Преодоление общего недоразвития речи с использованием малых форм «семейского фольклора» в коррекционно-логопедической работе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Шарабаева Надежда Николаевна

Методические рекомендации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_semeyskih.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи с использованием малых форм «семейского фольклора» в коррекционно-логопедической работе.      

учитель-логопед Шарабаева Н.Н.  

В логопедической деятельности идет активный поиск новых вариативных форм организации помощи дошкольникам по преодолению общего недоразвития речи. С позиций постоянного обогащения практики я использую в работе с детьми, одно из новых средств в устранении речевых нарушений у детей «семейский фольклор». Который входит в УМК « Цветок в янтаре» для реализации программы «Родники»

                                                                                                             

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

Приобщение детей к основам семейской национальной культуры с раннего возраста, когда у них еще только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Обращение к семейскому фольклору, обладающему огромным креативным потенциалом, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания дошкольников.

       Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает следующие задачи:

- образовательные – развивающие - воспитательные

При отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. Для дошкольников 5–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, считалки, колыбельные песенки, загадки; с детьми 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяется пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам, афоризмам.»

Семейские колыбельные песенки представляют собой прекрасный речевой материал, который мы использовали. Например: У-лю-лю-лю-лю-лю-лю, да Живет  Хведор на краю. Он не беден, не богат, Полна горница ребят.

 С их помощью развивали фонематический слух, так как семейские песенки используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив семейских мелодий.

    Для совершенствования дикции на занятиях использовала специфичное упражнение – заучивание «семейских считалок». Дидактическая задача при использовании считалок ненавязчива и увлекательна.

Новую считалку, например: «Нитка доле, доле, доле,

                        Клубок боле, боле, боле.

                              А я нитку оборву, милку за руку веду».

 Произносили наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читали ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривали ее (если текст очень легкий, этот момент опускался. Постепенно занятия разнообразились следующими приемами. Повторяли считалку «по заявкам» детей. Если считалка состоит из нескольких вфраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «На дрожжах поставим тесто», вторая группа: «Потеплей поищем место!», первая группа: «Тесто, тесто подходи!» вторая группа: «Тот, кто стряпал – выходи!». Все эти приемы активизировали детей, развивали их произвольное внимание.

При повторении считалки детей оценивала ответы, указывала на степень отчетливости произношения, иногда обращала внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.  Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка.

В своей работе использовала не только считалки, но и потешки. Для заучивания и воспроизведения потешек используем мнемотаблицы.   Например, содержание такого текста: Ладушки-ладушки, Испечем оладушки, На окно поставим, Остывать заставим. А остынет – поедим, И воробушкам дадим. Воробушки сели, Оладушки съели и полетели! Еще один вариант работы над потешками, произношение с особой интонацией. «Сорока – ворона, Кашу варила, Гостей созывала. Этому дала, Этому дала, А этому не дала! А ты, мал, круп не драл, Воды не таскал, Печку не топил, Кашу не варил», обязывает передать строгость, волнение по случаю того, почему кашу не получил. Работая с закличками, детям предлагались различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например,  «Дождик, дождик посильней, огородину полей! Дождик, дождик припусти, мы поедем во кусты, колесо сломается, дождик продолжается!» Здесь применялся прием индивидуального и хорового произношения закличек, повторяющихся строк, насыщенных определенным звуком.

Быстро включить детей в занятие привлечь внимание, вызвать активный интерес помогала загадка. Поэтому мы использовали загадку в самом начале занятия. Иногда, сразу получив отгадку-слово, переходили  к звуковому анализу этого слова, выделению звука. Например: «Праздник годовой, парень молодой, надевает туго, говорит,  что любо.  (Сапоги - праздничная обувь). А если ребенок не отгадал сразу – даем постепенно подсказки: «Это носят на ногах, одевали в праздник» и т.д. Загадки подбирались по звуковому принципу – слова-отгадки начинались на автоматизируемые звуки, использовались игры «Отгадай-ка», «Отгадай и расскажи». Кроме того, загадки способствовали умственному развитию ребёнка, развитию его словаря, слухового восприятия, памяти.

 Пословицы и поговорки использовали при непосредственном  участии родителей. Давались в домашние задания, включались пословицы на отрабатываемый звук, что давало духовную пищу для размышления родителям и тему для доверительной беседы с ребёнком.

   Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Без хорошего труда – нет плода», настраивающей детей на последующую работу. В своей работе я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные).

Таким образом, в своей работе я стараюсь использовать все возможности произведений  «семейского фольклора» для развития звуковой культуры речи ребенка.  Используя данный материал я добиваюсь следующих результатов

  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают игры с помощью считалок.
  • у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

          Я убеждена, что, если организована систематическая работа с дошкольниками, различные формы фольклора способствуют исправлению нарушений звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».

Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....

Использование многофункционального дидактического пособия «Развивающее панно» в работе, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Создать условия для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста путем использования на логопедических занятиях многофункционального дидактического пособия &laq...