Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: "Избавление от агрессии с помощью игры"
    консультация (старшая группа)

    Соболь Любовь Владимировна

    Консультация для воспитателей: "Избавление от агрессии с помощью игры"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsult-ya_fevral.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

                Избавление от агрессии с помощью игры

       Эти игры очень просты. Их могут использовать не только психологи, но и воспитатели и даже родители. Они не требуют особой подготовки, больших материальных затрат, специального оборудования; их можно проводить в групповой комнате как индивидуально, так и с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.  А самое главное – они действительно работают!

       Повышенная раздражительность и агрессивность свойственны многим детям, не зависимо от их возраста и социального положения семей. Почему? Современным детям достаточно часто приходится сталкиваться с насилием, разводом родителей, а главное – с недостаточным вниманием к их проблемам со стороны близких взрослых, вынужденных большую часть времени отдавать работе. Дети не чувствуют себя довольно защищенными в среде, в которой находятся, отсюда и раздражительность, и агрессивность.

       Обычно ребенку сложно понять, что раздражение и гнев – чувства нормальные и вполне допустимые, но их вовсе не обязательно проявлять в агрессии. Поэтому важной задачей является обучить ребенка адекватным способам выражения собственных чувств.

                                  Упражнение «Встреча в кругу»

       Дети встают  в круг и представляются друг другу ласковыми именами – так, как они хотят, чтобы их называли, например Олечка, Ванечка и т.д.

                                   Упражнение «Оживим камень»

       Дети стоят в кругу.

    Педагог. Что у меня в руках?

    Дети. Камень.

    Педагог. Какой он? (Прикладывает его к щеке каждого ребенка.)

    Дети. Холодный.

    Педагог. Как вы думаете его можно согреть?

    Дети. Наверное…

    Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень. Камень, камень возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари их моему другу.

       (Передает камень рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает камень в руках, говорит «волшебные слова» и передает дальше по кругу. Через некоторое время камень оказывается в руках у педагога.)

    Педагог. Почувствуйте, какой теперь стал камень! (Прикладывает к щеке каждого ребенка.)

    Дети. Теплый.

    Педагог. Вот видите, мы передали часть нашего тепла, и холодный камень стал теплее, как будто ожил. И если мы, люди, будем дарить друг другу тепло, каждый почувствует себя уютнее, станет веселее и добрее.

                           Упражнение Рассерженные шарики»

    (Дети сидят в кругу.)

    Педагог. Все мы хотим быть добрыми, веселыми, послушными… Правда?

    Дети. Да.

    Педагог. Но это не всегда у нас получается. Вы уже знаете. Что человек может испытывать различные чувства, переживать разные эмоции. Гнев, злость, обида – это человеческие эмоции. Их испытывает каждый человек, и это нормально. Самое главное – уметь правильно избавиться от отрицательных эмоций. Назовите опасные способы выхода агрессии.

    Дети. Драться, кричать друг на друга, бросать предметы, ломать их и т. д.

    Педагог. Молодцы, а теперь скажите, как можно безопасно избавиться от раздражения?

    Дети. Побоксировать подушку, покричать в лесу, потопать ногами, порвать бумагу…

    Педагог. А на что вы чаще всего злитесь? (Отвечают.) что вызывает у всех раздражение, обиду? (Отвечают.) Давайте попробуем увидеть и услышать это чувство. (Предлагает каждому ребенку надуть шарик и завязать его, при необходимости помогает.)

       Представьте, что шарик – это человек, в котором накопилось много раздражения, злости (это воздух внутри шарика). Видите, какой человек стал сердитый? Он вот – вот лопнет от злости! Как вы думаете, воздух сейчас может входить в шарик и выходить из него?

    Дети. Нет.

    Педагог. А если человека переполняют злоба и гнев, может он оставаться спокойным и мыслить трезво?

    Дети. Нет.

    Педагог. Почему? (Предположения детей.) сделайте так, чтобы шарик лопнул, как будто взорвался. Его можно проткнуть, можно прыгнуть на него, можно его прокусить. (Выполняют.) как вы считаете, это безопасный выход агрессии?

    Дети. Нет.

    Педагог. Почему?

    Дети. Можно испугаться самому, можно испугать других.

    Педагог. Что может означать ваш страх? Чего вы боитесь, когда слышите взрыв шарика? (Ответы.) раз шарик человек, то взорвавшийся шарик может означать какой-либо агрессивный поступок, например, нападение, оскорбление, а это, как сами увидели, опасно. Найдите, пожалуйста еще один шарик. Надуйте его, но не завязывайте, а просто крепко держите, так чтобы воздух не выходил наружу. Наш шарик по-прежнему человек, а воздух внутри него – раздражение, гнев. Выпустите из шарика немного воздуха и вновь крепко зажмите. Посмотрите, шарик уменьшился?

    Дети. Да.

    Педагог. Лопнул ли он, когда вы выпускали воздух? Испугался ли кто-нибудь из вас?

    Дети. Нет.

    Педагог. Шарик остался целым?

    Дети. Да.

    Педагог. Вот видите, шарик остался целым и невредимым, не лопнул и никого не испугал. Так и человек: когда выражает свои чувства контролируемым способом, он никому не причиняет вреда. Продолжайте сдувать шарик маленькими порциями до тех пор, пока в нем не останется воздуха. (Выполняют.) Помните, что воздух в шарике – это чувства раздражения и гнева. Вышел воздух – прошла злость. А шарик – человек – остался невредим. Как вы думаете, этот способ опасный или безопасный?

    Дети. Конечно, безопасный.

    Педагог. Почему? (Предположения детей.) попробуйте еще раз сами надуть и сдуть шарик маленькими порциями. (Выполняют.)

                          Упражнение «Ноги  топают»

       Педагог. Вспомните, бывало с вами так: вы сердились и вам хотелось топнуть ногой?

    Дети. Да.

    Педагог. Когда это происходило? (Рассказы детей.) чтобы раздражение не мешало играть и заниматься другими делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче. Начнем? (Дети и педагог топают; педагог помогает правильно выполнять упражнение застенчивым и гипервозбудимым детям.) Что вы чувствуете? Потеплели ваши следы? (Когда дети подтверждают, что стопы стали горячие, предлагает нарисовать на картонке со ступнями солнышко.) (Рисуют.)

                         Упражнение «Разрывание бумаги»        

       (Дети сидят в кругу.)

    Педагог. Есть еще один способ избавиться от неприятных  чувств, но я расскажу о нем при условии: после выполнения задания вы поможете мне навести порядок в комнате. Возьмите бумагу,  разорвите ее на кусочки, сложите ее в центр круга. Размер кусочков значения не имеет. (Дети рвут бумагу.) вот сколько раздражения и злости вышло из вас! Давайте произнесем волшебные слова и превратим бумагу в … снег. (Все вместе.) Крибле, крабле, бумс! (Энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух; к педагогу присоединяются дети; кидают кусочки бумаги друг в друга, прыгают на них, бросают горстями в воздух.)

       Помните, что вы мне обещали? (Дети и педагог убирают бумагу в корзину.) как вы себя чувствуете? (Ответы детей.) можете и дома попробовать этот способ.

                             

                                               Релаксация

      (Дети ложатся на ковер.)

    Педагог. Примите позу, в которой вы чувствуете себя удобно, комфортно, спокойно. (Включает медленную музыку.) Закройте глаза, расслабьтесь, отдыхайте. (Через некоторое время выключает музыку.) На счет «раз, два, три!» открывайте глаза. Повернитесь на правый бок, медленно встаньте на колени, а потом на ноги. Поднимите руки вверх и потянитесь за ними, встав на носочки. Дышите спокойно и глубоко. Вернитесь в исходное положение. Как вы себя чувствуете? (Ответы.)

                           

                            Упражнение «Хорошие!»

       Педагог. (Берет камень кладет его на ладонь и прижимает к груди). Я хороший! (Передает рядом стоящему ребенку.) ты хороший! Когда слова эти произносит последний ребенок и камень оказывается в руках у педагога, все дети берутся за руки.

    Дети. Все мы хорошие, красивые, послушные, умные, замечательные!

                   

                     Упражнение «Прощание» (у зеркала)

    Педагог. Подойдите к зеркалу. Внимательно разглядите себя и, прежде чем проститься, выберите эмоцию , соответствующую вашему состоянию сейчас.

         Дети выбирают из пиктограмм свою эмоцию, свое настроение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Агрессия и неприличные слова в жизни ребенка»

    Вас беспокоит, когда ваш двухлетний ребенок тянет другого за волосы? Когда четырехлетний сорванец угрожает вам игрушечным пистолетом? Когда, смеясь, трехлетки награждают друг друга самыми неприличными...

    Родительское собрание. Тренинг «Избавляемся от агрессии с помощью игры»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13321854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 326px; height: 460px;","width":"340"}}]] В условиях введен...

    Консультация для воспитателей и узких специалистов "Изучение татарского языка с помощью игры"

    Игра - естественная форма детского существования. Исамый прямой путь к взаимопониманию с ребенком лежит через игровое действие....