«Использование информационно-коммуникационных технологий в организации взаимодействия с семьями воспитанников» (круглый стол)
статья

Евтушенко Елена Владимировна

Основная цель использования ИКТ в работе с родителями - оптимизация управления взаимодействием детского сада с семьей, на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с целью решения актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_ikt_v_rabote_s_roditelyami_word.docx633.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в организации взаимодействия с семьями воспитанников» (круглый стол)

Цель: оптимизация управления взаимодействием детского сада с семьей, на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с целью решения актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Задачи:

  • интегрировать информационно-коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи;
  • повышать информационно-коммуникативную компетенцию всех участников образовательного процесса ;
  • формировать у  родителей потребность в использовании информационно-коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия;
  • создать условия для использования информационно-коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей;
  • повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ;
  • популяризировать деятельность ДОУ.

Оборудование: презентация «использования информационно-коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей», листы бумаги, карандаши (цветные), воздушные шарики, заготовки слов на бумажном носителе (

Ход круглого стола:

Здравствуйте, уважаемые участники круглого стола. Сегодня мы с вами обсудим тему достаточно важную на современном этапе жизни. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в дошкольных образовательных учреждениях.

Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска и демонстрации иллюстраций к занятиям, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью работы с родителями.

Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя (показ слайда из ФГОС ДО).

         Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

В связи с этим у меня к вам встречный вопрос: «Что нужно современному ребёнку ? Каким Вы его видите? (обсуждение три минуты)? Назовите три наиболее подходящие на ваш взгляд характеристики современного поколения детей (обсуждаемый вопрос записываем на лист и даём ответ.

Итог: Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематогрофа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольного учреждения "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

Давайте посмотрим, что написали Вы о современном ребёнке (делаем акцент на совпадения  высказываний  воспитателями)

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Слайд 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00de/0004cf55-f87a57b4/img9.jpg

http://images.myshared.ru/26/1285777/slide_6.jpg

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Как Вы понимаете выражение: «Кто владеет информацией – владеет миром»? Напишите на листах свои ответы, а потом обсудим совместно.

А какой на ваш взгляд современный родитель? Также напишите ответы на бумагу. И вот , что  мы видим:

http://900igr.net/up/datas/125172/010.jpg

Несмотря на то, что существует цифровой разрыв поколений, современные родители тоже становятся другими...Появление новых технологий привело нас к тому, что вы родители во многом не могут передать свой опыт жизни ребенку. Оказалось, что детство современных детей уникально. Такого детства еще не было ни у кого: детства со всевозможными новинками технического прогресса. Но прежде, чем узнать эти новинки, ребенку нужно познать также мир вещей и мир абстрактных понятий, мир эмоций и мир чувств...Однако, если в прежние времена мир вещей менялся лишь с черепашьей скоростью, и взрослые передавали свои знания детям, то сегодня все это не так.

Наши дети живут в инновационном обществе, непохожем на прежние. В этом обществе надо жить по-другому, но многие взрослые еще не готовы к этому.

http://900igr.net/up/datas/254948/023.jpg

Уважаемые родители, ответьте на вопрос: «Что же такое ИКТ?»

Ответы взрослых

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Важную роль в этом направлении также играет использование ИКТ.

Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.

-Скажите, пожалуйста, а есть ли разница между информационно-коммуникационными технологиями и информационно-коммуникативными. И если да, то в чем?

(ответы)

- Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме:

Глоссарий:

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Т. е. под ИКТ в нашем случае подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

В нашем ДОУ создан официальный сайт , что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов, на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.

Размещать фотографии детей в открытом доступе в интернете можно только с письменного согласия их родителей. Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий, при проведении родительских собраний и т. д. Просмотр видео-материала, роликов, презентаций с использованием проектора стал неотъемлемой частью наших различных мероприятий, праздников, досугов.

Уважаемые родители из ваших анкет видно, что все вы пользуйтесь информационно-коммуникационными  технологиями. Вы создаёте группы, сайты, блоги, различные странички, передаёте информацию и успешно этой информацией пользуйтесь сами: «…технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».

Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических  знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет сделать работу более успешной.

Вывод: целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьями воспитанников».

В данной статье рассмотрены вопросы применения современных информационно - коммуникативных технологий в работе воспитателей с родителями. Также проанализированы характерные особенности и проблемы обще...

Использование здоровьесберегающих технологий при организации взаимодействия с семьями воспитанников

Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ....

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...