Педагогический проект: «Будьте без сомнения, культурны в поведении»
проект (младшая группа)

Гажа Елена Александровна

Тема: «Будьте без сомнения, культурны в поведении»

Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 4 города Белогорск»

Педагогический проект:

«Будьте без сомнения, культурны в поведении»

Составила: Гажа Е.А., воспитатель.

Тема: «Будьте без сомнения, культурны в поведении»

Вид проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный(1 год).

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Проблема

Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Актуальность проекта

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.

Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

Цель

Сформировать у детей младшей группы навыки культурного поведения, как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Задачи

  1. Воспитывать культурно – гигиенические навыки.
  2. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
  3. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
  4. Расширить словарь «волшебных слов».
  5. Учить жить дружно, помогать друг другу.
  6. Воспитывать уважение к старшим.
  7. Развивать познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

Предполагаемые результаты

  1. Освоение детьми основ культуры поведения.
  2. Осознание детьми, как нужно вести себя в общении с другими людьми.
  3. Понимание, что аккуратность, приятная внешность располагает к общению.
  4. Умение вести себя за столом.
  5. Умение вести себя в общественных местах.
  6. Иметь элементарные представления, что хорошо и что плохо.

               1 этап - подготовительный

Разработка проекта

  1. Изучение и подбор литературы.
  2. Разработать перспективный план и конспекты занятий.
  3. Разработать наглядный и раздаточный материал.
  4. Подобрать художественное слово для занятий и индивидуальной работы.
  5. Подбор игрового материала.
  6. Подготовить консультации для воспитателей.
  7. Анкетирование родителей.
  8. Подготовить рекомендации для родителей.

2 этап - практический

Формы и методы работы

Мини-выставка «Мойдодыр».

Разработать модель «Как правильно мыть руки».

Занятия по данной возрастной группе.

Моделирование ситуаций: «Если кукла плачет», «Мишутка заболел», «Кто поможет зайке», «Поделись кубиками».

Дидактические игры: «День рождения куклы»,  «Мы встречаем гостей», «Умоем куклу Катю», «Хорошо или плохо».

Речевые игры: «Подбери нужное слово», «Магазин вежливых слов».

Хороводная игра: «Кариес».

Пальчиковые игры: «Умывалочка», «Моем руки», «Нос, умойся».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин» и т.д.

И/с «Куклы в гостях у ребят». Одна кукла с чистым лицом, другая с грязным. Что делать?

- Рассматривание картины «Девочка моет руки».

- Игры с водой «Про маленькую капельку».

- Чтение потешек во время умывания, приема пищи.

- Рассматривание с детьми предметных картинок

- Игры с водой

- Использование народного фольклора (потешки). Подобрать необходимые атрибуты (посуда, губки, тазики для воды, полотенца, одежда, расчёска).

Разучивание потешек: «Мыли мылом ушки», «Расти коса до пояса».

Разучивание стихотворений:»Кто не умывается» и «Суп для силача» П.Синявский, «Если в доме кто-то плачет» Н.Пикулева.

Чтение:

С.Михалков «Песенка друзей»;

К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»;

Л.Воронкова «Маша – растеряша»;

С.Прокофьева «Когда можно плакать»; «Сказка о невоспитанном мышонке»

3 этап - заключительный

  1. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов.

2.Сопоставление начальных целей и полученных результатов.

3.Анкетирование родителей.

Работа с родителями

Консультации: «Значение культуры поведения в развитии личности ребёнка», «Влияние воспитания культуры поведения на формирование положительных привычек», «Воспитание самостоятельности и культуры деятельности», «Ребёнок научился умываться».

Индивидуальные беседы: «Как избавиться от капризов, если: Не любит умываться; Не хочет идти в детский сад; дерётся; не любит одеваться; не хочет стричь ногти; отбирает чужие игрушки; не садится на горшок; дразнит других»; «Как сформировать культуру трапезы».

Вывод: Правильно организованная развивающая среда, созданные благоприятные условия, способствовали личностному, речевому развитию ребёнка. Почти у всех детей сформированы навыки личной гигиены и культуры еды, культура деятельности и общения с взрослыми. Видно, что уже у детей начинает формироваться общение со сверстниками, знания детьми правил поведения, умение оценивать своё поведение, культура речи. Была реализована задача создания в группе приближенно оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками. Осуществление этой задачи происходило через совместную деятельность, что способствовало установлению взаимоотношений. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости совместного достижения общего результата. Развивающему характеру обучения способствовало использование развивающих технологий (игровой, здоровьесберегающей, гуманно-личностной). Более 80% детей освоили основы культуры поведения. Проблема в том, что дети знают, но не всегда пользуются своими знаниями на практике, в повседневной жизни.

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения к проекту:

«Будьте, без сомнения, культурны в поведении».

Вторая младшая группа.

Регламентированная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

  • Познакомить детей с детским садом – его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, музыкальным залом, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с воспитателями, няней, медсестрой.
  • Познакомить, как следует встречать гостей. Закрепить некоторые правила и навыки культуры поведения за столом.

  • Учить называть сотрудников детского сада по имени и отчеству, учить вежливому обращению к взрослым.
  • Рассмотреть какие игры и игрушки есть в групповой комнате, где они находятся.
  • Упражнение «Объясни Петрушке, где лежат игрушки».
  • Разучить:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

  • Игра «Кукла у нас в гостях».
  • Беседы: «Как правильно сидеть за столом», «Для чего нужна салфетка».

Октябрь

  • Рассказать детям о правилах поведения в детском саду.
  • Формировать элементарные навыки хорошего тона; учить уважать старших и не обижать младших, побуждать к положительным поступкам.
  • Формирование культурно – гигиенических навыков.
  • Разучить стихи – приветствия.
  • Игра «Вежливые часики».
  • «Волшебная извинялочка».
  • Игра – мирилка.
  • Моделирование и анализ ситуаций.

  • Игра «Что на картинке».  Учить самостоятельно выделять назначение предмета, обозначать его посредством слова (мыло, мыльница и т.д.)
  • Упражнение «Моем руки».  Выполнять движения, согласовывая с текстом.

Ноябрь

  • Приучать следить за своим внешним видом.
  • Продолжать учить самостоятельно мыть руки, пользоваться своим полотенцем, с удовольствием демонстрировать взрослым, как нужно умываться и мыть руки. Формировать умение переживать негативные эмоции по поводу собственных или чужих грязных рук, радоваться, когда руки и носовой платок чистые.
  • Упражнение «Что делает?». Учить правильно называть предметы и действия на картинке. Совершенствовать лексический запас по теме «Туалетные принадлежности».
  • Упражнение «Принеси и назови». Учить строить предложения (Я взял мыло. Я принёс расчёску).
  • Игра с движениями «Нос, умойся».
  • Игры с водой. Прививать необходимость и пользу умывания, купания.
  • Разучивание потешек об умывании.

Декабрь

  • Учить сопереживать, соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употреблять для этого соответствующие слова.
  • Упражнение «Подари улыбку».
  • Ситуативные игры-истории.
  • Беседа по стихотворению В.Орлова «Обида».

Январь

  • Обучать умению следить за вещами, игрушками, бережно к ним относиться, пользоваться по назначению, ухаживать за вещами вместе с взрослым. Замечать красоту комнаты, выстиранной и выглаженной одежды и радоваться этому.
  • Решение проблемных ситуаций на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».
  • Словесная игра «Подбери слово».
  • Чтение С.Маршак «Два кота».
  • Упражнение «Хорошо или плохо?»
  • Игра – ситуация «Что за чем?». Закрепить умения, показывать и рассказывать, что после обеда надо умыться, раздеться в определённой последовательности, складывать одежду.

Февраль

  • Продолжать учить проявлять привязанность к близким. Развивать желание подражать взрослым. Развивать лексический запас.
  • Чтение стихотворений о папе.
  • Игра – ситуация «Папа – хороший хозяин».
  • Упражнение «Чему научил тебя папа?»

Март

  • Формировать нравственные качества и желание проявлять их в отношениях с другими людьми.
  • Учить замечать настроение членов семьи и соответственно на него реагировать.
  • Развивать желание сделать что-нибудь приятное для близких.
  • Чтение Е.Благининой «Вот какая мама».
  • Беседа «Чему научила тебя мама?»
  • Упражнение «Назови ласково».
  • Разучивание стихотворений о маме.

Апрель

  • Учить правильно ухаживать за зубами.
  • Формировать культуру общения со сверстниками, взрослыми.
  • Упражнение «Полезные и вредные продукты».
  • Чтение сказки «Королева – зубная щётка».
  • «Вкусные» загадки.
  • Сказочные этикетные задачки.

Май

  • Обучить детей уместному использованию вежливых слов.
  • Познакомить с правилами общения по телефону, в общественных местах.
  • Игра «Зайка в гостях у Мишки».
  • Сценка «Как зверюшки лес спасли».
  • Этикетные задачки.
  • Сюжетно – ролевая игра «Скандал в магазине».
  • Загадки – добавлялки.
  • Игра «Вежливый автобус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Будем говорить красиво"

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вов...

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!"

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!" расзработан на базе МБДОУ № 9 "Журавушка" для детей раннего возраста.Основной целью проекта является создание условий для полноценного сохране...

педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация. Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Вид проекта : долгосрочный,  игровой.Сроки реализации проекта: ...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Педагогический проект "Будем Родину любить, будем в Армии служить"

Цель данного проекта: Формирование  у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за родную страну и Российскую армию....