Кружок "Мир цвета радуги"
рабочая программа

Крюкова Оксана Анатольевна

Чем больше уверенности и изобритательности в детской руке, тем умнее ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, молодёжной политики и спорта

администрации Бутурлинского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

детско-юношеский центр «Бутурлинец»

                

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Мир цвета радуги»

                                        Возраст обучающихся: 5-7лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                             

Автор- составитель:

Крюкова Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования

 

                                           р.п. Бутурлино, 2017

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………      2
  2. Содержание      
  1. Организационно-методические условия ………….       4
  2. Приемы реализации программы……………………      4
  3. Методы и приемы……………………………………      5
  4. Формы обучения……………………………………..      6
  5. Структура НОД.. …………………………………….      6
  6. Планируемые результаты освоения программы .....       7
  7. Учебный план …………………………………………    8
  1. Методическое обеспечение …………………………………    11
  2. Литература…………………………………………………...     13                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1. Пояснительная записка

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.  Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем является их встреча с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.

Актуальность программы состоит в том, что использование в ней такой техники, как «аппликация» не только приобщает ребёнка к творчеству, будит его воображение, но и развивает мелкую моторику, что крайне важно для подготовки руки дошкольника к последующему обучению письму в школе.

Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Использование в аппликации различных материалов и приёмов работы с ними вызывают у детей еще больший интерес, развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика кисти рук.

Задачи, которые ставятся перед детьми, позволяют воспитывать чувство ответственности за порученное дело, развивать творческие способности и технические навыки работы с различными материалами и инструментами.

Почти каждый ребёнок по своей психологической сути волшебник. Только часто об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. Надо помочь ребёнку разбудить в нем волшебника – тогда и его жизнь, и жизнь окружающих его взрослых изменится коренным образом.

 Новизна и отличительная особенность программы «Мир цвета радуги» в том, что позволяет детям освоить новые приемы работы с бумагой: скатывание в бумажные шарики, цепочки, торцовки, айрис – фолдинг.  Кроме бумаги, учатся работать с разным материалом: цветная соль, пластилин и др.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы:

  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования цветной солью, техникой айрис – фолдинг, аппликацией, конструированием из разных материалов.
  2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные виды бумаги.
  3. Создавать педагогические условия для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

образовательные

  • Развивать мотивацию к конструированию из бумаги и других природных материалов.
  • Знакомить с различными техниками работы с бумагой и другими материалами.

развивающие

  • Формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
  • Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми, мелкую моторику рук.

воспитательные

  • Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих.
  • Воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

2. Содержание

2.1. Организационно-методические условия

Программа кружка «Мир цвета радуги» разработана для занятий с дошкольниками 5-7 лет. Имеет стартовый уровень. Занятия проходят 2 раза в неделю. Организация занятия (подготовка к занятию: раздача оборудования, материалов, оформление рабочего места, а также уборка рабочего места после занятия и просмотр готовых работ с детьми) составляет 15-20 мин. Продолжительность самого занятия 30 минут. Таким образом, время проведения занятия в целом составляет академический час. Количество часов в год – 72. 

2.2. Принципы реализации программы

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)

Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу  изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях.

Уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении группы, организация разнообразных выставок.

2.3 Методы и приёмы:

Наглядные методы:

- показ способов действия с инструментами и материалами;

- обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- показ способов выполнения работы.

Словесные методы:

- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.)

- совместный анализ выполненной работы;

- анализ детских работ самими детьми.

Практические методы:

- упражнение;

- обучение детей приёмам и способам выполнения работы по рисованию, лепке,

  аппликации;

- самостоятельное выполнение детьми работы.

Игровые методы:

- сюрпризные моменты;

- игровые ситуации;

- использование пальчиковых игр и упражнений;

- использование динамических упражнений;

- обыгрывание своих поделок.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:

- словесные (рассказ-объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

- практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков);

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, презентации.

При работе с бумагой дети познакомятся со следующими техниками:

Обрывная аппликация.  Это один из видов техники аппликации. Особенно, этот вид хорош для того, чтобы передавать фактуру образов. Например, пушистое облачко на небе или цыплёнок на лужайке, кудрявая овечка в поле или осенняя крона дерева.

Ребёнку нужно просто разорвать бумагу на кусочки. Они должны быть разного размера и цвета. Затем составить из них рисунок и приклеить. То, что здесь отсутствует необходимость пользоваться ножницами, это большое преимущество, ребёнок просто не сможет пораниться. Чтобы дети не пачкались жидким клеем, мы берём карандашный вариант, который не растекается. Клей-карандаш позволит детям не только не испачкаться, но и сделать свою картинку аккуратно, ровно и быстро.

Аппликация (объёмная). Работы получаются очень разнообразными, красивыми и неповторимыми.

Торцевание - этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков простых столовых салфеток.

Поделки из мятой бумаги - это изготовления игрушек из мятой бумаги, еще один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.

Техника Айрис- фолдинг - это техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза.

 Рисования цветной солью - знакомить детей с методом рисования солью. Научить окрашивать разными способами, добиваться разных оттенков.

2.4. Формы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: 

-  беседы;

- наблюдения;

- рассматривание;

- практические занятия;

- игровые занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- составление альбома лучших работ;

- проведение выставок работ;

- участие в учрежденческих, районных, областных выставках и конкурсах.

2.5. Структура НОД

I. Мотивации.  Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.

II. Художественное восприятие изображаемого.

- рассказ-объяснение воспитателя;

- совместное обследование и рассматривание образца;

- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;

- уточнение поэтапного выполнения работы.

III. Практическая работа детей.

- выбор детьми необходимого материала для работы;

- выполнение детьми работы.

- помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.

IV. Итог занятия.

- совместное рассматривание детских работ;

- анализ детских работ воспитателем;

- анализ детьми своих работ и работ других детей;

- организация  выставок детских работ, обыгрывание  детьми своих поделок.

2.6. Планируемые результаты

В результате данной программы дети получают следующие основные

знания и умения:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги и других природных материалов для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовидения.
  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; приемами работы с цветной солью и другими материалами.
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация, объемное конструирование); из других природных материалов.
  •  научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ.

Без методической базы процесс обучения не может быть успешно реализован, поэтому для занятий необходимы:

- технологии изготовления;

- образцы выполняемых работ;

- шаблоны;

- тематические папки;

- бумага разного вида, альбомы;

– наглядные пособия: схемы, рисунки, коллекции бумаги и картона.

  1. Учебно-тематический план занятий и содержание программы

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводные занятия

       2

2

-

1

«Это важно знать!» знакомство с Т.Б., и предупреждающим знаком при работе с ножницами, клеем и бумагой. История происхождения бумаги и её волшебные свойства.

1

1

-

2

«Что можно сделать из природных материалов»

1

1

-

                              Краски осени

21

     6

15

Опрос, мини-выставка

3

Знакомство с приемами бумагопластики «обрывание» «Мой любимый фрукт или овощ»

1

1

4

Продуктивная деятельность детей «Георгины» (объемная аппликация).

1

0,5

0,5

5

«Подсолнух». Объёмная аппликация с пластилином

1

0,5

0,5

6

Миниатюры на осеннюю тему. «Люблю березку русскую» Объёмная аппликация с пластилином

1

1

7

 Изготовление аппликации из бумажных комочков путем заполнения контура. «Яблочки и груши».

1

0,5

0,5

8

Изготовление аппликации из бумажных комочков путем заполнения контура. «Осенние листья»

1

1

9

«Гроздья рябины» - аппликация комочками

1

1

10

Что нам осень принесла?  Составление композиции.

«Осенняя корзинка»

1

0,5

0,5

11

«Зверушки» Поделки из природного материала

1

0,5

0,5

12

«Зверушки» Поделки из природного материала

1

1

13

«Гриб мухомор» (торцевание)

1

0,5

0,5

14

«Осенние дерево» - объемное торцевание.

1

1

15

«Осенний букет в вазе» - объемное торцевание.

1

1

16

«Осенний лес» (объёмная аппликация)

1

1

17

«Чудесные превращения кляксы»

1

0,5

0,5

18

«Осенние цветы» (кляксография)

1

1

19

Цветная соль- способы раскрашивания соли.

1

1

20

Создать аппликацию с использованием крашенной соли.

1

0,5

0,5

21

Аппликация с использованием крашенной соли.

1

1

22

Конструирование из бумаги.  Создать объемную фигурку из бумаги.

1

0,5

0,5

23

«Собака». Конструирование из бумаги

1

1

Зимушка Зима

22

6

16

Опрос, мини-выставка

24

«Чудо снежинки» -

1

0.5

0,5

25

«Веселый хоровод зайчат и елочек»

1

1

26

«Зимний лес» - объемная аппликация

1

0,5

0,5

27

«Зимний лес» - объемная аппликация

1

1

28

«Дед Мороз». Конструирование из бумаги

1

0,5

0,5

29

«Ёлочные игрушки». Конструирование из бумаги

1

1

30

«Символ года-собака» поздравительная открытка

1

0,5

0,5

31

«Колокольчик к Рождеству»

1

0,5

0.5

32

«Рождественский венок»

1

1

33

Коллективная работа «Белоснежная зима».

1

0,5

0,5

34

«Веточка елочки с шишками» 

Мозаика из пластилина.

1

0,5

0,5

35

«Зимний лес».

1

          1

36

«К нам прилетели снегири»

1

1

37

 «Веселая карандашница»

1

0,5

0.5

38

«Морская черепашка»

1

1

39

«Вертушка»         

1

0,5

0,5

40

«Валентинки»

1

0,5

0,5

41

«Мое сердечко» (торцевание)

1

1

42

«Поздравительная открытка» айрис – фолдинг.

1

0,5

0,5

43

«Открытка к 23 февраля».

1

1

44

«Царь зверей». Нетрадиционная аппликация

1

0,5

0,5

45

«Царь зверей». Нетрадиционная аппликация

1

1

Весна-красна

27

5

22

Опрос, мини-выставка

46

«Открытка для мам»

1

0,5

0,5

47

«Открытка для мам»

1

1

48

«Букет цветов». Конструирование из цветных салфеток.

1

0,5

0,5

49

«Букет цветов». Конструирование из цветных салфеток.

1

1

50

«Цветет мимоза» рисование цветной солью

1

0,5

0,5

51

«Цветет мимоза» рисование цветной солью

1

1

52

«Божья коровка»

1

0,5

0,5

53

Коллективная работа «Весна пришла»

1

0,5

0,5

54

Коллективная работа «Весна пришла»

1

1

55

«Пасхальное яйцо»

1

0,5

0,5

56

«Тюльпанчик» - аппликация с элементами оригами

1

0,5

0,5

57

«Пора в космос» (оттиск, набрызг, тычкование)

1

0,5

0,5

58

«На морском дне». Разминание пластилином, аппликация

1

1

59

«На морском дне». Разминание пластилином, аппликация

1

1

60

«Золотая рыбка»

1

0,5

0,5

61

«Цыпленок»

1

1

62

«Открытка к 9 мая»

1

1

63

«Праздничный салют»

1

1

64

«Праздничный салют» (рисование тычком жесткой полусухой кистью)

1

0,5

0,5

65

 «Одуванчики»

1

1

66

«Миньоны»

1

1

67

«Бабочки на лугу» - объемная аппликация

1

1

68

«Бабочки на лугу» - объемная аппликация

1

1

69

Солнышко (аппликация из

ладошек)

1

1

70

Отчетная выставка кружка

1

1

71

Отчетная выставка кружка «Мир цвета радуги»

1

1

72

Подведение итогов (выставка)

1

1

Всего

72

19

53

В рамках программы педагог имеет право поменять местами или заменить темы занятий и количество часов на их реализацию.

3.Методическое обеспечение программы

Для успешной организации учебного процесса способствует материально-техническая база:

- наличие учебного кабинета для занятий с детьми, имеющего достаточное освещение;

- наличие оборудования (столы, стулья, оборудование для оформления выставок: стеллажи, рамки для готовых работ), различные красочные материалы;

- компьютер, мультимедийная установка, фотоаппарат;

- место для демонстрации детских работ.

А также методическая база для занятий:

- таблицы с последовательностью изготовления изделий;

- образцы выполняемых работ;

- шаблоны;

- тематические папки.

Название темы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение и дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Словесный и наглядный методы обучения.

Инструкции по технике безопасности.

Иллюстрации, альбомы, наглядные таблицы, с различными видами декоративно-прикладного творчества. Материалы и инструменты: бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон.

Опрос, наблюдение педагога.

2

Торцевание.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Презентация виды торцевания. Дидактические игры. Цветная бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон, стержень, линейка.

Опрос, наблюдение педагога, мини выставка.

3

Аппликация

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Виды аппликации.

Цветная бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон.

Опрос, наблюдение педагога.

4

Аппликация из семян.

 

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Виды аппликации из семян.

Цветная бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон, стержень, линейка.

Опрос, наблюдение педагога, мини

выставка.

5

Пластилинография

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Что такое пластилинография?

Презентация: «Виды работ в технике пластилинографии».

Материалы: пластилин, стейки для пластилина, белый или цветной картон.

Опрос, наблюдение педагога.

6

Рисование цветной солью

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Виды аппликации.

Цветной картон, клей ПВА, цветная соль.

Опрос, наблюдение педагога, мини

выставка.

7

Техника айрис- фолдинг

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Что такое айрис-фолдинг?

Презентация: «Виды работ в данной технике»

Материалы: цветная бумага, белый или цветной картон.

Опрос, наблюдение педагога, мини

выставка.

4. Список используемой литературы.

1. Аппликация и бумагопластика. - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

2. Богатеева «Аппликация в детском саду»

3. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами»

4. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» - М: Творческий центр 2000- 107с.

5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография»;

6. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П.:Детство-

ПРЕСС 2009г.

7. Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006- 107с., ил.

8. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги»

9. Петрова И.М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002

10. Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»;

11. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2008

12. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.

Список сайтов

  1. Сайт Страна Мастеров  http://stranamasterov.ru
  2. Сайт Творим вместе с детьми  http://tvorchestvo.wordpress.com
  3. Сайт ДекоМИР: Детские поделки  http://dekomir.blogspot.ru/
  4. Сайт Крокотак http://krokotak.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Цвета радуги"

Образовательная программа дополнительного образования детей   "Цвета радуги"   Гёте называл цвет «продуктом света,  Продуктом, вызывающим эмоции», считая, что «свет- цвет - эмоции...

Детство цвета радуги

Статья для газеты городского округа Власиха Московской области о Работе МДОУ Детского сада №1 городского округа Власиха....

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Презентация Цвета радуги

Презентация цвета радуги...

План конспект занятия по теме:"Путешествие по цветам радуги".

Занятие для детей с ОНР по подготовке к обучению грамоте....

Программа кружка "Мир цвета радуги"

данная прогрпмма поможет в организации кружковой деятельности в детском саду....

Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....