Мастер – класс: «Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Содержание .

Аннотация ……………………………………………………………3

Пояснительная записка …………………………………………… 4

Основной материал ………………………………………………… 6

Практическая часть ………………………………………………….8

Интернет – источники и литература ……………………………...29

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_master_klass.docx248.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

Мастер – класс:

«Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ»

Подготовила:  

Педагог- логопед

 Шихабидова Гюльчохра Байрамовна

г.Дербент2018г


Содержание.

Аннотация ……………………………………………………………3

Пояснительная записка …………………………………………… 4

Основной материал ………………………………………………… 6

Практическая часть ………………………………………………….8

Интернет – источники и литература ……………………………...29

2


Аннотация.

            В современных условиях вариативности образования большую актуальность приобретает использование разнообразных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С целью повышения качества логокоррекционной работы используются наиболее эффективные традиционные и современные техники. Чтобы заинтересовать воспитанников, сделать обучение осознанным, оптимизировать процесс обучения,

 нужны нестандартные подходы, новые инновационные технологии.

              Нетрадиционные методы и приемы привносят в общепринятые технологии дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций у детей с особыми образовательными потребностями.

            Данная работа даёт представление о использования инновационных технологий в работе логопеда в детском саду

  • релаксация,
  • артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой,
  • пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии,
  • постановка звуков (работа с зондами),
  • гимнастика для глаз,
  • дыхательные упражнения,
  • артикуляционная гимнастика (с бусами),
  • физкультурные   минутки (логоритмические упражнения),
  •  самомассаж,
  • су-джок терапия,
  • мнемотехника,
  • рисование 3D ( рисование трубочкой из под сока)

   В работе ставится задача рассмотреть положительный эффект использования инновационных технологий на логопедических занятиях.                                3

Пояснительная записка.

             Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

         Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года.

         Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей – логопатов наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата.

         Монотонная, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям. В наш техногенный век дети большую часть времени проводят за компьютерами, просмотром телепередач, прослушиванием музыки.

        Актуальность моей работы определяется тем, что в последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

            На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности. Так как наука наша не стоит на месте, а стремительно движется вперед и развивается, соответственно появляется огромное количество технологий развивающего обучения, которые позволяют посмотреть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель. Я думаю, более точно это подтверждается словами Джона Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».  В связи с этим, конечно же, изменились и требования в системе образования, они стали на порядок выше. Отсюда перед нами возникает объективная необходимость поиска новых методов и приёмов работы, которые с одной стороны обеспечили бы повышение эффективности логопедической работы и позволили бы к концу учебного года добиться хороших результатов, а с другой стороны не переутомляли бы детей и сохранили им здоровье.                                                4

           В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

           Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки (логоритмические упражнения) , которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

         Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Помимо обучающих технологий, я использую здоровьесберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, использование артикуляционных раскрасок, разработанных Матыкиной И. А, гимнастика для глаз (офтальмотренажер В.Ф.Базарного, зарядка для глаз от профессора В.Жданова - пальминг).

           В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков и массажных колец в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.

            Опыт работы показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе положительно влияет на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей .

5

Мастер – класс:

«Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ»

Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.

 

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с инновационными технологиями и их применением в работе с дошкольниками.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов.

Ход:

1. Презентация педагогического опыта.

«Релаксация»

- Прежде, чем начать свой мастер — класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями и поздороваться.

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил –

Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

Давайте мы с вами поздороваемся.

Настройка на работу.

             Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми). Выбор рук произвольный. Вслед за ведущим или самостоятельно повторять следующий текст: «Все плохое у меня – позади. Все хорошее – впереди. Я полностью присутствую здесь и сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на мастер-классе. Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хочу получить пользу от этого мастер-класса. Я готов к работе».  

6

        На своем мастер-классе я хочу поделиться опытом внедрения инновационных технологий в собственную практическую деятельность в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

  • коррекции речевых нарушений дошкольников;

  • формирования предпосылок к учебной деятельности;

  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

       В деятельности   логопеда инновационные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Творчески варьируя сочетаемость разных инновационных технологий, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

              На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия, базирующихся на приоритетных направлениях ФГОС ДО, известно достаточно, но мне хочется остановиться на тех, которые я применяю в своей работе.

  • релаксация,
  • артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой;
  • пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии;
  • постановка звуков (работа с зондами);
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательные упражнения;
  • артикуляционная гимнастика (с бусами);
  • физкультурные   минутки (логоритмические упражнения);
  •  самомассаж;                                                                                                   7
  • су-джок терапия;
  • мнемотехника;
  • рисование 3D (рисование трубочкой из под сока)

         Эффективность применения нетрадиционных методов коррекционной логопедической работы во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе сочетания этих приемов ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так воспитателем и родителями.

2. Практическая часть.

Уважаемые педагоги! Давайте сейчас вместе с вами подробнее разберем некоторые приемы инновационных технологий.

  • А начнем мы с артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

   Биоэнергопластика -это соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата – это когда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает где и в каком положении находится язык нижняя челюсть или губы.

Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево — вправо)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики плотно прижаты друг к другу,

при выполнении упражнения пальчики прогибаются)         8

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

ГРУППА №1

Упражнение «Качели»

На качелях мы качались,

Высоко вверх поднимались.

Вверх вниз, вверх вниз

Очень крепко ты держись.

 (Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. Пальцы обеих рук сгибаются и разгибаются в направлении от себя – к себе.)

ГРУППА №2

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Группа №3

Упражнение «Кошка сердится»

Есть у нас в квартире кошка,

Любит пошипеть немножко

Спинку выгнула дугой

Сердится у нас с тобой

( Рука в горизонтальном положении , пальчики плотно прижата друг  другу, при выполнение упражнение  пальчики сгибаются.)

    

        Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

      Кинезиология   - это методика   направленная на изучение напряжения мышц. Это одно из направлений мануальной терапии, которое основывается на диагностике по силе мышц.                                   9

Кинезиологическая физминутка «Колечко»

(Поочерёдно перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)

Кинезиологическая физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)

Кинезиологическая физминутка «Живот – голова».                                                        

Группа 1

Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая — ладонью на столе)

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Группа 2

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

10

Группа 3

Кинезиологическое упражнение «Ухо — нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо —

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

                                                                         

«Постановка звуков с помощью логопедических зондов «.


Цель- развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата; добиваться правильного артикуляционного уклада при произношение звуков; развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи)

Длинный «клювик» отличный инструмент для постановки свистящих звуков. Он поможет выработать желобок на языке для прохождения холодной воздушной струи.

А короткий «клювик» позволит выстроит позу горки для правильной артикуляции звуков С, З, Ц.

ЗОНД- «ШПАТЕЛЬ» для постановки звука Ш, заводя его под язык и попросить ребенка подуть на язык. Самой гребенкой зонда-шпатель можно вытягивать подъязычную уздечку.

Зонд «Рамка» для постановки звука Л.   Особенно успешно зонд –рамка используется при высоком тонусе спинки языка. Рамкой можно поглаживать и разминать спинку языка.

Зонд для постановки шипящих звуков хорош тем, что позволяет своей широкий петелькой удерживать язык за верхними зубами, прижимая его к верхним коренным зубам. Это тот самый артикуляционный уклад, который необходим для постановки звука Ш. Остается только подуть на поднятый язык и звук готов!

Зонд шарик (шариковый зонд) любим всеми логопедами за то, что он верный помощник при постановке звука Р.  И при выполнении массажного движения на языке «поглаживание».  Он очень гладкий и не страшный, не вызывает рвотный рефлекс.                                                                                                    11

 

Ход занятия:

- К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

-Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

-Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).  

-Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).

 блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

По дороге Маша встретила змейку. Она ползла и красиво шипела, вот так Ш-ш-ш.

  1. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (работа перед зеркалами)                                                                                                                                                                                                   2.Постановка  шипящих звуков  [ ш  ]
  2.                                                                                                                                                      Описание правильной артикуляции                                                                                                                                                                         при произношение звука        [ ш  ]                                                                                                                                                                                                                                                                                

1.Губы округлены и слегка выдвинуты вперед

2. Зубы сближены

3. Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель                                                            4.боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю выдыхаемого воздуха;

5. Посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.  

         

                                                                                                                                  12

Звуки [ш]    можно вызвать этим зондом заведя его под язык и попросить подуть на язык.       Картинки по запросу зонд логопедический постановочный шпатель

Звук [ш]  

По подражанию

Механически от [с]    кончик языка отводят зондом за верхние зубы ребенок произносить « с-с-с» « ш-ш-ш»

Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

- А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала песенки и просит Машу спеть вместе с ней.                                                                                        Ша-шо-шу-ши;

Аш-ош-уш-иш; (Кинезиологическая физминутка «Колечко»)

 Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

- Давай назовём их….

- Сегодня мы поиграли с Машей и научились шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

- А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

- Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

              13

                                       «Гимнастика для глаз»
Цель: помочь снять напряжение , расслабляет мышцы глаз и улучшает  кровообращение, снижает утомление и усталость глаз

  • Выполнять гимнастику для глаз рекомендуется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.

  • Под стихотворное сопровождение (совместное выполнение).

«Весёлая неделька» гимнастика для глаз.

- Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.         

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.  

                                                                                                                                  14

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

                                                                                                                                   15

                                                                                                                                                                                             

А теперь предлагаю группам самостоятельно провести гимнастику для глаз.

Группа 1

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Снег-снежок

Снег-снежок, снег-снежок

По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке.

Частое моргание глазами

Движения глазами влево-вправо

Частое моргание глазами

Круговые движения глазами

Частое моргание глазами

Посмотреть вдаль

Частое моргание глазами

Посмотреть на ладошку

Группа 2

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Ослик

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А в низу созрела слива

А в низу растет крапива

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху – сочная ботва

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Дети вытягивают вперед указательный

палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами

Посмотреть вверх

Посмотреть вниз

Движения глазами влево-вправо

Посмотреть вниз

Посмотреть вверх

Круговые движения глазами

Закрыть глаза

Группа 3

Васька

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Только мыши заскребут,

Чуткий Васька тут как тут,

Когти расправляются,

глазки закрываются.

Васька мышек сторожит,

притворился, будто спит.

Движения глазами влево-вправо

Указательные пальцы обеих рук

поднести к внешним уголкам глаз и

потянуть их, чтобы глаза сузились

в щелочку, одновременно часто

моргая

Опустить руки, расслабиться на 2-

3 секунды

Сейчас мы выполним гимнастику для глаз «Пальминг». (Релаксация)

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем.

«Мои глазки хорошие, чудесные, спасибо, глазки, что дарите мне радость и счастье видеть во всей красе все краски этого мира… Мои глазки с каждым днем будут видеть все лучше и лучше».

                                                                                                                                   17

 Дыхательная гимнастика.

Цели: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развивать нижне-диафрагмальное дыхание, ознакомление детей с дыхательными упражнениями и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания.


 
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).

  • Демонстрация пособий.
  • Давайте попробуем с вами выполнить несколько упражнений.

                                                  «Ладошки»

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4        

вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.                                                            

Упражнение с бусиной.

Оборудование: бусина диаметром 2-3мм, шнурок длиной 30-60см.

Шнурок продет через сквозное отверстие

бусины. Ловить шарик губами и с силой выталкивать, «выплевывая» его.

«Артикуляционная гимнастика
с бусиной»
Цель: Активизация мышц языка,
выработка подвижности языка.                                                                                                     «Посчитай»

Описание:

Педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребёнок

передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.

 Физкультурные минутки и логоритмические упражнения.

Цель: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

                                                                                                                                   18

Наряду с традиционными физминутками (выполнение движений под стихотворное сопровождение), я часто использую логоритмические упражнения под музыку. Выполнение этих упражнений вдвойне интересней, если они сопровождаются под красочную презентацию.

  • Просмотр видеофизминуток «Чу чу ва», «Мы танцуем буги-вуги».
  • Выполнение логоритмической физминутки «Повар Булочка».

                                         Самомассаж.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Сейчас мы попробуем выполнить самомассаж лица.

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки.

(потирают щёчки)                                                                                          

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки.

(постукивают пальцем

по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это.

(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

- А теперь выполним самомассаж карандашами.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша, который всегда под рукой.

                                                                                                                               19

                                         1. Утюжок.

Карандаш я покачу

В право-влево - как хочу.

                                     

                                                      2. Добывание огня.

Карандаш я покручу,

Я огонь добыть хочу.

Карандаш катается-

Ладошки согреваются.

                                         

        

                                                                                                                           

                                               

                                                                                                                                   20                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                            3. Качалочка.

Карандаш не отдыхает

Между пальцами гуляет.

                                               4. Вертолет.

Отправляется в полет, Наш красавиц – вертолет.                            

                                           

                                                 

                                               5. Скольжение.

По карандашу скольжу                          

Съехать вниз скорей спешу.

                                         

                                                       

               21

                                        

                                            6. Подъемный кран.                      

Карандашик поднимаю

Крепко пальцем прижимаю.

                                                   

                                               

                                                  7. Волчок.

 

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

                                                     

                                                                        22

                                                                8.  Горка.

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

А теперь предлагаю Вам выполнить массаж рук ковриком «Травка».

Слова

Действия

1, 2, 3, 4, 5!

(Загибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

По травке будем мы шагать

(Шагают все пальчики обеих рук )

Свои ручки развивать!

Удары кулачками и ладошками попеременно)

Пальчики потопали,

Потопали, потопали!

(Все пальчики обеих рук "топают"

на месте по коврику "Травка"

Ладошками похлопали,

Похлопали, похлопали!

(Обе ладошки хлопают по коврику, не отрывая запястья от стола),

А большой он умный самый

Потанцуй-ка вместе с нами!

(Большой палец танцует по коврику)

Указательный танцуй

И старайся не балуй!

(Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши

Постарайся от души!

(Танцует средний палец)

Безымянный дорогой

Потанцуй и ты со мной.

Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький

Самый он удаленький!

(Танцует мизинец)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть!

(Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

(Интенсивно трясём ладошки,

продолжаем занятие)

                        Самомассаж су-джок шариками.

Задачи

-Воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук
 

 

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Внутри каждого шарика есть массажные колечки.

Кольцо на пальчик надеваю,

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

               

                                               Мнемотехника.

Что это такое? Что можно выполнять с помощью мнемотехники?

Я хочу вас познакомить с интересным видом мнемотехники – это живые мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации эффективное запоминание структуры рассказа, и, в конечном результате, развитие связной речи.

Показ живой мнемотаблицы «Продукты» и проигрывание с участниками мастер-класса.

Цель:            

                                                                                                                                   24

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

(Рассказывание сказок по таблице –мнемотехника)

«Синяя птица» - Даргинская  сказка.        

«Семь гранатовых прутьев» -Азербайджанская сказка.

«Храбрый мальчик» - Дагестанская сказка.

«Кукушка» -Чеченская сказка.

Рисование с трубочками (3D  рисунок)

Цель.  Развитие воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кусочками от трубочек для сока

Задачи:

Образовательные: закрепить знания об основных цветах, познакомить с нетрадиционной техникой рисования 3D рисунок из трубочек

Развивающие: Развивать моторику пальцев, что способствует умению концентрироваться, сформировывает движения пальцев рук, влияет на уровень развития речи, умению логически рассуждать, обладанием хорошей памятью..

Воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Ход: по данному трафарету необходимо по контуру рисунка залепить пластилином в нужный цвет и заполнить кусочками трубочек.

          И в завершении мастер-класса улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку—то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо!

 БЛАГОДАРЮ Вас за работу!                                                    

 ---УВАЖАЕМЫЕ педагоги, я продемонстрировала вам использование инновационных технологий в своей работе. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.          25                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Здоровье сберегающие технологии в работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. У ребёнка с нарушениями речи наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность ...

Мастер класс для педагогов детского сада на тему: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе»

Мастер класс для педагогов детского сада на тему: "Использование здоровье сберегающих технологий в работе"...

Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...