Главные вкладки

    Выступление из опыта работы «Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность детей в развитии личности дошкольника»
    статья


    Предварительный просмотр:

    Как научить ребенка всему, что ему пригодится  в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?

    Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.

    Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как  игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства. И не случайно самым популярным и привлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

      В чем же состоит   актуальность  театрализованной деятельности? :

    • Манипулируя  любым сказочным героем  ребёнок учится взаимодействовать с другими персонажами(с другими детьми), при этом развивается диалогическая речь.

    • Работа с куклой вызывает у ребенка массу противоречивых  эмоций.
    • Тематика игр практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).
    • Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
    • Насыщенная положительными эмоциями игра в кукольный театр позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее навыков (речевых, эмоциональных) за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
    • Воспитанию чувств посвящены многие произведения, написанные для детей, знакомство с которыми и вживание в образы героев  в процессе инсценировки формирует доброту, ответственность, сочувствие , жалость, чувство справедливости.
    • Дети хотят и любят играть в сказку и это приносит им радость.
    • Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
    • Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную работу.
    • Организованное и самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением;

    • Игра в театр благотворно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, мелкой  моторики, чувства ритма, координации движения и прочее.

    В своей работе мы используем следующие виды детской театрализованной деятельности, это:

     Для реализации этого вида детской деятельности для развития творческих способностей детей в нашем ДОУ были созданы условия, то есть изготовлены и приобретены   атрибуты к различным видам театров:

    • настольный кукольный театр:

    • варежковый, набор персонажей для инсценировки известных сказок,  а так же для придумывания творческих рассказов.  Такой вид театра  мы часто используем   в игровой деятельности на прогулке.

    • пальчиковый театр; на этом виде театра хотелось остановиться более подробно, поскольку этот вид  применим  в развитии мелкой моторики пальцев, которая как  известно ,  очень полезна в умственном и речевом развитии детей, и даёт возможность применять его в подгрупповой и индивидуальной работе. 

    •  ростовые куклы

    • театр платковых кукол

    • плоскостной театр

    • театр Би-ба-бо

     

    • конусный театр

    Хотелось  бы подчеркнуть , что все вышеперечисленные театры  не должны быть организованы в развивающей зоне  одновременно  , обязательно должна  быть смена одних персонажей- другими. И при появлении  новых кукол обязательно их следует обыграть и показать,  как надо манипулировать данной игрушкой, а также обратить внимание на отличительные черты, будь то техническое сопровождение куклы  или психологические черты характера этого персонажа. 

    Использование литературно –сказочных персонажей  в НОД  вносит в процессы обучения игровой стержень, создаёт условия для слияния игровой и учебной деятельности, что повышает умственную активность детей.

    Например, на непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП  Скоморох  просит помочь ему разобраться в решении логических задач .

    С образом бабушки Матрёны у детей связаны представления о добром человеке (бабушке), которая  лечит животных и заботиться о них. Авторитет бабушки Матрёны  очень велик, поэтому образовательная деятельность, в которой она участвует , производят на детей сильное эмоциональное впечатление. Так , например, бабушка Матрёна приходит на  НОД   по формированию экологических представлений (тема «У медведя во бору, грибы, ягоды беру») и знакомит детей с  лесными животными, а также со съедобными и несъедобными грибами и ягодами,  расширяет  представления детей об  условиях необходимых для жизни и здоровья людей, животных. 

    Как же научить ребенка играть в  совместные со взрослыми, а затем и самостоятельные  театрализованные игры?

    Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей  нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем и не станет получать удовольствие от самого действа.

    Воспитатель  самостоятельно показывает  ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Не требуйте его буквального воспроизведения.  Непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше.  Когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения.  Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используем высказывания только что выступавших персонажей.  

    Затем можно предложить ребенку игры-имитации: Психологи установили, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятный период для формирования продуктивного воображения,  или проще говоря «придумывания нового». И если в этот период жизни упущены возможности для развития воображения, то позже  восполнить их  очень трудно.

    Имея в центре театрализации необходимые атрибуты  для развития самостоятельной  детской театрализованной деятельности следует  помнить, что  воспитатель должен осуществлять непосредственное и опосредованное руководство детской деятельностью, как это осуществляется?

    Непосредственная роль воспитателя:

    Воспитатель берет на себя роль рассказчика и предлагает детям выбрать героев. Предлагая детям самостоятельно выбрать персонажей,   мы столкнулись, с тем, что в основном все дети хотели играть положительных героев, то есть  быть добрым, сильным, находчивым и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных героев. Вот здесь надо подчеркнуть, что в театре все- и дети, и взрослые- артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

    1. Воспитатель предлагает роль рассказчика одному из детей ( выбрать такого ребенка, у которого речь наиболее развита), а на себя принимает второстепенную роль.
    2. Предложить детям самостоятельно показать спектакль, например в сюжетно –ролевой  игре «Театр».

    Когда воспитатель только предлагает: «А не хотите ли вы поиграть с этими персонажами и вспомнить,  как лиса обхитрила медведя в сказке «Лисичка со скалочкой» или  «А придумайте новую сказку с этими персонажами» и предложить  их детям.

    Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

    Театр, сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника

    Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...

    Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

      Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

    «Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность детей в развитии личности дошкольника»

    Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя,  а в игре он познает мир!...

    Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника.

    Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и м...

    Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

    Муниципальный семинар "Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность в развитии личности дошкольника"

    Театр – это синтез всех видов искусства. Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии....