Статья «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьями воспитанников».
статья

Миронова Ольга Викторовна

В данной статье рассмотрены вопросы применения современных информационно - коммуникативных технологий в работе воспитателей с родителями. Также проанализированы характерные особенности и проблемы общения педагогов с семьями воспитанников. Выявлена и обоснована необходимость новых, перспективных форм сотрудничества с родителями, которые обладают оригинальностью, востребовательностью, интерактивностью. Автор на основе своего личного опыта, предлагает выделить некоторые средства информационно-коммуникативных технологий, которые доступны современному педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt_v_rabote_s_roditelyami.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей воспитанников».

Миронова Ольга Викторовна

Россия, г. Нижний Новгород.

e-mail:ole4kamir85@gmail.com

Аннотация:  В данной статье рассмотрены вопросы применения современных информационно - коммуникативных технологий в работе воспитателей с родителями. Также проанализированы характерные особенности и проблемы общения педагогов с семьями воспитанников. Выявлена и обоснована необходимость новых, перспективных форм сотрудничества с родителями, которые обладают оригинальностью, востребовательностью, интерактивностью. Автор на основе своего личного опыта, предлагает выделить некоторые средства информационно-коммуникативных технологий, которые доступны современному педагогу.

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного их развития; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Сегодня перед воспитателями  стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком.

Воспитатели вынуждены искать новые формы взаимодействия, в которых родители не будут принимать позицию потребителя образовательных услуг, а станут своему ребенку настоящим другом и наставником. Самыми главными воспитателями для ребёнка были и будут родители. В семье формируются все человеческие добродетели, закладывается фундамент всей жизненной постройки, строится будущая модель поведения маленького гражданина. Родители должны понимать что, детский сад – лишь помощник в воспитании ребенка. [2].  Отношения между педагогами и родителями должны носить партнёрский характер, с осознанием общих целей, формированием совместных воспитательских усилий. Необходимо создавать единые методы воспитания родителями и воспитателями детского сада, а для этого между ними должны быть созданы доверительные отношения. Внедряя в общение информативность, формируется общность в воспитании, создаётся активная среда для развития ребёнка.

Самым простым методом взаимодействия является диалог между родителями и воспитателем. Воспитатель в течение рабочего дня наблюдает за детьми, за их играми со сверстниками, поэтому может дать объективную характеристику каждому воспитаннику. Воспитатель должен донести информацию о пребывании ребёнка в течение дня, показать поделки, научить родителей правильно реагировать на успех и неудачу их ребёнка. Родителям стоит прислушиваться к замечаниям и обоснованным оценкам поведения ребёнка.

Но реальность такова, что современные родители, зачастую, слишком заняты и не располагают большим количеством времени (как для посещения родительских собраний, так и для посещения консультаций в детском саду). Случается, и у воспитателя отсутствует возможность для своевременного предоставления необходимой информации родителям. Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о грамотных, информированных и современных людях, готовых к саморазвитию и сотрудничеству. Процесс взаимодействия с семьей, будет эффективней, если педагог развивается в ногу со временем и активно использует в своей работе информационные компьютерные технологии (ИКТ) [1].  

Средства ИКТ помогают лучше доносить информацию об образовательном процессе,  демонстрировать фото и видеоматериалы; обеспечивать быстрый диалог; увеличивают поток информации. Систематическое информативное воздействие повышает эффективность взаимоотношений с семьёй за счёт быстрого обмена информацией, без дополнительных временных затрат. В целом это повышает вовлеченность родителей в детсадовскую жизнь ребёнка. [1]  Как молодой специалист, я с первого момента почувствовала все трудности общения с  родителями, поэтому стараюсь активно использовать и внедрять компьютерные технологии в процесс взаимодействия с родителями.

Во- первых, я поставила перед собой следующий ряд задач: 

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Для осуществления поставленных задач необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому свою работу я начала с создания электронной почты и рассылки анкет. По результатам анкетирования я ближе познакомилась с семьями,  с методами воздействия на ребёнка в семье, корректировала свою работу с учетом пожеланий родителей.

Совместно с родителями мы создали электронную группу (группа в соцсетях). Надо сказать, что электронная почта и страничка в соцсетях являются для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки, редко замечают объявления, пока воспитатель сам не обратит на них внимание. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию: о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию, а также фотоотчеты с мероприятий, о проводимых праздниках и развлечениях. Особенно важно такое общение родителям детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе жизни своей группы.

Нельзя не упомянуть использование в работе с родителями различных мессенджеров (Viber, WhatsApp), которые на сегодня прочно вошли в нашу жизнь.  Именно они как нельзя лучше обеспечивают быстрый и оперативный обмен информацией.

В работе с родителями я использую разнообразные традиционные и нетрадиционные формы общения. Из всего многообразия форм основной, конечно, остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные собрания часто не дают нужного эффекта, потому что родители являются пассивными слушателями. [ 3].  Поэтому, при проведении совместных родительских собраний, развлечений я  стараюсь использовать презентации, видеофильмы на различную педагогическую тематику.

Кроме всего прочего, после каждого мероприятия я подвожу итоги. Для этого можно использовать опросный лист, оценочные листы, экспресс-диаграмму [2].  Это помогает определить эффективность затраченных усилий на взаимодействие с родителями.

Стоит заметить, что подобное интерактивное общение никоим образом  не притесняет классические методы воспитания, а только обогащает, добавляет информативности, быстрой обработки информации в условиях современной реальности. Построение новых информационных связей между педагогом и семьёй, дает возможность оказать профессиональную помощь, своевременно оказывать психологическую поддержку и вывести методы образования на более высокую ступень. На сегодняшний день применение ИКТ в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования.

Библиографический список.

  1. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011, С. 72.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогом в ДОУ"

Статья раскрывает возможности использования ИКТ в работе педагога дошкольного образования....

Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей

Пезентация на тему "Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей. Цели, задачи и подробное описание....

Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Выступление на педагогическом совете на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьёй"

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает образовательную деятельность дошкольных учреждений...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в организации взаимодействия с семьями воспитанников» (круглый стол)

Основная цель использования ИКТ в работе с родителями - оптимизация управления взаимодействием детского сада с семьей, на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, с ...