мастер класс по теме "Речевое музицирование по методике карла Орфа"
материал (подготовительная группа)

Халтурина Ольга Александровна

Мастер класс для педагогов "Речевое музицирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2019.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №5 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Шалинского городского округа «Детский сад №3» - «Детский сад д. Гора»

Мастер класс по теме «Речевое музицирование»

Музыкальный руководитель Халтурина О.А.

   

     Здравствуйте, уважаемые коллеги. Развитие музыкально-творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике. Как уже известно, с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами. Причины  этого становятся  воздействие телевидения, компьютерных игр, а также дефицит общения взрослых и детей внутри семьи. Эта проблема существует и в нашем детском саду. Благодаря авторским программам по музыкальному воспитанию -  появилась возможность варьировать способы познания музыкального искусства. Сегодня я  познакомлю вас видом деятельности, который очень нравится детям, «РЕЧЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ» - это декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями или игре на музыкальных инструментах. Отсюда появилось новое современное слово РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Идея использовать ритмизованную речь принадлежит ещё немецкому композитору Карлу Орфу, который жил ещё в 19 веке.  Продолжила эту идею Тютюнникова Татьяна Эдуардовна в программе «Учусь творить. Элементарное музицирование». Понятие элнментарное - это музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение. Музыкальные инструменты занимают центральное место на занятиях по элементарному музицированию. Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них, а не просто бренчать и мы их за это похвалили.

Поэтому между этими понятиями тонкая грань, так или иначе они перекликаются между собой речевое и элементарное музицирование, ритмодекламация, а также логоритмика тесно взаимосвязаны. Наша главная цель - своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Даёт возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

        Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами). Озвучивание стихотворений.

2. Игры со звуками (деревянными, металлическими, стеклянными и др.)

3. Речевое музицирование. Игры с инструментами (озвучивание сказок).

4. Импровизированное движение. (Музыкально-ритмические игры, танцы).

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

•         хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

•        шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

•        притопы (всей стопой, пяткой, носком);

•        щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку.

Прошу желающих  принять участие в мастер-классе.

Давайте познакомимся и поздороваемся.

«Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:

Один.  «Ка-тя» – (хлопки)

Все. «Ка-тень-ка  (шлепки по коленям), и.т.д.

Игры со звучащими жестами: Музыкальная зарядка.

Дни недели

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался (умываемся)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щёку - засыпают).

Речевая игра.

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Едем, едем на тележке                            Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят.                              Фью-фью

Белочка на ветке орешки грызёт,            Цок-цок

Рыжая лисичка зайца стережёт.              Тс-тс

Едем, едем на тележке                             Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         Болтание языком

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  Скрип-скрип

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

 

Наступили холода.  (авторская)

Ехать в поезде тепло                           «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)

Поглядим- ка мы в окно.                     изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)

А на улице зима,                                   «мёрзнут» (потирают свои плечи)

Наступили холода.

Да- да- да-                                              три хлопка

Наступили холода.                                потирают ладошки

Да- да- да-                                              три хлопка

Превратилась в лёд вода.                     раскрыть руки в стороны, замереть

Ду- ду- ду-                                             три хлопка

Поскользнусь я на льду.                       покачивающие движения

Ду- ду- ду-                                             три хлопка

Я на лыжах иду.                                    имитация «на лыжах»

Ды- ды- ды-                                          три хлопка

На снегу есть следы.                            широкие шаги ног

Ди-ди-ди-                                              три хлопка

Ну, заяц, погоди!                                   грозят указательным пальчиком.

Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.

Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

 

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель. – треугольник

По полям бегут ручьи, глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи 

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. – погремушка

 

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. – барабан

Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник. колокольчик

Данное стихотворение можно продекламировать на фоне остинатного ритма четвертными. Удары можно воспроизводить как хлопками, так и музыкальными инструментами.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному инструментов.

        И сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам озвучить  стихотворение  «Осенняя сказка».

Озвучивание стихотворения « Осенняя сказка» 

Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке
/тихо бьют ладошками по барабану 

Где листочком зашуршит /маракасы 
Где дождинкой зазвенит /колокольчик 

Раздается громкий стук /деревянные ложки, кубики
Это дятел - тук да тук!
 /деревянные ложки, кубики 

Дятел делает дупло   /деревянные ложки, кубики 
Белке будет там тепло /деревянные ложки, кубики 

Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел
 /`шуршалки` 

Громче завывает
Тучки собирает
 /тремоло бубнов 

Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон
 /треугольники, металлофон 

Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет!
 /все инструменты.

Чёткий ритмический рисунок.

Часы.  Л Николаенко. .  (авторская)

Бьют часы на башне:                              проговаривают хором

Бим! Бом! Бим! Бом!                              четыре удара  половинными              I      I      I       I

А стенные поскорее:

Тик – так! Тик – Так!                                четыре удара четвертными                 I     I     I    I

А карманные спешат:

Тики – таки, тики – таки,                       десять восьмых и одна четверть       П   П   П   П   П  П   I

Тики – таки – так!

     Речевое музицирование и ритмодекламация актуальна на сегодняшний день, и открывает большие возможности. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном общении с музыкой. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания.

      Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Развивают чувство ритма, речевое интониование

учат ребенка ощущать свое тело и управлять им;

Кроме того, у детей улучшилась работоспособность,  повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь становится более четкой и внятной, наступает речевое раскрепощение ребенка, улучшается эмоциональный фон, формируется позитивное взаимодействие детей в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».

Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа...

Теоретические материалы по методике Карла Орфа

Теоретические материалы по методике Карла Орфа...

Мастер-класс "Элементарное музицирование по методике К.Орфа"

Знакомство с элементарным музицированием,речевыми играми,играми с движениями ,с играми со звуками....

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа ...

Консультация для родителей на тему: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"

Консультация для родителей«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа »...