Цикл целевых прогулок "В гости к березке"
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Курбатская Марина Юрьевна

«В гости к березке» - это цикл целевых прогулок в городской сквер для наблюдения за изменениями, происходящими в природе в разное время года. Цель цикла: ознакомление детей с березой, ставшей символом России Первая прогулка проводится в средней группе весной – это первое знакомство детей с деревом и его особенностями. Вторая и третья прогулка проводятся уже в старшей группе – ставится задача упражнять детей в умении отличать березу от других деревьев по цвету ствола и форме листьев. Во время прогулок используются стихотворения русских поэтов о природе, хороводы и народные игры, проводится подкормка птиц, что помогает вызвать у детей восхищение красотой родной природы в разное время года и воспитывать бережное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл прогулок «В гости к березке»

                                                                      Курбатская Марина Юрьевна,  

                                                                    воспитатель МБДОУ д/с №8

                                           г. Заполярный  

                                                      Мурманская область                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                            e-mail:  marinkajixarka@yandex.ru

Цель цикла: ознакомление детей с березой, ставшей символом России

Целевая прогулка для детей средней   группы (4-5 лет)

«Березка весной»

Задачи:

Рассказать детям о том, какую пользу приносит береза людям и животным

Показать детям отличительные особенности березы от других деревьев (белый ствол, округлые резные небольшие листья, сережки)

Развивать умение замечать особенности родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.

Предварительная работа: чтение стихов о березе, беседы с рассматриванием иллюстраций, разучивание хороводов, народных игр.

 Материал: разноцветные узкие ленточки (20-30 см) по количеству детей, маленький платочек

Место проведения: городской сквер 

Время проведения: май – июнь (пора цветения березы)

Ход прогулки:

Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас с вами необычная прогулка – мы пойдем в сквер к кому-то в гости, а вот к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она

Вся в кудряшках и серёжках

Это, белая …. (берёзка)

 - Итак, мы сегодня идем в гости к березке.

Основная часть:

- Вот мы с вами пришли в сквер. Как много здесь деревьев! Найдите березку и встаньте, пожалуйста, около нее. (Дети находят березу)

- Молодцы, ребята, это действительно береза! Давайте поздороваемся с ней «Здравствуй, березка!» (Дети здороваются с березкой)

А как вы ее узнали? (Ответы детей)

- Давайте мы ее с вами внимательно рассмотрим, только не забывайте, что обращаться с деревом надо аккуратно, бережно, не ломать. У березы белый ствол, такого нет больше ни у одного дерева. Листочки небольшие, немножко клейкие. Когда дерево цветет, как сейчас, на нем появляются сережки. (Дети с воспитателем рассматривают дерево)

- Ребята, посмотрите вокруг, и скажите, каких деревьев в сквере больше всего? (Берез)

-  В наших лесах и парках очень много растет берез.   Когда говорят про нашу страну Россию, то обязательно вспоминают и про березу. Так и говорят: «русская березка»

 - Русские поэты очень нежно и ласково говорят о   березе в своих стихотворениях (Воспитатель читает строки из известных детям стихотворений о березе, а дети договаривают их)

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то (грустную)

В белёном сарафанчике,

С платочками в (карманчиках),

С красивыми застёжками,

С зелёными (серёжками.)

Люблю ее нарядную,

Родную, (ненаглядную),

То ясную, кипучую,

То грустную, (плакучую).

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

(А. Прокофьев)

Если б дали березе расческу,

Изменила б березка (прическу).

В речку, как в зеркало, глядя,

Расческа в кудрявые (пряди).

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать (косичку).

(И. Токмакова)

 - А теперь вы, ребята, подарите свои ласковые слова березке (Дети дарят березе ласковые слова)

- Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно

И птичек в гости все зовет!

Берёза – очень красивое дерево и очень полезное.  Березовые почки едят птицы. Из березы делают очень нужное лекарство – деготь. Весной, когда деревья просыпаются, у берёзы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Но брать сок нужно очень осторожно, чтобы не погубить березоньку. А какой свежий воздух в березовом лесу! В старину, в праздники берёзку наряжали, украшали лентами, водили вокруг неё хороводы, играли в игры. Давайте и мы с вами украсим березку ленточками и поиграем вокруг нее в игру.

Игра «Гори-гори ясно»

Дети идут в хороводе вокруг березы. Ведущий (воспитатель, ребенок) с платочком в руке идет вокруг хоровода.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо — Птички летят.

Колокольчики звенят!

(Хоровод прекращает движение. Ведущий останавливается с платочком между двумя участниками хоровода.)

Раз, два, три — беги!!!

 (Участники хоровода, между которыми остановился ведущий, бегут каждый в свою сторону вокруг хоровода и стараются раньше забрать платок у ведущего. Тот, кто сделал это первым, становится ведущим, и игра продолжается)

Заключительный момент

- Ребята, что-то мы с вами в гостях засиделись – пора возвращаться в детский сад. Но мы обязательно будем заходить к нашей березке, придем к ней в гости и осенью и зимой.  Давайте скажем ей на прощание такие слова: «Ты, березка, не грусти – в гости осенью нас жди!»

Дети прощаются, уходят в детский сад.

        Целевая прогулка для детей старшей   группы (5-6 лет)

«Березка осенью»

Задачи:

Упражнять в умении отличать березу от других деревьев по цвету ствола и форме листьев.

Вызвать у детей восхищение красотою родной природы осенью.

Развивать умение замечать особенности родной природы в разное время года, воспитывать бережное отношение к ней.

Предварительная работа: беседы с рассматриванием иллюстраций деревьев (береза, рябина, осина, ива), разучивание хоровода «Березонька (слова и музыка З. Роот)

Материал: мешочки (пакетики) для сбора листьев по количеству детей

Место проведения: городской сквер 

Время проведения: сентябрь (пора листопада)

Ход прогулки:

Организационный момент

Воспитатель читает детям стихотворение  

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

(Е. Трутнева)

- Ребята, вот и закончилось, улетело наше лето, наступила осень, и я снова приглашаю вас в гости к нашей старой знакомой – березке.

Основная часть:

- Вот мы и в сквере. Здравствуй, березка! (Дети здороваются) Вставайте вокруг березки в хоровод, рассмотрите ее внимательно и скажите, что изменилось в ее облике (листья пожелтели и падают на землю) Осенью растения, как и животные, готовятся к зиме. Чтобы не тратить много воды, которая испаряется   через листья, деревья сбрасывают их – ведь зимой вода замерзнет и ее будет не хватать. Ребята, а почему часто осень называют грустной порой? (Ответы детей)

- Совершенно верно, природа постепенно засыпает, как бы прощается с нами до весны. И наша березонька что-то загрустила, давайте мы хоровод поведем, да нашей березоньке песню споем.

1. Почему, березонька, ты так грустишь

И листочками печально шелестишь?

Даже солнышко не радует тебя,

Милая березонька, красавица моя!

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

2. Пожелтели листики все у меня,

Их уносит ветер в дальние края.

И мои сестрицы тоже все грустны.

Будем мы печалиться до матушки весны.

(Дети, поставив руки на пояс, выполняют движение «пружинка»)

3. А весной под солнышком я улыбнусь,

Веточки погреть к нему я протяну.

Будем песни нежные мы распевать,

Дождь осенний, непогоду вспоминать.

(Дети поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в сторону)

- Ребята, назовите, пожалуйста, соседей нашей березки (Дети называют и находят рябину, иву и осину) Как вы отличили деревья друг от друга? (По цвету ствола и форме листьев) Давайте поиграем с деревьями в игру.

Игра «1, 2,3! К названному дереву беги!

1 вариант

Воспитатель называет дерево и показывает лист с него – дети находят дерево.

2 вариант

Воспитатель показывает лист - дети находят соответствующее дерево.

3 вариант

Воспитатель только называет дерево, а дети находят его.

Заключительная часть

- Как хорошо в осеннем сквере, но пора возвращаться в детский сад. Мы не можем взять любимую березку с собой, но мы можем набрать с собой в мешочки осенних листьев и сделать из них в группе красивые поделки, которые будут напоминать нам об этой осенней прогулке.

(Дети с воспитателем собирают листья)

- А березке на прощание скажем такие слова: «Ты, березка, не грусти – в гости нас зимою жди!»

 Дети прощаются с березкой и уходят в детский сад.

Целевая прогулка для детей старшей   группы (5-6 лет)

«Березка зимой»

Задачи:

Закреплять знания детей о зимующих птицах.

Вызвать у детей восхищение красотою родной природы зимой и поэзией С. Есенина.

Развивать умение замечать особенности родной природы в разное время года, воспитывать бережное отношение к ней.

Предварительная работа: беседы о зимующих птицах с рассматриванием иллюстраций

Материал: хлебные крошки, семечки, кусочки сала с привязанными к ним нитками

Место проведения: городской сквер 

Время проведения: январь (после снегопада)

Ход прогулки:

Организационный момент

Воспитатель читает детям стихотворение  

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф. Тютчев)

- Ребята, я думаю, что вы уже конечно догадались к кому мы сегодня пойдем в гости (Предположения детей) Да, я снова приглашаю вас в гости к нашей березке.

Основная часть:

- Вот мы и в сквере. Здравствуй, березка! (Дети здороваются) Вставайте вокруг березки в хоровод, рассмотрите ее внимательно и скажите, что изменилось в ее облике (листьев нет, ветви покрыты снегом) Зима заботливо укрыла ветви снегом, чтобы уберечь их от сильного мороза. Не стряхивайте снег, не беспокойте дерево. Лишний снег сметет ветер. Знаменитый русский поэт Сергей Есенин очень любил березку и написал про нее много прекрасных стихотворений. Я сейчас прочту одно из них, а вы внимательно послушайте и полюбуйтесь на нашу русскую красавицу.

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей) Что за кисти распустились на березе белой бахромой? (Снег) С чем еще сравнивает снег поэт? А в каком золотом огне горят снежинки? (В свете солнца) Солнечная заря делает ветки березы блестящими «обсыпает ветки новым серебром» Какая тишина в стихотворении Есенина? (Сонная) Зимой природа спит, отдыхает. А что это такое висит на дереве? (Обращает внимание детей на кормушку) Если природа спит, то для каких же птиц висит эта кормушка? (Зимующих)Я сейчас буду вам загадывать загадки, и мы узнаем, какие зимующие птицы прилетают погостить к нашей березке.

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок.

(Воробей)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

- Жители нашего города любят приходить гулять в этот сквер и приносят угощение для птиц, для того, чтобы помочь нашим пернатым друзьям пережить зиму, чтобы весной и летом они радовали нас своим пением, а березу и другие деревья защищали от вредных насекомых. Давайте и мы с вами угостим птиц, разложим крошки и семечки для воробьев и снегирей, а для синичек подвесим кусочки сала, которые они так любят. (Воспитатель помогает детям разложить корм в кормушки, привязать кусочки сала)

- Наша прогулка подошла к концу. Не будем больше нарушать зимний сон деревьев, да и птицы не решаются подлететь к кормушкам. Давайте тихим голосом скажем «До свидания, березка» и пойдем на участок детского сада гулять и играть  

Дети прощаются с березкой и уходят в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осеняя прогулка в старшей группе "В гости к березке"

Прогулка проводилась в небольшом парке за территорией детского сада. После прогулки вокруг березы водили хороводы, играли в подвижные игры. Данный материал может использоваться во всех возрастных груп...

НОД "В гостях у березки"

Белоствольная красавица береза является  символом России, кроме этого, она имеет большое значение в жизни человека, приносит ему много пользы....

маршрут выходного дня "В гости к березке"

Как приятно провести выходной день в кругу своей семьи, вместе со своим ребенком. Познакомить его с чем- то новым, интересным или понаблюдать за уже знакомым, казалось бы совсем обыденным. ...

Цикл бесед к проекту "Люблю березку русскую"

Беседа "В белых платьцах подружки"Цель:Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русско...

НОД "В гостях у Березки"

НОД для младшей группы. Основная тема "Осень" .  Интеграция ОО...

Целевая прогулка "Как дети березку будили".

Целевая прогулка "Как дети березку будили"....