Консультация для воспитателей "Проектирование и реализация модели современной образовательной среды"
консультация

Сидоренко Ирина Валентиновна

Проектирование и реализация модели современной образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование и реализация модели современной образовательной среды.    

                                                                        Подготовила:

                                                                           Сидоренко Ирина Валентиновна

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям

реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды. Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной среды.

Создавая среду в группе, мы стараемся учесть все направления развития ребёнка. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать с учётом развития  каждого воспитанника. Это, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребёнка во всех сферах деятельности.

Благодаря организации игровых зон и уголков, в группе созданы условия для различных видов деятельности. Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определённого вида деятельности. Они не имеют чёткого разграничения, что позволяет по желанию ребёнка, один и тот же игровой уголок преобразовать в другой. Каждый ребёнок нашей группы выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Дети меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желание посещать детский сад. Наблюдая за детьми нашей группы, мы получаем много интересной и ценной информации. Это помогает нам рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем.

Организационные условия для создания РППС в группе:

- среда наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы, кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития».

- оборудование размещено, так чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность.

- все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей.

- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением.

- материалы постарались разместить функционально.

- предметы выполняют информационную функцию об окружающем мире, стимулируют активность ребёнка.

- среда полифункциональная (материалы используются и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности).

- среда имеет подвижные границы групповой комнаты, представлена зонами: активной, рабочей, спокойной.

В нашей группе созданы, такие уголки: книжный уголок, спортивный уголок, дидактический уголок, музыкальный уголок, уголок ролевых игр, уголок конструирования, уголок детского творчества.

Предметно-пространственная среда должна:

  • иметь привлекательный вид;
  • выступать в роли естественного фона жизни ребёнка;
  • снимать утомляемость;
  • положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • помогать ребёнку индивидуально познавать окружающий мир;
  • давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организованна неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создаёт условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: всё знакомо с первого дня и остаётся неизменным. Такая среда создаёт внутреннюю напряжённость, создаёт у ребёнка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

Предметно-пространственная среда отражает 5 образовательных направлений:

  1. Социально-коммуникативное
  2. Познавательное
  3. Речевое
  4. Художественно-эстетическое
  5. Физическое

Вывод: Целенаправленно организованная и грамотно созданная среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательная модель модернизации образовательной среды

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...

«Реализация модели непрерывной образовательной вертикали в условиях инклюзивного образования в ДОО»

Основное внимание в работе акцентируется на актуальности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....

Реализация модели инновационной образовательной среды ДОУ

В данном разделе представлен материал по реализации модели инновационной образовательной среды ДОУ...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"

В настоящее время в системе отечественного образования всё больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...