Социальный проект "Сюжетно ролевые игры, как способ развития воображения у детей младшего возраста"
проект (младшая группа)

Куприянова Наталья Валерьевна

Описание проекта с планом работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Сюжетно ролевые  игры, как способ развития воображения у детей младшего возраста».

Младшая группа 2017-2018гг.,

воспитатели Куприянова Н.В., Федоренко Т.Н.

Проект:

Долгосрочный с младшей до подготовительной группы, групповой, социальный.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность темы: Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена книгами, телевидением, общением со взрослыми вне детского сада. В современном мире , в мире компьютеризации  наши дети разучились играть в сюжетные игры. Стало общим местом утверждение, что детей надо учить играть. Концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Концепция подкреплена экспериментальными исследованиями и опытной работой, показавшими, что данный подход к организации игры в детском саду позволяет значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников. Что очень важно в условиях образовательных стандартах,  все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетной игре, как важным факторам развития детей.

Гипотеза: Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку».

Цель: сформировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. Развивать воображение с помощью сюжетно ролевой игры.

Принцип организации сюжетной игры:

  • воспитатель должен играть вместе с детьми.
  • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  • начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Этапы работы:

  • научить малышей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы.
  • Формирования воображения.
  • Организация индивидуальных сюжетно ролевых игр.
  • Формирование игрового действия с предметом-заместителем.

Работа с родителями: важно эффективно организовать общение с родителями, чтоб семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Нужно воскресить отношения в семье, которые существовали в старину, т.е. авторитет родителей, путём совместных взаимодействий.

  • Приглашение родителей на организованную, образовательную деятельность по проекту.
  • Оформление папок передвижек и лепбуков.
  • Организация совместных фото выставок по проигранным темам.
  • Совместная подготовка атрибутов к играм.

Методы и приёмы: метод обучения- система последовательны взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, направленная на достижения поставленных целей.

Приём:

  • Использования сюжетных ситуаций.
  • Использование простых и понятных детям ситуаций.
  • Имитирования  реальных,  понимаемых детьми смысла игровых ситуаций.
  • Включающий уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом.
  • Обыгрывания случайно возникшего у ребенка действия.

Предполагаемый результат: Постепенное формирование у детей 4-го года жизни, умений принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

План реализации проекта:

месяц

Название с/ролевых игр

Цель:

октябрь

1. «Собираемся на прогулку»

Модель ролевого поведения:

  • Подобрать одежду по сезону.
  • Научить одевать кукле штанишки и шубку.
  • Подобрать обувь по сезону.
  • Прогулка на участке с куклой.
  • Возвращение с прогулки: сложить снятую одежду.

             Доп.роль (реб.1)

осн.роль             Доп.роль (реб.2)

(взрос.)          Доп.роль (реб.3)

2. «Магазин»

Модель ролевого поведения:

  • Семья собирается в магазин за продуктами.
  • Покупка продуктов в магазине: определить кто будет продавцом, покупателями( семья),
  • Подбор предметов в магазин

(определение какой сегодня будет магазин)

  • Определить способ взаимодействия между собой  

                               Дополнительная роль

                             (покупатель)                                            

 Осн. роль           Дополнительная роль

   продавец                          (покупатель)                                            

3. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).

1. Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

2. Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

ноябрь

4. «Игрушки у врача»

Модель ролевого поведения:

         Семья            

                               Мед. пункт

              Поликлиника            

                                                 скорая аптека                                     помощь                

  • На приём к врачу
  • Врач---- больной
  • Осмотр пациента
  • Приём лекарств
  • Игрушки в больнице

5. «День рождения Степашки».

Модель ролевого поведения:

Накрыть стол, расставить приборы.

• Стряпаем торт.

• Сварить компот.

• Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста)

• Накормить кукол( гостей)  из тарелки тортом, напоить чаем, компотом.

• Помыть посуду, вытереть ее полотенцем.

6. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).

4. Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

5. Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас:

декабрь

7. Строим дом.

Модель ролевого поведения:

  • Познакомить с деталями строителя
  • Познакомить со строительными профессиями.
  • Познакомить со спец. Техникой.
  • Сооружение различных конструкций (дом для кукол, гараж, фермы, замок, башни и т.д.)

             Доп.роль (реб.1)

осн.роль             Доп.роль (реб.2)

(взрос.)          Доп.роль (реб.3)

Затем изменить схему взаимодействия:

Осн. Роль( реб.) ---- Допол. Роль( взр.)

8. «Почта»

Модель ролевого поведения:

  • Познакомить детей с профессиями
  • Познакомить с действиями работников почты.
  • Обыгрывание разных ситуаций: пришёл почтальон, отправить посылку, оплатить связь, купить журнал и т.д.

9. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).

7. Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

8. Цель: Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди. • Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты. • Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

январь

10. «Парикмахерская»

Модель ролевого поведения:

11. "Пора кушать".

Модель ролевого поведения:

• Накрыть стол, расставить приборы.

• Сварить суп, кашу на плитке

• Сварить яичко

• Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста)

• Накормить куклу из тарелки супом, кашей

• Вскипятить молоко

• Помыть посуду, вытереть ее полотенцем

12. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).

10. Цель:Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти). • Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.). • Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

11.

февраль

13. "Приходите в гости к нам"

Модель ролевого поведения:

14. "Домашние заботы"

Модель ролевого поведения:

15. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).

13.Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей

14. Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)

март

16.

17.

18. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).

апрель

19.

20.

21. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).

май

22.

23.

24. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...

Режиссерская игра как средство развития воображения у детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль режессерских игр для детей дошкольного возраста....

Игры-импровизации как способ развития воображения у дошкольников младшего возраста

Игры-импровизации как способ развития воображения у дошкольников младшего возрастаВалентина ХрапунковаИгры-импровизации как способ развития воображения у дошкольников младшего возрастаИгры – имп...

Друдлы как способ развития воображения у детей дошкольного возраста

Что такое Друдлы ? Как работать с техникой "Друдлы"? Ответы на эти вопросы, примеры заданий в этой технике....

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В жизни дошкольника игра занимает важное      место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно...

Теневой театр как способ развития воображения у детей дошкольного возраста

Теневой театр как способ развития воображения у детей дошкольного возраста...