ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
статья

 

Игра является сокровищницей человеческой культуры и отражает все области материального и духовного творчества людей. Игра есть форма деятельности, при которой формируются мировоззрение человека, навыки коллективных действий. Как никакой другой вид деятельности игра дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам, уважать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Гайсина Л.Т.

Научный руководитель – к.п.н., доцент Р.Ф. Берзина

СФ БашГУ, г. Стерлитамак

Игра является сокровищницей человеческой культуры и отражает все области материального и духовного творчества людей. Игра есть форма деятельности, при которой формируются мировоззрение человека, навыки коллективных действий. Как никакой другой вид деятельности игра дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам, уважать друг друга.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» [1, с. 23].

Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного и доброжелательного отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль и т. п.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.

Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

– создание эмоционально-положительного климата в группе;

– моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.

Необходимо систематически вести работу по формированию добро-желательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников. Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

– дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

– непосредственно образовательная деятельность;

– моделирование и анализ заданных ситуаций;

– сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

– беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

– рассматривание картин и иллюстраций;

– решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

– организация выставок детского творчества;

– метод проектов и др. [2, с. 73].

Обучение дошкольников сюжетно-ролевым играм направлено на воспитание у них навыков коллективных взаимоотношений.

Главной задачей воспитателя является развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и сказочных персонажей, формирование умения использовать различные средства для передачи многообразных явлений действительности. Необходимо, чтобы в процессе подготовки к играм у дошкольников, возникало стремление воплотить в игре все то, что они увидели в жизни: трудовую деятельность взрослых, разнообразные битовые процессы, явления общественной жизни и т. д.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 23

2. Рожнов В. Е. Игровая терапия. – М., – 2006. – 123 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ"

...Игра - это огромное светлое пятно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представленийи понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонекпытливости и любознате...

Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.

Игра - самостоятельная деятельность дошкольников, в которой формируется детский коллектив. Только игра захватывает ребенка, мобилизует его волю и ум, пробуждает сильнные чувства....

Формирование взаимоотношений детей в сюжетно ролевой игре.

Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс...

Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх. Из опыта работы.

С введением Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не толь...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

          Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в    формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...

"ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх заклады...