Консультация для родителей "Играют дети - играем вместе"
консультация

Чулкова Елена Николаевна

       Уважаемые родители! Эта консультация для Вас.

      В развитии ребенка огромная роль принадлежит различным  видам детельности. Но основным видом дошкольной деятельности является игра. Большинство родителей относят игру к приятному, но не к самому необходимому и важному времяпровождению. Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

       В данной консультации раскрывается воспитательное значение игры, даются рекомендации родителям как нужно играть с ребенком дома, какие игрушки ему необходимы, с чего начинать игру и как ее заканчивать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_igra.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Играют дети – играем вместе»

Уважаемые родители!

В настоящее время в дошкольном образовании произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций.

 В декабре 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в РФ»,  по которому дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.

В октябре 2013 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Если коротко - то ФГОС.

Что такое ФГОС ДО?  

ФГОС ДО - это документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных возможностей детей.

В настоящее время существует много различных программ и называются они по-разному. Но  по какой бы программе не работал детский сад – цель их должна быть единой. В школу должен пойти здоровый ребенок, самостоятельный, инициативный, с развитым воображением, с хорошей речью, подвижный, выносливый, любознательный и т.д.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит различным видам деятельности.

Но основным видом деятельности  детей дошкольного возраста является игра. Дети дошкольного возраста всех времен и народов играют. Постоянство этого явления позволяет назвать дошкольный возраст возрастом игры.

Вы, наверное,  заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно. Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребенком – в цене игрушек.

А как играют наши дети? Раньше дети играли круглый год, с утра и до позднего вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим, экономическим и бытовым настроениям…..

К сожалению, современные дети, те, для кого игра жизненная необходимость и условия для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и тому подобное). А зачем ребенку нужна игра?

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но, если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!». Все замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, но лишь сказка, игра способны через эмоциональные сопереживания, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствие с нравственными требованиями. Они, при умелой организации взрослых, учат многим добродетелям. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказывается сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важно руководство взрослых….

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по-своему полезны детям. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем и дошкольные учреждения, и современная семья нередко недооценивают ее значение, увлеченные обучением и ускорением темпов развития ребенка. Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому  и важному для ребенка времяпрепровождению. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он, скорее всего, предпочтет последнее. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра радует детей, делает их веселыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут сильными, крепкими и ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу и заботиться о товарище.

Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

Организуя игровую деятельность дошкольника дома, взрослым нужно заботиться не только о создании условий, необходимых для развертывания игры, т. е. обеспечить ребенка игрушками, отвести место для игр, но и определить свое место в игре. Взрослый в игре выражает одобрение, подсказывает идею игры.

Руководство игрой должно быть направлено на то, чтобы ребенок в процессе игры усваивал и творчески применял различные знания, подчинялся требованиям игры. При этом нельзя постоянно внедряться в игру, регулировать каждый шаг, каждый поступок ребенка. Содержание игры определяет поступки, формы поведения, чувства играющих.

Дома у каждого ребенка должен быть свой уголок, где бы он мог спокойно играть. Совсем необязательно, чтобы у него было много игрушек, наоборот, их чрезмерное количество рассеивает внимание, снижает интерес. Если ребенок не играет игрушками, не обращает на них внимание, уберите их на время, чтобы он их не видел. После некоторого перерыва дети с удовольствием встречают своих старых друзей, и игры их, как правило, бывают еще содержательнее, интереснее.

Для всестороннего развития надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры были интереснее, стремитесь приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребенка. Не следует иметь игрушки специально только для мальчиков или для девочек. Куклам, мишкам и др. игрушкам, изображающим человека или животных, следует подобрать для хранения определенное место, отдельно от остальных игрушек, чтобы они были размещены в соответственном положении - сидя, стоя.

Купив новую игрушку, расскажите все о ней, покажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребенком.

Приглашайте, по возможности, сверстников для совместных игр. Наблюдайте за ними. От взрослых зависит, как ребенок будет относиться к игрушкам, общаться, как со своими друзьями или, наоборот, проходить мимо. Увидев, что дочка небрежно держит куклу вниз головой, пожурите ее: «Что же ты свою дочку вниз головой держишь? Ей больно. Вот как нужно держать!» Для куклы необходимо иметь кровать, постельные принадлежности, одежду, посуду.

Совместные игры взрослых с ребенком не только обогащают, но и повышают их эмоциональные проявления. Взрослым общение с ребенком в игре помогает понять его потребности, интересы.

Приучайте детей к порядку и бережливости, чтобы каждая вещь имела свое место, включая игрушки. Книги, карандаши, пластилин - это не игрушки, а учебные пособия, их надо хранить отдельно. Сломанную игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребенка - подержать, принести. Это воспитывает бережное отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.

Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической целесообразности. Соблюдайте чувство меры - обилие игрушек не улучшает детской игры. Обогащают игры детей различные наборы строительного материала. Он дает возможности детям сооружать самые разнообразные постройки, обыгрывать их. Большую пользу для развития мышления, усидчивости приносят разные конструкторы.

В играх с машинами не разрешайте пускать их из угла в угол, на машинах перевозят различные грузы для строительства и т. д. Направлять игры детей обязанность родителей. Даже, занимаясь своими делами, родители должны время от времени интересоваться, во что играет их ребенок.

- Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.

- Не забывайте о подвижных спортивных играх, они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

- Значительную часть времени мама проводит на кухне, постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой - маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку; сосчитать предметы на кухне; придумать задачу; посоревноваться в скороговорках и т.д.

- Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.

- Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.

- Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки. Учите быть наблюдательными.

Одна из важных задач родителей – научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра – это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнования, соперничества, и, конечно, возможные проигрыши.

Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в- третьих, проигрыш еще не конец света. Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый из нас может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать.

В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают из детей организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их.

Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее  пустить на самотек. Давайте помнить, что игра для детей не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.