с присказкой.

     Беседа: « Будь как дома, но не забывай, что в гостях».

Цель. Рассказать детям об обычае ходить в гости, устраивать посиделки, о русском «гостевом» этикете. Рассказать, как пряли пряжу. Разучить новую игру. Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».

  •      Беседа: « Не всякий гость хозяевам в радость».

Цель. В игровой форме продолжить тему «гостевого» народного этикета. Вспомнить правила поведения в гостях, разыграть встречу и уход гостей. Посмотреть мультфильм на эту тему «Сорока-белобока». Знакомство с новой присказкой.

      Январь

  •      
  •      Занятие: « Мы прядем, а нитка тянется».

Цель. Более подробно рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека. Поиграть в игру «Дедушка Мазай».

  •      Беседа: « Будет платье на нашей братье».

Цель. Рассказать о процессе изготовления шерстяной и льняной ткани в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Хаврошечка».

  •      Беседа « Коляда-моляда прикатила молода».

Цель. Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».

  •      Беседа: « Святки».

Цель. Продолжение Рождественской темы. Вспомнить знакомые колядки и послушать новую. Играть в народную игру, плясать, используя русские плясовые движения, разучить частушку. Угощение сладостями за общим столом.

  •      Февраль
  •      Беседа: « Приданое Бабы Яги».

Цель. Рассказать об обычае готовить приданое. Вызвать желание помочь Бабе Яге. Украшение «одежды» из бумаги по своему замыслу в соответствии с русской традицией.

  •      Беседа: « Не болей, Ивашечка».

Цель. Рассказ о самых простых народных средствах лечения: лекарственных травах, бане, печке. Показать «Птицу добрую» (из щепы) и рассказать историю этого вида народного промысла. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца».

  •      Занятие: « Славный богатырь Илья Муромец».

Цель. Продолжение «богатырской» темы: знакомство с былиной «Первый бой Ильи Муромца». Упрощенные сведения о жанре былины. Рассматривание богатырских доспехов и оружия на репродукциях с картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян»). Складывание картинки из кубиков.

  •      Беседа: « Материнская молитва со дна моря вынимает».

Цель. Беседа с использованием русских пословиц о самоотверженной материнской любви. Знакомство с былиной «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

  •      Март
  •      Беседа: «Красные» да «добрые».

Цель. Побеседовать о тех качествах девиц и молодцев, которые ценились на Руси. Знакомство с песенкой «Лебедушка» и со сказкой «Царевна-лягушка».

  • Занятие: « Плетеный ковер, хитрый узор».

Цель. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». Плетение «ковра» из разноцветных бумажных полосок.

  •      Беседа: « Детям на потеху».

Цель. Рассказ об игрушках-самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили.

  •      Беседа: « Первый на селе работник».

Цель. Рассказать о лошади, ее пользе в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Сивка-бурка».

  •      Апрель
  • Занятие: « Филимоновская радуга».

Цель. Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.

  • Занятие: « Яичко к светлому дню».

Цель. Рассказ о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».

  •      Беседа: « Пасхальные радости».

Цель. Продолжение разговора о радостном праздновании Пасхи на Руси. Знакомство детей со сказкой «Два братца», обратить их внимание на то, что добро принято творить незаметно, без хвастовства. Поиграть в народные пасхальные игры. Устроить сюрпризное угощение.

  •      Беседа: «Кому красное словцо, кому присказку».

Цель. Объяснить смысл некоторых пословиц, побуждая детей к осознанному их применению в речи. Знакомство со сказкой «Вершки и корешки».

     Май

  • Занятие: « Веселый разговор».

Цель. Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами, дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).

  •      Беседа: « Маленькое дело лучше большого безделья».

Цель. Знакомство со сказкой «Ванюшка и царевна». В форме игры-состязания уточнить знания о крестьянском труде, приобретенные детьми в течение года.

  •      Беседа: «Народные приметы на зиму и на лето».

Цель. Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.

     3.Заключительный этап май.

Досуг «……» с участием родителей

    Защита проекта, презентация.



Предварительный просмотр:

                                                        Проект

               «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

                           детей старшего дошкольного возраста».

                                                                    Воспитатель: Кирьянова Е. А.

                                                       п. Горки - 2

                                                    2018 -2019 уч. г.

                                                                    «Недаром дети любят сказку

                                                                    Ведь сказка тем и хороша,

                                                                    Что в ней счастливую развязку

                                                                    Уже предчувствует душа...».

                                               Актуальность

   Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция постоянной убыли народа, рождаемость не покрывает смертности. Это по опыту всей истории человечества происходит тогда, когда народ теряет стремление к жизни, забывает о воспитании подрастающего поколения.

     Человеческие сообщества отличаются от животных прежде всего наличием духовности. Разумно сделать вывод, что и воспитание в человеческом сообществе должно быть духовным.

     Все знания добываются людьми благодаря их мировоззрению и формируют их душу и личность. Знания для человека являются духовной пищей. В этом и заключается сущность воспитания. Но общество порой не следит за тем, какую пищу несут эти знания. И тогда воспитание может превратиться в нечто противоположное. Так как вместе с духовной пищей может попасть и пища отравленная, и вообще-то уже не пища, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу.

     Духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому чаще в настоящее время употребляется сочетание — духовно-нравственное воспитание.

     Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.

     Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в определенных жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни и поэтому способствует ее продлению.  

     Особенностью воспитания является то, что оно является нравственным в определенном вероисповедальном смысле. И смысл этот может различаться у разных народов.

     В рамках материалистически- светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который в жизни получил необходимые знания, умения, навыки; усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе и принял их, как руководящие в собственной жизни.

     С позиций православия духовным может назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты.

     В  светском воспитании усваиваются образцы поведения, которые поступают извне, поэтому они легко могут меняться. С позиций православной культуры раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.

    Стержнем,основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры.

     Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и средств и эмоционального отклика детей. Одним из основных средств, применяемых педагогом по формированию духовно — нравственной культуры является приобщение детей к удивительному и загадочному миру сказки.

     Тип проекта: познавательно-творческий.

     Возрастная группа: 5 - 6 лет.

     Срок реализации: 2018-2019уч.г.

     Вид проекта: групповой.

     Место реализации: МБДОУ центр развития ребенка детский сад ? 32

      Цель проекта: формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей посредством сказки в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

1. Воспитание и развитие у детей духовно – нравственных категорий.

2. Воспитание позитивного отношения ребенка к окружающему миру,    другим людям и самому себе.

3. Формирование у детей ответственности за свои поступки.

4.  Изучение влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей                                  

среднего дошкольного возраста.

     

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы проведения проекта:

  1. .Подготовительный – сентябрь.
  2. .Основной – октябрь – апрель.
  3. .Заключительный – май.

  1. .Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы.

     - Анкетирование родителей по вопросу «Послушный — непослушный ребенок».

- Диагностика детей « Отгадай сказку».

- Пополнение литературы для чтения в книжном уголке – акция «Подари книгу детскому саду».

  • Оформление уголка для родителей «Читаем вместе».
  • изготовление наглядно-дидактических пособий; пополнение театров; подбор иллюстраций, открыток, репродукций.

2.Основной этап.

  • Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран.
  • Рассказывание сказок.
  • Беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?» и др.
  • Рассматривание иллюстраций и репродукций художников к сказкам.
  • Рисование по сказкам.
  • Лепка по сказкам.
  • Аппликация.
  • Ручной труд.
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов, концовок сказок.
  • Инсценировки сказок.
  • Показ сказок, используя различные виды театров.
  • Беседы на духовно – нравственные темы.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности сказки», «Круг чтения ваших детей».
  • Круглый стол «Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств детей».
  • Создание альбома рисунков детей, родителей с детьми.

         Планирование основного этапа

     Задачи.

     Совершенствование нравственного воспитания детей : формирование  таких качеств как доброжелательность, трудолюбие, скромность, мужество, уважительность, бережливость, заботливость в сочетании   с эстетическими и познавательными задачами.

Знакомство с устным народным творчеством, его юмором, меткостью пословиц и остроумием загадок; воспитание интереса к народной игре, хороводу, песне, желание заполнять ими свободное время; знакомство с картинами русских художников, с художественными промыслами, народной игрушкой, формирование умения отражать народные художественные традиции в творчестве, в своих рисунках и поделках.

     Более подробное знакомство с трудом земледельца в разные времена года: обработка земли, сев, жатва, обмолот, помол и т.п. и с женскими работами: прядение, обработка льна, рубка капусты, сбивание масла и т.п.

     Углубление знания  о православных праздниках, дальнейшее знакомство с традициями и обычаями русского народа: совместный труд, посиделки, изготовление приданого, хождение в гости и т.д.

 Совершенствование речи и обогащение словарного запаса детей.

     Октябрь

    Беседа: «То березка, то рябина».

Цель. Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Украсить узорами берестяную полоску.

  • Занятие . «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок».

Цель. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы».

  •      Беседа: «Хороша кашка, да мала чашка».

Цель. Продолжить разговор о крестьянском труде: жатва, обмолот зерна. Познакомить с загадками на тему труда в поле, со сказкой «Каша из топора».

  • Беседа: « Труд человека кормит, а лень портит».

Цель. Продолжение разговора о том, как растили в старину хлеб. Поговорить об уважении русского народа к труду и презрительном отношении к лентяям. Знакомство с картиной А. Венецианова «На пашне. Весна», со сказкой «Колосок», участие детей в ее театрализации.

     Ноябрь

    Беседа: « Щи да каша – пища наша».

Цель. Знакомство с традиционными блюдами на крестьянском столе, с отношением к еде. Учить уважительно относиться к тому, кто готовит пищу. Предложить детям попробовать рубить капусту. Чтение сказки «Жихарка».

  • Занятие : « Маленький черпачок, красный колпачок».

Цель.Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. Рисование элементов хохломской росписи.

  • Беседа: « Вырастай богатырем».

Цель. Познакомить с народной трудовой песней, повторить пестушку. Вспомнить и назвать орудия крестьянского труда. Отметить, как в былине «Микула Селянинович» народ славит крестьянина-хлебопашца.

  • Беседа: «Мельница-вертельница».

Цель. Рассказать о том, как мелют муку на мельнице. Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», осуждающей жадность.

      Беседа: « Мышка-норушка».

Цель. Рассказать о возникновении одного из русских городов – Мышкина. Познакомить с загадками, сказками, игрой и считалкой, в которых главный персонаж – мышка.

  •      Декабрь
  •      Беседа: «Про лису».

Цель. Обобщение знакомого фольклора о лисе. Разучивание новой игры. Импровизация на тему сказки «Лиса и журавль», поощрение творческих проявлений детей.

  •      Беседа: « Лиса-помощница».

Цель. Продолжение «лисьей» темы в народном творчестве. Знакомство со сказкой «Кузьма Скоробогатый».

  • Занятие: « Кладовая сказок».

Цель. На примере девочки из русской сказки «Баба Яга» показать, как важно быть добрым. Отгадывание народных загадок. Знакомство с присказкой.

     Беседа: « Будь как дома, но не забывай, что в гостях».

Цель. Рассказать детям об обычае ходить в гости, устраивать посиделки, о русском «гостевом» этикете. Рассказать, как пряли пряжу. Разучить новую игру. Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».

  •      Беседа: « Не всякий гость хозяевам в радость».

Цель. В игровой форме продолжить тему «гостевого» народного этикета. Вспомнить правила поведения в гостях, разыграть встречу и уход гостей. Посмотреть мультфильм на эту тему «Сорока-белобока». Знакомство с новой присказкой.

      Январь

  •      
  •      Занятие: « Мы прядем, а нитка тянется».

Цель. Более подробно рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека. Поиграть в игру «Дедушка Мазай».

  •      Беседа: « Будет платье на нашей братье».

Цель. Рассказать о процессе изготовления шерстяной и льняной ткани в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Хаврошечка».

  •      Беседа « Коляда-моляда прикатила молода».

Цель. Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».

  •      Беседа: « Святки».

Цель. Продолжение Рождественской темы. Вспомнить знакомые колядки и послушать новую. Играть в народную игру, плясать, используя русские плясовые движения, разучить частушку. Угощение сладостями за общим столом.

  •      Февраль
  •      Беседа: « Приданое Бабы Яги».

Цель. Рассказать об обычае готовить приданое. Вызвать желание помочь Бабе Яге. Украшение «одежды» из бумаги по своему замыслу в соответствии с русской традицией.

  •      Беседа: « Не болей, Ивашечка».

Цель. Рассказ о самых простых народных средствах лечения: лекарственных травах, бане, печке. Показать «Птицу добрую» (из щепы) и рассказать историю этого вида народного промысла. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца».

  •      Занятие: « Славный богатырь Илья Муромец».

Цель. Продолжение «богатырской» темы: знакомство с былиной «Первый бой Ильи Муромца». Упрощенные сведения о жанре былины. Рассматривание богатырских доспехов и оружия на репродукциях с картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян»). Складывание картинки из кубиков.

  •      Беседа: « Материнская молитва со дна моря вынимает».

Цель. Беседа с использованием русских пословиц о самоотверженной материнской любви. Знакомство с былиной «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

  •      Март
  •      Беседа: «Красные» да «добрые».

Цель. Побеседовать о тех качествах девиц и молодцев, которые ценились на Руси. Знакомство с песенкой «Лебедушка» и со сказкой «Царевна-лягушка».

  • Занятие: « Плетеный ковер, хитрый узор».

Цель. Беседа по сказке «Царевна-лягушка». Плетение «ковра» из разноцветных бумажных полосок.

  •      Беседа: « Детям на потеху».

Цель. Рассказ об игрушках-самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили.

  •      Беседа: « Первый на селе работник».

Цель. Рассказать о лошади, ее пользе в крестьянском хозяйстве. Знакомство со сказкой «Сивка-бурка».

  •      Апрель
  • Занятие: « Филимоновская радуга».

Цель. Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.

  • Занятие: « Яичко к светлому дню».

Цель. Рассказ о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».

  •      Беседа: « Пасхальные радости».

Цель. Продолжение разговора о радостном праздновании Пасхи на Руси. Знакомство детей со сказкой «Два братца», обратить их внимание на то, что добро принято творить незаметно, без хвастовства. Поиграть в народные пасхальные игры. Устроить сюрпризное угощение.

  •      Беседа: «Кому красное словцо, кому присказку».

Цель. Объяснить смысл некоторых пословиц, побуждая детей к осознанному их применению в речи. Знакомство со сказкой «Вершки и корешки».

     Май

  • Занятие: « Веселый разговор».

Цель. Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами, дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).

  •      Беседа: « Маленькое дело лучше большого безделья».

Цель. Знакомство со сказкой «Ванюшка и царевна». В форме игры-состязания уточнить знания о крестьянском труде, приобретенные детьми в течение года.

  •      Беседа: «Народные приметы на зиму и на лето».

Цель. Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.

     3.Заключительный этап май.

Досуг «……» с участием родителей

    Защита проекта, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...