Проект Здоровье сберегающие технологии в работе логопеда: «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
методическая разработка по логопедии

Гребенщикова Елена Сергеевна

Внедрение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Магнитогорска «Центр развития ребенка-детский сад №102»

Проект

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:

 «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Учитель -логопед

Е.С Гребенщикова

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор проекта: Гребенщикова Елена Сергеевна . Учитель – логопед МДОУ «ЦРР-д/с 102» .

Место реализации проекта МДОУ «ЦРР-д/с 102» .

Тема проекта: Внедрение Су-джок терапии в коррекционно - развивающий  процесс.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Классификация проекта: индивидуальный, подгрупповой.

Тип проекта: интегративный

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации педагогического проекта:  25.09.18г. – 02.09. 19 г.

Проблема: Недостаточно развита моторика рук и уровень развития речи детей.

Актуальность:

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развития. С каждым годом наблюдается рост числа детей с нарушениями общей, мелкой моторики и речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.

В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. 

В настоящее время известно множество способов  развития моторики детей дошкольного возраста, но так как нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание мы решили использовать в своей коррекционно- педагогической работе Су – Джок терапию.

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Новизна данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак Чжэ Ву в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991). 

Актуальность использования су – джок терапии в корекционно – развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми, имеющими речевые нарушения.

Цель:  коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии, повышение  иммунитета.

Задачи проекта:

  1. Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.
  4. Повышать иммунитет дошкольников.
  5. Развивать речь детей, расширять словарный запас;
  6. Использовать элементы Су Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
  7. Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
  8. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
  9. Учить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке, повышать уровень их компетентности в вопросах речевых нарушений.

Формы взаимодействия педагогов с детьми:

  • Использование массажора при выполнении гимнастики, ОРУ.
  • Пальчиковая гимнастика
  • Развитие координации речи с движениями
  • Рассказывание сказок
  • Заучивание стихов на автоматизацию нарушенного звука
  • Совершенствование навыков пространственной ориентации
  • Совершенствование лексико – грамматических категорий
  • Совершенствование навыков употребления предлогов
  • Звуковой анализ слов

Формы взаимодействия педагогов с родителями:

  • Анкетирование родителей
  • Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений».
  • Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях.
  • Анкетирование родителей о результативности применения Су-Джок терапии.
  • Создание буклетов для родителей «Пальчики играют – речь нам развивают».
  • Формы взаимодействия с коллективом:
  • Мастер – класс «Шариками играем – речь развиваем»
  • Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;

Ожидаемые результаты

Дети:

• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

• пополнился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 

Родители:

• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

         Продукт проекта:

- Картотека игр для педагогов и родителей

- Конспект НОД по речевому развитию

- Презентация проекта для педагогов ДОУ, мастер класс «Шариками играем – речь развиваем»

-Консультация для родителей: «Применение Су  Джок терапии при коррекции речевых нарушений»; Мастер-класс «Наш дружок – Су Джок»

- Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»

План проекта: (составление плана деятельности по достижении цели)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

мероприятие

сроки

ответственные

1.Изучение методики «Су – Джок»

2.Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»:

  • Подбор материала для внедрения данного метода.
  • Приобретение шариков «Су – Джок»

Сентябрь 2018.

Сентябрь 2018.

Учитель -логопед

Е.С. Гребенщикова

2. Основной этап

 

 

 

Совместная деятельность с детьми:

Взаимодействие с родителями:

Взаимодействие с педагогами:

Осуществление проекта

Обучение детей в режимных моментах:

- использование  шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития;

- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;

- самомассаж прищепками для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;

Использование  упражнений и массажа:

-в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки,

- перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз;

- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;

- на гимнастике;

Самостоятельная деятельность детей

Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок»

  1. Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»;
  2. Оформление сборника материалов для родителей по «Су Джок»
  3. Создание мини – сайта
  4. Консультация «Применение Су  Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

       5.  Индивидуальные        консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях.

 

 

1.  Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;

2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»

 

 

Внедрение Су – Джок терапии в режимных моментах:

Понедельник:

Утренняя гимнастика

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке массажер.

1-руки развести в стороны;

2-Руки поднять вверх и переложить массажер в другую руку;

3-руки развести в стороны;

4-опустить руки.

  Автоматизация звуков

  Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова...»

  Пальчиковая гимнастика

 «Этот пальчик гриб нашёл (на большой палец), этот пальчик чистить стал (указательный), этот резал (средний), этот ел (безымянный), ну этот всё глядел (мизинец)». (Поочередно надевая эластичное кольцо на каждый палец)

Вторник:

  Совершенствование лексико-грамматических категорий.

 Упражнение "Один-много".

 Педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.

 Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т.д.

 Ребёнок закрывает глаза, взрослый одевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на какой палец одето колечко.

Пальчиковая игра «Черепаха» 

(у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала

 на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней

Среда:

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

 Упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот" ( дети проговаривая слово прокатывают шарик между ладоней и передают соседу)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

 Упражнение выполняется сначала

на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Четверг:

 Совершенствование навыков употребления предлогов.

 По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно: в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот - ребёнок должен описать действие взрослого.

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра « Сделай разноцветные шарики и назови их»

Пальчиковая игра «Ёжик»

 Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су Джок между ладонями)

Пятница:

 Звуковой анализ слов.

 Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок прокатывает между ладоней соответствующий обозначению звука шарик.

 Автоматизация звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Сказка «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

 По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 (шарик между ладошками)

 Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

 (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

 (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

\

3. Завершающий этап

 

Мероприятие

 

Сроки

 

ответственные

1.Подведение итогов работы:

  • Анкетирование родителей
  • Сбор фотоматериалов

2. Открытое мероприятие.

 3. Презентация

 4.  Публикация проекта на сайте   детского сада

 

02.09.19

 

22.09.2019г.

25. 09. 2019г.

 

Учитель – логопед: Е.С. Гребеншикова

Вывод:

В результате внедрения Су – Джок терапии в коррекционно – развивающую работу у детей улучшилась общая и мелкая моторика, координация речи с движением, снизилась заболеваемость. Повысился интерес к играм лексико – грамматического содержания.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

Приложение 1

Анкета  №1

Уважаемые родители, Ваши искренние ответы помогут нам организовать эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей.

  1. Устраивают ли Вас Формы работы специалистов ДОУ;

             с детьми

             с родителями

  1. Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:

             положительно

             отрицательно

             затрудняюсь ответить

  1. Любите ли Вы играть со своим ребенком?

  1. Как часто играете с ребенком?

  1. Занимаетесь ли Вы с ребенком пальчиковой гимнастикой?

  1. По чьей инициативе занимаетесь физическими упражнениями вместе с ребенком?

  1. Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:

             консультации                            круглый стол

             семинар-практикум                  другое

Благодарим Вас за сотрудничество. Мира, здоровья и добра вашей семье!

Анкета №2

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1Устраивают ли Вас Формы работы специалистов ДОУ;

             с детьми

             с родителями

2Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:

             положительно

             отрицательно

             затрудняюсь ответить

3Как вы относитесь к методу Су Джок терапии применяемому в работе с Вашими детьми:

        положительно

        отрицательно

        затрудняюсь ответить

4Используете ли Вы метод Су Джок терапии в домашних условиях?

        Да

        Нет

5Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:

        консультации

        круглый стол

        семинар-практикум

        другое

Приложение №2        СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Упражнения с шариком массажером Су – Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

      Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Приложение №3

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Приложение №4

1

Су – джок шары

 

2

Эластичные кольца

Приложение №5

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием «ёжика» Су Джок:

Лошадки

Вот помощники мои

Вот помощники мои. (показать пальцы)

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки. (шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок. (повторить с другой рукой)

 На лужок

На лужок пришли зайчата ,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок!(катаем шарик по ладошке)

 Капустка

Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

 Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,  (перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,  (сжимать, разжимать шарик в кулачке)

 Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.       (поочередно катаем шарик Су Джок к каждому

Раз, два, три, четыре, пять.        пальчику, начиная с большого)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои

Их, как хочешь, поверни-

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять. Постучали, (постучать пальцами о шарик)

Повертели (повертели шарик на ладошке)

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь.

       С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Приложение №6

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

      В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном!  (зажать шарик в ладошке).

Приложение 7

Анализ анкетных данных

Анкета №1

        

Анкета №2